Урок изобразительного искусства "Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров" (2-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 2


Вид занятия: декоративная работа.

Цели урока:

  1. Образовательная: закрепление знаний детей о декоративной переработке форм растительного и животного мира в форме проведения викторины-путешествия по местам художественных народных промыслов с опорой на выставку (Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан, Городец, Жостово);
  2. Воспитательная: воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, патриотизма, уважительного отношения к труду народных мастеров; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
  3. Развивающая: развитие у детей эстетического вкуса и фантазии, сходство и отличие в выполнении элементов росписей, упражнения в стилизации; формирование понятий об орнаменте и его элементах, развитие образного представления.

План урока (время урока – 45 минут)

  • Организационная часть (1-2 мин)
  • Беседа (5-7 мин)
  • Объяснение задания (7 мин)
  • Физминутка (3 мин)
  • Показ педагогического рисунка (3 мин)
  • Самостоятельная работа учащихся (15-20 минут)
  • Выставка лучших работ учащихся (2 мин.)
  • Оценивание работ учащихся, обобщение и завершение урока (2-3 мин)

Оборудование:

  • Для учителя – учебные таблицы и пособия, готовые изделия, фотографии и иллюстрации из книг, шаблоны – трафареты – формы матрёшек, тарелочек, грибочек под роспись.
  • Для учеников – акварель или гуашь, кисти (разные номера), баночки для воды, индивидуальные задания детям (стихи), палитра, тряпочка или салфетка.

Ход урока

Организация класса.

(проверка готовности к уроку, баночки с водой, альбомы, кисточки.)

Беседа.

Беседа и путешествие по местам художественных народных промыслов проводится в форме презентации на мультимедийном проекторе.

– Сегодня мы с вами немного попутешествуем по местам художественных народных промыслов, вспомним народные росписи, с которыми мы с вами знакомы и попробуем побывать мастерами в росписи бытовых предметов.

– А начну я свою беседу о народном искусстве и культуре России. Как вы думаете, ребята, может ли человек называть себя культурным, не зная культуры своего народа?

Мнение детей (совершенно верно)

– Верно, ребята. «Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего». Народная культура многообразна, она включает в себя и народно-прикладное искусство. Все виды искусства связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Многие виды народно-прикладного искусства, впитав в себя всё лучшее созданное народом на протяжении веков, сложились в промыслы. Ни одна страна мира не может похвастаться таким разнообразием, как Россия

– А какие промыслы знаете вы, ребята?

Мнение детей

– Правильно, но это лишь малая частичка того богатства, что хранит русская земля. А её богатство – в талантливых людях, настоящих мастерах.

Удивительные люди – народные мастера. Из дерева, глины и кости, шерсти и льна, железа и серебра они создают настоящие чудеса.

– Давайте вспомним, с какими народными росписями вы знакомы? (Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Полхов-Майдан)

– Какие цвета мы применяем для Хохломской росписи? (красный, жёлтый, чёрный)

Чтение стиха о Хохломе (слайд 2-3)

Хохлома
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют,
Не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.

– Показ слайдов и чтение о Хохломе.

– Для Гжельской? Голубой, синий, белый.

– А как ещё мы называем Гжельскую роспись? (холодной)

Чтение стиха о Гжели

 (слайд 4-5)

Гжель
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками,
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?

– Показ слайдов

– Для Городецкой росписи мы используем все цвета, обратите внимание, какова выразительность этих узоров.

Чтение стиха о Городце.

Показ слайда 6-7

Городец
Полюбуйтесь какова.
Роспись сказочная.
Здесь купавки и розаны,
Кони, птицы, листья – сами
Оживляют всё вокруг.
Прикоснись, и оживёт,
И цветок, и лепесток.

Вот и Полхов-Майданская роспись у нас на экране.

Стих, показ слайдов

Полхов-Майдан

слайд 8

Яркая и пышная,
Роспись необычная,
Крупные цветочки,
Зелёные листочки,
Яблочко в разрезе,
Ягодки на ветке,
А орнамент здесь простой,
Полхов-Майданских мастеров.
Про подносы не забыли,
букет цветов вам предложили.

Стих, слайды.

слайд 9

Жостово
Красоту орнамента,
Русского узора,
Мы увидеть сможем лишь
На подносах Жостовских.
Лаком вскрытым,
Фон цветной.
В центре множество цветов:
Полевых и луговых,
Словно, жизнь внутри кипит.

– А сейчас мы побываем в мастерской художников и внимательно рассмотрим изделия расписанные умельцами. Это девицы-матрёшки, которые считаются «русским сувениром». (слайд 10), кухонные доски, расписанные в росписи Городца и Жостовских подносах. (слайд 11).

Работа учащихся по вариантам.

И так мы с вами рассмотрели несколько видов росписей.

– А вот сейчас вы попробуете сами побывать мастерами народного промысла на различных предметах быта, так как для каждого варианта будет своя работа.

ЗАДАНИЯ. (слайд 12)

  • I вариант – вам предстоит расписать шаблоны разделочной доски и использовать элементы росписи Хохломы.
  • II вариант – у вас на партах лежат картонные тарелочки, которые должны преобразится при помощи вашей фантазии и мастерства в Гжельскую керамику.
  • III вариант – фартук матрёшек вам необходимо расписать используя роспись Городца.
  • IV вариант – копилка-грибок, Полхов-Майданская роспись вас ждёт.

Физминутка.

Элементы выполнения росписей.

(слайд 13)

(Показ и объяснение)

Индивидуальная работа учащихся (практическая работа)

(с обратной стороны подписать свою работу)

Показ лучших работ учащихся.

(слайд 14)

Итог урока.

– Какие народные промыслы мы использовали при выполнении работ?

– Какие цвета любят использовать в работе народные мастера Городца и Полхов-Майдана?

– Какие цвета используют мастера гжельской керамики?

Презентация.