Урок математики по теме "Дробные числа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с новым видом чисел (дробные числа). Закрепить пройденный материал.
  • Развивать мышление, кругозор.
  • Воспитывать трудолюбие.

Место урока: ___________________________

Первый урок (тема рассчитана на 20 часов)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы: словесный, практический, наглядный, частично-поисковый.

Оборудование: тетрадь, карточки, картинки, яблоко, математика под редакцией Аргинской, книги «Веселая математика», «Учим дроби».

Ход урока

Сегодня мы с вами начнем изучение новой темы, а сначала повторим изученное ранее

АА + Б = ВГВ

99 +2 = 101

А чтобы узнать новую тему нашего урока, мы должны решить данные равенства. (Запись на доске.) Запишите только значения этих равенств в строчку, через клеточку.

1) 42 : 7 + 14 = 20 ы

18

2) 2*9 : 3 = 6  Д

6

3) 36 : 6*4 = 24 е

3

4) 18 – 9 : 3 = 156

5

5) 25 : 5 + 8 = 13 р

14

6) 7*2 + 5 = Г9 н

6

7) 54 : 9 + 8 = 14 о

Самопроверка оценки на полях

20 6 24 15 13 19 14

ы д е б р н о

– А теперь расположите значения в порядке возрастания, и у вас получиться слово

6 13 14 15 19 20 24

Дробные

А, чтобы узнать второе слово, мы решим задачу на смекалку. Сколько получиться целых батонов из 6 половинок. 3 это слово числа. А сейчас откроем учебник и выполним № 521. Прочитайте задачу; о ком задача? (О братьях.) Что они хотят сделать? (Разделить яблоки.) Как? (Поровну.) Кто сможет ответить?

Новая тема: работа с учебником № 521 (7 мин.)

– Да.

– Пожалуйста к доске, объясняй! 6 : 2 = 3 (Яб.)

– Какие числа встречаются в этом равенстве? (6, 2, 3)

– Какие они? (Натуральные.)

Чтение второй задачи

Прочитайте:

– Смогут ли они разделить между собой поровну одно яблоко? (Да. Разрежем и каждому достанется половинка.)

– Можно записать натуральным числом ответ? (Нет.)

– Почему? (Каждый получит половинку яблока.)

– А вот вместо слова половина можно сказать: одна вторая одна вторая – дробное число.

Давайте сравним задачи.

Сравнение

– Чем похожи? (Яблоки, братья.)

– Чем отличаются? (В первой задаче в ответе целое число, во второй – дробное.)

– Что обозначает дробное число? (Часть.)

– Что обозначает натуральное число? (Целое.)

– Когда мы в жизни используем дробные числа?

– А записывается число вот так: 1 2

Связь с жизнью

– Что обозначает число под чертой? (На сколько частей делим.)

– А число над чертой? (Сколько частей берем.)

Запись числа 1/2

  Числитель  
Знаменатель

Показать рисунок. Знакомства с терминами (знаменатель, числитель). Первичное закрепление.

– Какие числа записаны на доске?

– Давайте попробуем записать числа под геометрическими фигурами. Смелый – у доски. Возьмите квадраты, лежащие у вас на столах. Разделите их на 2 части. Закрасьте 1/2 часть. Разделите на 4 части, закрасьте.

Практическая работа

рис.1

2 – знаменатель, он показывает, на сколько частей мы делим предмет, 1 – числитель показывает сколько частей мы берем.

Итог (2 мин.)

Физкульминутка

– С какими числами мы познакомились? (С дробными.)

– А сейчас мы с вами будем решать задачу. Задачу очень интересную.

Задача:

Куриное яйцо весит 60 г, половина его веса приходиться на белок, третья часть – на желток, а остальной вес – на скорлупу. Сколько весит скорлупа? Прочитайте условие. Прочитайте вопрос. О чем говорится в задаче? (О курином яйце.)

Разбор:

– Что известно в задаче?

Куриное яйцо весом 60 г

Белок? – половина ——

Желток? – половина ——

Скорлупа?

1) 60 : 2 = 30 (г) – белок

2) 60 : 3 = 20 (г) – желток

3) 30 + 20 = 50 (г) – желток и белок

4) 60 – 50 = 10 (г)

Ответ: 10 г весит скорлупа.

Правильное решение на доске.

По вариантам:

1-й вариант:

34* + **1 = 609

*23 – 5** = 181

Правильное решение на доске

2-й вариант:

6*3 + 29* = *41

7*0 – 58* = *91

Ответы учащихся.

Итог.

Домашние задание. Взаимопроверка оценки – что нового узнали на уроке? № 522 (прокомментировать).

 

Самоанализ урока

Тема: Познакомить с новым видом чисел (дробные числа). Закреплять пройденный материал. Развивать мышление. Воспитывать трудолюбие.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и предметы: совестный, практический, наглядный, частично поисковый. Оборудование: тетрадь, учебник, под редакцией Аргинской, карточки, яблоко, книга «Веселая математика». Учить дроби.

Урок изучения нового материала включает в себя следующие этапы:

I этап: подготовка учащегося к восприятию, нацеливание на тему урока. Это было реализовано через устный счет. Были использованы совестные, наглядные методы обучения, частично-поисковые.

II этап: первичное восприятие и анализ.

Новая тема: Дети сами делали выводы, сравнивали задачи между собой. Находили различия и сходства связь с жизнью. Практическим применением (получали части из целого). Знакомство с новым числом позволило расширить и углубить само понятие числа, определить место натуральных чисел в более широкой системе. Использовали дроби для решения практических задач, связанных с частями целого.