Интеллектуально-творческое развитие личности на уроках русского языка и культуры речи

Разделы: Русский язык


Цели урока:

– повторить, обобщить и систематизировать известное, изучить новое по культуре общения, речевому этикету;

– развитие творческих способностей студентов, умения применять теоретические знания на практике;

– воспитание уважительного отношения к окружающим людям, тактичности, умения общаться. Формирование бережного отношения к родному языку и интереса к его изучению.

Тип урока: Урок-конференция с элементами театрализации, деловых игр, психологических тренингов, творческих заданий.

Оснащение урока: Стенгазеты: “Язык мой – друг мой”, “Ваш друг – этикет”, стенды: “Знаковая система языка”, “Мимика, жесты – необходимое средство общения людей”, выставка книг о речевом этикете, правилах общения, плакаты с высказыванием выдающихся людей о культуре общения, с пословицами, поговорками, загадками о русском языке, рисунки студентов по знаковой системе языка, физиономистике.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя, подводящее к пониманию темы и целей урока:

Случалось ли вам быть наказанными? Какое наказание показалось вас самым тяжелым? Я тоже считаю, что лишение человека общения с другими людьми, обречение на одиночество – очень сильное наказание. Доказать это можно примерами из жизни, из книг. Попробуйте привести такие примеры.

Все мы читали рассказ М.Горького “Старуха Изергиль”. Одна из легенд рассказывает о Ларре, сыне орла и человека, себялюбивом эгоисте, который ничего не хотел сделать для людей, который желал сохранить себя целым, не жертвуя для других ни силой, ни здоровьем, ни знаниями, ни, тем более, жизнью. И люди лишают его своего общества, прогоняют его, а высшие силы делают бессмертным. И тогда его жизнь без общения опостылела ему, превратилась в пытку, и только смерть казалась избавлением от этих мук, но и она не приходила к нему. Вот так был поражен человек за высокомерие, за нежелание жить по законам общежития.

Если кому-то посчастливилось побывать в Санкт-Петербурге и посетить музей Петропавловской крепости, побывать в одиночной камере Алексеевского равелина, где когда-то много месяцев провел “государственный преступник” Николай Гаврилович Чернышевский, выступивший против царского режима, то вы видели “обыкновенную” одиночную камеру, которую можно назвать камерой пыток особенно изощренным методом – тишиной, каменными стенами и одиночеством. Многие, попавшие в нее, сходили с ума, предпринимали попытки самоубийства, не выдержав отъединенности от мира.

А всем известный фильм “Чучело”. Жестокие подростки объявляют однокласснице бойкот за то, что она не такая, как они. И хотя девочка лучше, чище, тоньше, чем коллектив сверстников, она страдает от одиночества, мучается, готова пойти на компромисс, не свойственный ей, потому что, как говорил один из героев Ф.М. Достоевского, ведь надобно же человеку иметь возможность хоть куда-нибудь пойти, т.е. иметь рядом родственную душу.

Из этих примеров следует вывод, что человек, как существо общественное, должен жить в обществе, подчиняться его законам, знать правила общения.

2. Объявление темы, поставка целей урока. Сегодня на уроке мы вспомним некоторые из этих правил: приветствие, знакомство, выражение благодарности, сожаления, поздравление с праздником, вручение подарков, комплименты, разрешение конфликтных ситуаций, ведение диалога и, конечно же, правила речевого этикета; закрепим все это в предложенных психологических тренингах, творческих заданиях, инсценировках реальных жизненных ситуаций.

3. Работа с группой по предложенной теме.

– Что служит средством общения людей? (Речь.)

– Кроме словесных способов, что помогает людям в общении? (Несловесные, т.е. вер бальные средства общения: знаки, мимика, жесты, телодвижения.)

Рассмотрите предложенные рисунки (знаки, выполненные студентами), объясните их значение.

Сообщение студента “Знаки как средство общения (Приложение № 1).

Мы можем сами придумать знаки. Давайте попробуем. Возьмем фразу: “На перемене бегать нельзя”. Если обозначить “урок” открытой книгой, то “перемена” будет закрытая книга. “Бегать” изобразим мельканием нескольких ног, нарисованных на закрытой книге, и зачеркнем их. Получим требуемый знак. Представители двух команд рисуют на доске знаки: “На уроке нужно слушать” и “Старый друг лучше новых двух”. Группа выставляет оценки.

Большое значение при общении играют такие невербальные средства общения, как жесты, выражение глаз, мимика, поза, движения тела, изменение голоса и речи. Все это изучает наука “Кинесика”.

Сообщение студента: “Кинесика”. “Мимика считается одним из главных показателей чувств. Мимика – это выражение лица (глаз, губ, бровей). Глаза помогают установить контакт с собеседником. Если вы смотрите на говорящего, это означает вашу заинтересованность в том, что вам говорят, помогает сосредоточиться. Настойчивый, пристальный взгляд воспринимается нами как признак враждебности и агрессии.

Мимика помогает нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает. Давайте попробуем отгадать, что означают:

– поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные уголки губ, полуоткрытый рот?

– нахмуренные брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы,

сжатые зубы? (Человек сердится.)

Попробуем определить чувства человека по рисунку. (Демонстрируются рисунки, выполненные студентами, с изображением на лице гнева, печали, радости.)

Кроме мимики при разговоре люди часто жестикулируют. Понятна ли вам будет фраза, сказанная без жеста: “Сын у меня вот тут сидит”? Конечно, непонятна. Где сидит: на стуле, в углу комнаты? Используем жест. (Какой?) Правильно, сын сидит – у родителей на шее, т.е. находится на иждивении. Вспомним другие фразеологические обороты, называющие тот или иной жест:

– бить кулаком в грудь (оправдываться, доказывать обратное);

– повернуться спиной (проявить безразличие, отказаться от общения);

– хлопнуть себя по лбу (вспомнить);

– указать на дверь (нежелание общаться, разрыв отношений);

– пожать плечами (недоумение);

– развести руками (признать свою несостоятельность);

– рвать на себе волосы (запоздалое раскаяние).

Вопрос докладчика к группе: “Что обозначают следующие жесты, сопровождающие речь?”:

– палец, поднесенный к губам (нужно молчать);

– ладони, зажимающие уши (нежелание слушать);

– пожимание плечами (непонимание, о чем идет речь);

– кивание головой (знак согласия, одобрения);

– повороты головы вправо-влево (нет).

Язык мимики, жестов, телодвижений у разных народов различен, и это надо учитывать. Так известный жест “о кей” (кружок, образуемый пальцами) в англоязычных странах обозначает первую букву в слове и употребляется в значении “все хорошо”, во Франции он обозначает “ноль”, т.е. “ничего”, в Японии – “деньги”.

Поднятый вверх большой палец в англоязычных странах имеет три значения:

– попытку поймать машину;

– все в порядке, дела идут хорошо;

– при резком выбрасывании вверх – нецензурное ругательство.

В Греции этот знак обозначает “заткнись”, в Австралии имеет оскорбительное значение, если ладонь повернута к собеседнику, а в большинстве европейских стран этот знак обозначает “победа”.

Интересно, раньше китайцы, когда здоровались, пожимали руки не друг другу, а сами себе. Индийцы и другие восточные народы в знак приветствия складывали ладони перед грудью. Японцы, переспрашивая: “Вам кого, меня?”,- показывают не на грудь, а на нос. В знак приветствия на Тибете показывают язык, в африканских деревнях – улюлюкают, размахивая руками. В Корее считается невежливым не снять очки во время беседы со старшим, а в Китае при разговоре нельзя смотреть собеседнику в глаза, в них можно взглянуть только во время прихода и прощания.

Существуют жесты оскорбительные и даже нецензурные (“Ты что, совсем того? Вот тебе, видел? и др.)

Язык жестов так же, как и словесная форма общения, требует знания и меры. Неоспоримо, что жесты при звуковом общении делают нашу речь более выразительной, но бывает грустно и смешно, когда человек злоупотребляет жестикуляцией, размахивает руками, повторяя жестами то, что говорит словами. Это часто бывает, когда у говорящего недостаточный словарный запас, не хватает слов, чтобы выразить свою мысль.

Для закрепления полученных теоретических знаний на практике предлагается следующая ситуация: вы занимаетесь, допустим, продажей косметических средств. Нашли потенциального покупателя, который может приобрести их у вас мелким оптом на выгодных условиях. Договорились о встрече. Пришли к нему в офис и увидели:

1-я ситуация. Хозяин кабинета устремляется вам навстречу, протягивает руки с открытыми ладонями, предлагает сесть, сам тоже садится, расстегивает пиджак, интуитивно передвигается на край стула, ближе к столу, за которым сидите вы. Взгляд открытый, голова и туловище наклонены к собеседнику. Как разрешится ваша сделка, каковы ваши предположения? Ответ студента: “Поза, положение тела, жесты, взгляд говорят о проявлении заинтересованности, открытости, и результат будет, конечно же, положительным”.

2-я ситуация. Прижатая к щеке рука, взгляд в потолок, покусывает дужки очков, теребит кончик носа, ходит по комнате, чешет затылок. Ответ студента: “Человек явно сомневается или обдумывает предложение. Здесь важно не торопить. Можно использовать прием “отзеркаливания”, т.е. принять ту же позу, что и партнер, в большинстве случаев это срабатывает”.

3-я ситуация. Скрещенные руки и ноги, взгляд искоса или исподлобья, человек как бы сжался, старается занять как можно меньше места. Ответ студента: “Человек занял защитную, оборонительную позицию. Положительный результат возможен. Чтобы партнер “раскрылся”, нужно, чтобы он разомкнул руки, встал. Для этого можно предложить ему посмотреть образцы продукции, рекламные буклеты, подготовленные бумаги. Это снимет напряжение, уберет защитную реакцию”.

4-я ситуация. Отводимый в сторону взгляд, обращение туловища или ног к выходу, прикосновение к лицу, попытка закрыть глаза и уши, жест “жарко под воротничком”, покашливание, прикрывание рта рукой. Ответ: “Подозрение, скрытность, сомнения, обман, ложь. Лучше не иметь дела с таким партнером”.

Главным же средством общения является речь. И чтобы общение состоялось, необходимо, чтобы она была правильной, логичной, доступной для собеседника, эмоциональной, выразительной. Эти требования не всегда выполняются нами. Давайте посмотрим сценку, которую наблюдали выступающие на одной из перемен:

Аня: Привет, чувиха.

Галя: Привет! Ну, че, житуха прет?

Аня: Да где там. Вааще отстой. Предки достали, лавэ обламывают, а мой прикид всем приелся, шузы поистрепались, чуваки ноги сделали, оторваться не на что. А у тя че в технаре, житуха прет?

Галя: Да каво там!? Преподы достали, хвосты растут, колы притомили, дирик с колесами поймал. Даже хавчик не радует.

Аня: А я щас такое расскажу. У меня с чиксой разборки были. Она батоном прикинулась и пробовала его крошить, но получила по рогам и припухла.

Галя: А у меня такая фишка! Чувак был не то чтобы даун, но по сравнению с бывшим оказался корявым лохом, хотя пробовал права качать, но заглох, как фанера, когда получил по рогам. Вот такие приколы.

Аня: Очуметь, вот так стега. Приходи на бездик ко мне через неделю, потусим. Ну пока, не чахни.

А вы часто наблюдаете такие картины? Кто является их участниками? Да, действительно, жаргонизмы используют в своей речи и взрослые образованные люди, и молодежь, и даже дети. Мы их слышим с экранов телевизоров, читаем в газетах и журналах. Приведите примеры:

– В.Путин – “Мочить в сортире”.

– В.Зайцев – “Пойди в магазин и оторвись по полной” и др.

Следующее сообщение – результат исследовательской работы студентки, ее наблюдений за языком жителей нашего города, членов семьи, работников техникума. Итак, “Как мы говорим?” (Приложение № 2)

Как выйти из этой тупиковой ситуации? Ответ на этот, казалось бы, риторический вопрос дает частушка, сочиненная и исполненная двумя студентками: (студентки в народных костюмах исполняют под балалайку частушки о том, как мы говорим).

(Приложение № 3)

А сейчас предлагается выполнить задания по грамматике и орфоэпии у доски: Поставить слова в нужную форму: красив_жалюзи, опытные инженер__, много чул_, носк_, мать пе_ет пироги, крапива больно _ется, перец гор_е горчицы. Произнеси правильно: красивее, звонит, творог, свекла, каталог, мусоропровод, бармен, квартал, скучно, фанера, бижутерия, нет брел_ка, дерма_тин, ко_форка, скомпроме_тировать.

Чтобы общение людей было плодотворным, нужно знать некоторые правила и придерживаться их.

Сообщение студента по теме: “Речевой этикет и история некоторых речевых формул”. (Приложение № 4)

А сейчас вашему вниманию предлагаются две сценки. Возможно, кто-то узнает в них себя: “Выбор подарка и вручение его имениннику”.

Миша: Вот, тебе. Поздравляю (подает газетный сверток), все, что смог. Весь день бегал по магазинам, голову сломал, не мог ничего придумать.

Слава разворачивает кучу бумаги, наконец извлекает компьютерный диск с игрой, читает название. “У-у-у, у меня такая игра есть. Да и вообще, я со стрелялками завязал (бросает подарок на книжную полку).

Много времени мы уделяем общению по телефону. При этом тоже нужно знать некоторые правила приличия, чтобы не получилось, как в нашей сценке:

– Кто?

– А кого надо?

– Леху! А вы кто? Мамахен евошний?

– Для кого мамахен, а для тебя Мария Петровна. Че надо? Нет этого балбеса дома.

– Да ниче. Придет, пусть брякнет Коляну.

Умеем ли мы сказать человеку приятные слова? Согласитесь, что не всегда. Самое главное, чтобы они были искренними, т.к. тонкий человек чувствует даже малейшую фальшь. Комплименты должны быть ненавязчивыми, не слащавыми. Мужчине всегда прекрасно слышать, когда говорят о его успехах на работе, в бизнесе, подчеркивают его ум, организаторские способности. Женщин радует комплимент о ее внешности, о детях, способностях вести домашнее хозяйство.

Но, говоря такой комплимент, ты рискуешь получить обратный результат: “Как ты сегодня хорошо выглядишь!” (“А что вчера выглядела плохо?”) Или: “Ты знаешь, я сегодня на уроке физкультуры была приятно удивлена, что ты бегаешь лучше всех в классе, хотя такая толстая”.

Выразительность речи. Чтобы речь была яркой, эмоциональной, запоминающейся, надо уметь пользоваться выразительными средствами русского языка. Подберите как можно больше:

– эпитетов к слову “друг”;

– олицетворений к слову “солнце”;

– синонимов к выражению “Я усталая иду с работы”;

– фразеологических оборотов к фразе: “Какой ты у меня умный”.

Подводя итоги урока, давайте вспомним основные формулы речевого этикета (студенты с места называют формулы приветствия, прощания, представления, поздравления, соболезнования, извинения).

Слово учителя. А мне хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского: “Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит беду. Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять смятение и сомнение – и повергнуть в уныние, сотворить улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека – и заронить недоверие, вдохновить на труд – и привести в оцепенение силы души”. И чтобы владеть словом во благо людям, надо этому учиться.

Предлагается конкурс домашних заданий. Используя фразеологические обороты, дайте рекламу знаний, культуры, образования.

– Если ты пишешь как курица лапой, если в обществе несешь ахинею, лезешь за словом в карман, если ты без царя в голове и готов в любую минуту сесть в калошу, быстрее бери быка за рога и куй железо пока горячо, то есть садись за книги, читай их от корки до корки, и ты будешь на верху блаженства, ума у тебя будет палата, денег тьма-тьмущая, а конкуренты останутся в дураках.

– Если вы окунетесь с головой в знания, то перед вами предстанет совершенно иной мир. Знания открывают глаза на многие вещи. Чтобы это понять, вы должны жить душа в душу с русским языком и книгой .Ведь без царя в голове невозможно прожить в наше время. Будьте грамотными, стремитесь к знаниям, не вешайте нос, не опускайте руки и уже завтра вы заметите, что перед вами открываются большие перспективы.

– Изучайте русский язык, и у вас будет семь пядей во лбу, а то нынешняя молодежь живет без царя в голове и в ус не дует. Летите на всех парусах в библиотеку, читайте хорошие книжки от корки до корки и перед вами откроется золотое дно.

Подведение итогов урока. Анализ пословиц и поговорок, находящихся на стендах:

– Язык разум открывает.

– Каков разум, таковы и речи.

– Человеческое слово стрелы острее.

– Пулей попадешь в одного, а словом в тысячи.

– Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.

Итоги конкурсов, награждение победителей, вручение грамот, выставление оценок.

Текст грамоты:

Награждается _____________ходячая энциклопедия за то, что она не хромает по русскому языку, а знает его как свои пять пальцев, и не теряет головы в трудных ситуациях: она в них как рыба в воде. Схватывает все на лету, так как у нее ума палата. Ей не надо лезть за словом в карман и блуждать в трех соснах. Я и дальше пожелаю ей быть семи пядей во лбу, брать быка за рога и оставить с носом любого соперника в любом хорошем деле.

Дед Буквоед

Приложение № 1

Сообщение студента: “Знаки как средство общения”

Знаки повсюду окружают нас в жизни. Так на большинстве товаров стоит фирменный знак производителя, на конверте с письмом наклеены марки – это почтовые знаки. При движении по дороге на автомобиле мы видим, как мелькают мимо нас дорожные знаки. В городе на объектах бытового и культурного назначения мы опять же сталкиваемся со знаками, которые помогают нам найти нужный магазин, аптеку, больницу, учреждение культуры или образования.

Первого сентября дети дарят своим учителям цветы в знак признательности и уважения. Это предметные знаки. К ним относятся и подарки, которые мы получаем в торжественный для себя день. Эти подарки тоже несут информацию. Например, существует мнение, что желтые цветы, подаренные одному из влюбленных – знак измены, скорой разлуки. Или, не рекомендуется дарить ножи и вилки, которые, якобы, являются атрибутами конфликта, скандала в семье. Все эти знаки можно увидеть.

Утром звонит будильник – это знак, что пора вставать. Во время войны вой сирены был знаком того, что надо спуститься в бомбоубежище. В мирное время мы можем услышать сирену, извещающую о пожаре или другой опасности. Машины скорой помощи издают определенный звук, спеша на помощь больному. Микроволновые печи, чайники тоже подают звуковые сигналы. Эти знаки можно услышать.

Знаком может стать и действие. Например, вы отвечаете у доски, учитель кивает головой в знак согласия. Во время боя солдаты поднимают руки вверх. Это означает, что они сдаются противнику. Управляющие с земли подъемным краном не только издают звуковой сигнал, но и показывают движением руки, как должна двигаться стрела.

Но для того, чтобы знаки работали, иногда люди должны договориться. Например, откуда мы узнали, что красный свет светофора – запрет, а зеленый – разрешение движения. А красный крест и олимпийские кольца будут понятны, если заранее известен договор о том, что они означают. К символам относятся флаги и гербы стран мира.

Интересно, что у разных народов знаки могут обозначать разные вещи. Однажды, это было еще в XIX веке в Южной Америке, один европейский путешественник, встав утром, начал чистить зубы, но наблюдавшие за ним индейцы, убили его, решив, что он занимается страшным, неведомым колдовством. Поэтому, если нет договора, знак может быть истолкован неправильно.

Многие знаки не могут “работать в одиночку”. Для того, чтобы они работали, нужна система знаков. Существует много знаковых систем: знаки воинского отличия, знаки дорожного движения, система нотных знаков, знаки Зодиака.

Приложение № 2

Сообщение студентки: “Как мы говорим?”

Мое выступление – результат наблюдения за языковыми процессами, происходящими вокруг нас. Больше всего меня поразило обилие жаргонизмов в речи горожан. Зная, что жаргонизмы возникли для ограничения количества людей, понимающих твою речь, я подслушала разговор двух подружек и решила, что они вообще не хотят, чтобы их понимали. Время они вчера провели не просто хорошо или отлично и даже не здорово, а клево, ништяк, потрясно, железно, круто, кайф, бащно и даже чума. И эти смачные жаргонные словечки так выразительны, ярки, так “заводят” взрослых, провоцируют их на возмущение. Дома у этих девушек предки, шнурки, которые жалеют для своих спиногры-зов бабки, бабло, лавэ, рябчики. В технаре преподы, классухи, хвосты, контролки и лабы, пары и пятаки, отвратительный хавчик, ботаники и дауны. На воле получше: можно оторваться, потусить, поколбасить.

Послушала я эту лабуду и зависла. Но хуже всего, что и взрослые “заражены” этой болезнью. Старшего брата в армии деды достали, а дембель еще далеко. У дяди-летчика самолет то вспухает в воздухе, то клюет. У мамы стоматолога пациент в кресле отрубился, и даже у учителей крыша едет, потому что мы их достали.

Употребление жаргонных слов обычно оценивается отрицательно с точки зрения чистоты и красоты языка. Но в наше время, когда жаргонные словечки встречаются в газетах и журналах, звучат по радио и телевидению, невозможно избежать их употребления людям неграмотным или с плохим вкусом. Не то плохо, что такие люди используют жаргонные слова. Плохо то, что человек других слов не знает или не умеет употреблять. В своей среде мы можем общаться на сленге, но когда мы пойдем в театр, магазин, на работу, будем поступать в институт – нам нужен будет именно тот “великий и могучий нормативный язык, которым без особой подготовки пользоваться невозможно.

“Благодатный” материал для критики представили мне окружающие люд” в плане орфоэпии: колидор, транвай, куфайка, рубиль, пелемени, колидор, ишо, значить -это ошибки бабушек и дедушек.

Комфорка, вместо конфорка, битон, вместо бидон, нет брелка, вместо брелока, дермантин – так говорят многие “среднестатистические” жители города.

У наших преподавателей более “изысканные” ошибки: скомпромеНтировать, беспрецеНдентный случай инцидент, благословЛение -говорят некоторые из них, вставляя лишнюю букву.

В плане употребления грамматических форм многим тоже предстоит большая работа: красивая тюль, покрыть крышу новой толью, много чулков, джине, туфлей, мать пекет пироги, крапива сильно жгется, я скоро выздоровлю, ехай, едь быстрее – вот очень неполный перечень самых распространенных ошибок, подтверждающий, что поле деятельности для изучения русского языка огромно.

Я коснулась только части проблем речевой культуры. Язык не только основное средство общения, но и показатель общей воспитанности человека, его визитная карточка. По тому, как человек говорит, мы можем сразу и легко определить, с кем имеем дело. Мы можем определить степень интеллигентности говорящего, даже состояние его здоровья, психической уравновешенности и возможной закомплексованности. По-настоящему сильный и здоровый человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться, употреблять нелитературные слова. Ведь он уверен, что его слова и так весомы.

Приложение № 3

Частушки о языке

В языке народа сила
Мудрость так давно гласила.
Мысль чтоб эту закрепить,
Нужно верно говорить.

Иностранные слова...
От них кругом голова.
И в масштабах всей страны
Нам секьюрите нужны.

Эта девальвация, инаугурация...
Можно ведь язык свернуть,
А то и вовсе не заснуть.

С ударением проблема.
Есть всегда одна дилемма:
Сказать верно так непросто
Торты, свекла и береста.

Молодежная среда
Сленг использует всегда.
Они очень любят квасить,
Глючить, плющить и колбасить.

Ну а фразеологизмы
В языке, как катаклизмы.
Чем горбатого лепить,
Лучше правду говорить.

Любим мы блатной жаргон,
В речи так привычен он:
Бабло, капуста, бабки, мани-
Это денежки в кармане.

Паразитов много очень,
Их вставляем между прочим.
Часто слышать довелось:
Лады, каво, авось, чавось.

Языка нет в мире круче,
Он великий и могучий.
“Русский” должен каждый знать,
“Я” свое чтоб уважать.

Приложение № 4

Сообщение студента: “Речевой этикет и этимология некоторых этикетных формул”

Речевой этикет – это свод правил и рекомендаций о правильном речевом поведении. Это относится прежде всего к правильному употреблению слов и словесных оборотов - речевых формул – в различных ситуациях. Существуют установленные варианты использования определенных речевых формул в зависимости от того, с кем общаешься.

Речевые этикетные формулы имеют долгую историю. Так слово “здравствуйте” в качестве приветствия сформировалось к концу XVII века из описательного оборота “желаю тебе здравствовати”. С этого же времени в языке стали появляться такие формулы, как “добрый день”, “добрый вечер”. Они возникли по образцу европейских формул приветствия. Там же берет начало “привет” и “пока”.

С древности использовалась формула повелительного наклонения глагола “пожаловать”: “Пожалуйте в дом!” Позже слово “пожалуй” стало использоваться как вводное слово с оттенком неуверенности. Слившись с усилительной частицей “ста”, это слово приняло современную форму и свое значение во времена Пушкина.

Слово “прощай” означало “отпусти меня с миром”. Оно достаточно категорично. С конца XIX века в речевой обиход стало входить другое выражение – “до свидания”.

Слова, выражающие благодарность, во многих языках пришли из торжественного ритуала. То же можно сказать и о формулах выражения признательности другому человеку “спасибо” и “благодарю”. Первая первоначально означала то же, что и “помоги тебе бог, спаси тебя бог. После того, как слова “спаси” и “бог” слились в одно слово, согласный “г” отпал, и теперь мы имеем новое слово с новым смыслом “спасибо вам”. Слово же “благодарю” произошло от “благодарствую”, т.е. “приношу благодарение”

Одна из формул вежливости – приветствие. Кто приветствует первым? При обычной встрече младшие приветствуют старших по возрасту, опыту или занимаемому положению. Ребенок приветствует взрослого, подчиненный – начальника, мужчина -женщину. Молодая девушка первая здоровается с пожилыми людьми. В помещении всегда приветствует вошедший. Форма приветствия жестом – мужчина приподнимает шляпу в знак уважения. Не снимают меховые или вязаные шапки. При приветствии мужчина снимает перчатки, женщина должна это сделать только в помещении. Формулы приветствия: “здравствуйте, мое почтение, приветствую Вас, сколько лет, сколько зим и т.д.” Среди молодежи возможны непринужденные приветствия: “Привет, приветик, салют”. В официальных, торжественных случаях в большой аудитории, обращаясь ко всем, мы говорим: “Приветствую вас! Позвольте вас поприветствовать!”

Прощание. При прощании мы обычно говорим: “До свидания, прощай, будь здоров, всегр доброго, всех благ, счастливого пути, рад был вас видеть, мое почтение, разрешите откланяться, разрешите попрощаться”. У молодежи слова прощания звучат несколько фамильярно: “Пока, ну будь, до скорого, чао, гуд бай, бай-бай.”

Телефонные разговоры. Услышав звонок по домашнему телефону, снимите трубку со словами: “Алло, да”, “Слушаю Вас” или “Квартира Орловых”. Звонящий может спросить: “Могу ли я поговорить с Верой Петровной?” и, если она дома, надо ответить: “Сейчас приглашу” или “Подождите, пожалуйста”. Если спрашиваемого человека нет, нужно спросить, что передать.

Мобильные телефоны необходимо выключать или переводить на беззвучный режим на спектаклях, в кино, на концертах, музеях, во время церемоний и ритуалов.

Обращение по телефону к незнакомому человеку “женщина, мужчина, бабушка, дедушка” недопустимо, т.к. ты не видишь, кто взял трубку, а голос может подвести.

Лучше сказать “Будьте любезны, извините, скажите, пожалуйста”. Заканчивает разговор тот, кто начал его. Если говорят мужчина и женщина, беседу завершает женщина.

Подарочный этикет. Чтобы подобрать подарок, нужно знать вкусы и интересы получателя подарка. Легко подобрать подарок любителю рыбалки и охоты, книголюбу, любительнице рукоделия. Осторожно нужно подбирать в качестве подарка духи, косметику, предметы искусства. Предметы интимные, вещи дарят близким людям, членам семьи. Универсальным подарком для женщины могут быть цветы и конфеты, для мужчины спиртное и сигареты. Дорогие подарки могут поставить виновника торжества в неудобное зависимое положение. Есть даже пословица : “Подарки принимать, так отдариваться”. Подарок, сделанный своими руками, должен быть отлично сделан и должен нравиться получателю.

Детям, девочкам, можно дарить платья, туфельки, это их обрадует. Мальчики к таким подаркам относятся равнодушно. Но в любом случае к вещевому подарку следует добавить игрушку или сладость. Живой подарок – котенка, щенка, хомячка, рыбок – дарят с согласия родителей.

Дарить подарок следует не в прихожей, а в гостиной, с улыбкой, словами поздравления, идущими от души. Подарки могут быть в красивой упаковке, а вот цветы следует освободить от обертки. Принимая подарок, следует помнить старую русскую пословицу: “Не дорог подарок, дорога любовь”. Нас хотели порадовать, нас помнят, любят. Именно за это мы и благодарим дарителя. Подарок следует вынуть из упаковки, рассмотреть, поблагодарить за него и по возможности сразу применить: цветы поставить в вазу и на праздничный стол, сладкое и вино тоже, в подаренные чашки можно налить чай.