Урок окружающего мира по теме "Лес – природное сообщество" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Сформировать представление учащихся о лесе, как природном сообществе; установить взаимосвязи между обитателями леса; определить значение леса в жизни человека, необходимость его охраны.
  2. Совершенствовать речевые умения учащихся; развивать образную связную речь, познавательную активность, наблюдательность, умение делать выводы и обобщения.
  3. Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе и доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • плакат «Смешанный лес»;
  • картинки-знаки «Как вести себя в лесу»;
  • картинка с изображением Лесовика;
  • таблица «Сообщество смешанного леса»;
  • рисунки деревьев, животных, муляжи грибов;
  • карточки с заданиями;
  • записи голосов птиц;
  • толковый словарь;
  • Красная книга;
  • схема «Значение леса».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационное начало урока.

Учитель:

– Ребята, хотите узнать, о чём пойдёт речь на уроке?

– Отгадайте загадки:

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)

Хозяин лесной,
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Шапочка на ножке –
Вот и весь Ермошка. (Гриб)

Учитель:

– Что объединяет эти слова? (Лес)

III. Изучение новой темы.

– Так о чём же мы будем говорить на уроке? (О лесе)

– А что такое лес? (Это семья различных растений и животных, существующих вместе)

– Сегодня мы постараемся установить взаимосвязи между растительным и животным миром леса.

– Скажите, а для чего это нужно? (Чтобы больше узнать о растениях, животных леса, их пользе)

– Чтобы не навредить природе, мы должны хорошо её изучить.

– Итак, тема нашего урока «Лес – природное сообщество», и мы отправляемся в лес. А вот и хозяин леса – Лесовичок. Прежде, чем войти в лес, он предлагает нам вспомнить правила поведения в нём.

По картинкам-знакам дети вспоминают правила поведения в лесу (Приложение 1):

  • Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  • Не срывай цветы.
  • Не лови насекомых.
  • Не разоряй муравейники.
  • Не уничтожай жаб, лягушек и змей.
  • Не разоряй птичьи гнёзда, не подходи близко к гнёздам птиц.
  • Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детёнышей зверей.
  • Ходи по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
  • Не оставляй в лесу мусор.

– Молодцы! Лесовичок доволен вашими ответами и приглашает в своё царство.

Ученик:

Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои!

– А в какой лес мы пришли? (В смешанный.) Докажите.

– Деревья – главные лесные жители. Давайте вспомним, какие деревья растут в смешанном лесу. Угадайте их по силуэту (Приложение 2).

Сообщение заранее подготовленных детей о нескольких деревьях (Приложение 3).

Под сенью деревьев находят приют множество лесных растений.

Прочитайте название растений и подумайте, на какие группы их можно разделить и почему. (На доске запись: сосна, калина, ландыш, лещина, осина, шиповник, липа, медуница.)

Лес состоит как бы из этажей. Ученые называют эти этажи леса – ярусами (работа со словом, с толковым словарем).

Ярус – это определенный этаж, в котором произрастают различные растения.

  • 1-й ярус – высокие деревья (сосны, ели, дубы).
  • 2-й ярус – деревья пониже (березы, осины).
  • 3-й ярус – кустарники (калина, лещина, шиповник).
  • 4-й ярус – травы (ландыш, кислица).
  • 5-й ярус – мхи, лишайники.

– Почему так много растений могут жить вместе, не мешая друг другу? (Им нужны разные условия. Деревья, в основном, светолюбивые, кустарники – теневыносливые, травы – тенелюбивые.)

– А какая особая группа живых существ, которая не относится ни к растениям, ни к животным, есть в лесу? (Грибы.)

Показ муляжей грибов.

Как вы думаете, нужны грибы лесу? Найдите ответ в учебнике на с. 179.

– Так каким будет ваш ответ? (Грибы очень нужны лесу. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

– Вот что записали грибы в «Книгу жалоб»: «Что хотите с нами делайте: режьте, жарьте, варите, солите. Даже маринуйте! Только грибницу не трогайте, не раскапывайте вокруг лесную подстилку, иначе совсем перестанем расти!»

–Так как же нужно собирать грибы?

– А что такое лесная подстилка? Какова ее роль? (Предохраняет корни лесных растений от холода, жары; животным, которые впадают в спячку, помогает в холодные зимы.)

– Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы.

IV. Физкультминутка.

– Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.

Мы в лесу своем друзья,
И все мы – дружная семья.
(Дети встают из-за парт и берутся за руки.)
Деревья выстроились в ряд,
И каждый встрече с нами рад.
(Улыбаются друг другу.)
Вот это гибкостью своею тешит взгляд.
(Наклоняются.)
А это высится сурово, как солдат.
(Тянутся вверх.)
Одно – раскидистые ветви простирает,
( Машут руками.)
Другое – на ветру трепещет и играет.
(Весело прыгают. Садятся на свои места.)

V. Продолжение изучения новой темы.

– А знаете ли вы, что весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселен животными? И в каждом ярусе свои обитатели.

Работа с таблицей «Сообщество смешанного леса».

В нижних ярусах гнездятся глухари, рябчики, тетерева. Живут ежи, зайцы, кабаны. Большинство певчих птиц вьют гнезда на низких деревьях. Жилье дятла, сороки, сойки чуть выше. Выше всех, в самом верхнем ярусе, строят гнезда иволги и крупные хищные птицы: ястреб, канюк.

– Вспомните, на какие группы можно разделить животных по особенностям их питания?

  • Растительноядные (заяц, мышь, лось, бобр, сойка, клест).
  • Насекомоядные (кукушка, мухоловка, пеночка, поползень).
  • Хищные (лиса, волк, ястреб, сова).
  • Всеядные (медведь, еж, кабан).

– Чтобы выяснить, хорошо ли вы знаете животных леса, проведем игру.

Дидактическая игра «Кто это?» Один ученик зачитывает описание животного, а остальные угадывают.

1. Его называют лесным доктором. Долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под нее вредных насекомых. (Дятел)

2. Днем спит, а ночью охотится на мышей, насекомых. У нее острый слух и зрение, мягкое оперение. За лето уничтожает до 1000 мышей и этим спасает 1т хлеба. (Сова)

3. Его величают лесным великаном. Ростом он около 2 м, а то и повыше, весом бывает около полтонны. У него великолепные рога, которые служат ему защитой от врагов. (Лось)

– Как еще называют лося? (Сохатый.) Почему?

4. Зимой спит в берлоге и лапу «сосет». (Медведь)

– Почему про медведя так говорят? (Со ступней медведя зимой сходит старая грубая кожа, а молодая нежная кожица нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком.)

– А почему его так назвали? (Любимое лакомство медведя – мед; мед ведать.)

5. Эта птица подкладывает свои яйца в чужие гнезда. Но она приносит огромную пользу, поедая волосатых гусениц, которых другие птицы не едят. (Кукушка)

– Почему ее так назвали?

VI. Закрепление изученного материала.

1. Самостоятельная работа по группам.

Ученики составляют цепи питания. Сильная группа самостоятельно. Более слабая – добавляют 2 звена. Слабая – добавляют 1 звено.

2. Анализ работы.

С чего начинается каждая пищевая цепочка? (С растений.)

– А заканчивается? (Хищниками, всеядными, насекомоядными.)

– Что случится, если из цепи выпадет одно звено? Например, исчезнут дятлы? (Лес погибнет от жуков.)

Вывод:

Какую же роль играют растения в жизни животных? (Дом, пища.)

– А какую роль играют животные в жизни растений? ( Умирают, перегнивают – соли; участвуют в размножении растений путем переноса семян.)

– Можно ли назвать лес природным сообществом? (Да.)

– Как вы понимаете лексическое значение слова СООБЩЕСТВО? (Разбор слова, работа со словарём И. Ожегова).

– Сообщество – группа растительных и животных организмов, живущих вместе.

3. Работа с пословицами о лесе. Игра «Собери пословицу».

– Ребята, Лесовичок приготовил для вас задание. Нужно из слов собрать пословицу и объяснить её смысл.

Ученикам раздаются конверты с карточками, на которых написаны слова.

1 ряд: Враг природы тот, кто лес не бережёт.
2 ряд: Лес – богатство и краса, береги свои леса.
3 ряд: Лес не школа, а всему учит.

– Попробуйте по пословице «Лес – богатство и краса, береги свои леса» составить небольшой текст. Помните, что главная мысль вашего рассказа должна быть выражена в пословице.

– Так каково же значение леса? (По опорной таблице).

(Приложение 4).

4. Экологическая проблема.

– А всегда ли разумно использует человек лес? (Нет, вырубает леса, истребляет животных, оставляет много мусора, разводит костры.)

– Как решить эту проблему? (Насаждение новых лесов, бережное отношение к природе, охрана растений и животных.)

– А как мы с вами помогаем лесу? (Собираем жёлуди, делаем кормушки, скворечники и др.)

– По вине людей уже исчезли или находятся на грани исчезновения многие виды растений и животных. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, животные будут гибнуть все больше. Чтобы этого не случилось, учёные составили специальную книгу – Красную книгу.

Ученик:

Охраняется Красною книгой
Столько разных животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!

– Вот у меня в руках Красная книга. Писатель Николай Сладков, создавший немало книг о животных, так рассказывал об этой удивительной книге: «Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя!»

– В Красную книгу мира уже занесено 295 видов зверей, 312 видов птиц, 25000 видов растений. Но записать животное или растение в Красную книгу – ещё не значит их сохранить. Это только сигнал тревоги. Остановитесь на мгновение! Оглядитесь вокруг! Сколько удивительного нас окружает. Порадуйтесь солнцу, порадуйтесь пению птиц. Берегите нашу землю, нашу природу!

Демонстрация рисунков растений и животных, занесенных в Красную книгу: ландыш, ветреница, подснежник, выхухоль, чёрный аист, зубр, соболь, бобр и др.

– Для охраны животных и растений создаются заповедники. В нашей стране их около 155.

Благодаря им удалось спасти бобра, соболя, зубра.

– Какой заповедник находится недалеко от нас? (Воронежский).

– В Воронежском заповеднике удалось сохранить и успешно размножить бобров.

– А в 1935г. на Хопре, притоке Дона, был учреждён Хопёрский заповедник для спасения выхухоля, который за свой ценный мех был полностью истреблён.

– Но беречь нужно и тех животных, которые не внесены в Красную книгу. Ведь в природе всё взаимосвязано.

– Давайте же и мы с вами будем беречь зверей и птиц, окружающих нас, чтобы, войдя в лес, мы могли услышать их голоса.

Запись с голосами птиц.

– Голоса каких птиц вы услышали?

– Какие чувства испытали?

VII. Подведение итогов.

– Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы её?

– Понравилось вам в лесу? Какое настроение?

– Природа леса вдохновляет поэтов, писателей, композиторов, художников на прекрасные творения.

– О лесе писали В. Бианки, М. Пришвин, Н. Сладков, И. Бунин, И. Никитин, Ф. Тютчев, А. Фет и др.

Выставка книг «Лес – наше богатство»

И закончить наш урок хочется стихотворением:

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь,
Всё это называется природа.
Давайте же всегда её беречь!

VIII. Домашнее задание.

– Написать сочинение на тему «Лес – наше богатство».

Разгадать кроссворд «Дары леса».