Урок-рецензия. Вячеслав Кондратьев "Сашка"

Разделы: Литература


Цели:

  1. подготовка учащихся к сочинению-рецензии;
  2. развитие понятия рецензии;
  3. развитие аналитического мышления;
  4. воспитание патриотического чувства, чувства ответственности и долга.

Оформление доски:

  1. Словарь: рецензия, аннотация, аналитик
  2. Краткий план рецензии.
  3. Слова «небоязничали», «прогляд», «поурытистей», «незабывный» (на другой стороне доски)

Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Тема сегодняшнего урока – урок-рецензия по книге В.Кондратьева «Сашка».

Я предлагаю вам посмотреть на слова, которые могут вам показаться сложными.

Условно понятие о рецензии можно разделить на 3 группы:

  1. небольшая критическая или публицистическая статья полемического характера;
  2. развернутая аннотация, раскрывающая содержание произведения;
  3. рецензия в виде эссе, т.е. раскрашенное лиризмом размышление, навеянное книгой.

Мы с вами будем говорить о рецензии, как о развернутой аннотации, раскрывающей содержание произведения.

Вам предлагается краткий план. Автор рецензии может пользоваться планом на свое усмотрение. При составлении рецензии будем всегда помнить об основной цели рецензии: через личное восприятие рассказ о произведении.

Итак, перед нами книга. В правом углу посвящение автора: «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мертвым – посвящена эта книга»

Сразу вспоминаются огненные строки А.Твардовского

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.

Из учебников истории, кинофильмов вы знаете, какими они были - бои подо Ржевом.

II. Выступление ученика «Бои подо Ржевом» (из истории)

III. Итак, мы начинаем со вступительной части – рассказ об авторе.

Рассказ об авторе (выступление ученика)

Заключение учителя.

В одном из журналов он так обращается к молодому поколению и к ребятам: «Для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были наполнены великой русской литературой прошлого века. Он воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем. Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу.»

IV. Работа с текстом.

Сегодня перед нами одна из страниц такой литературы повесть В.Кондратьева «Сашка». Мы продолжаем составлять рецензию, и сейчас будем говорить о её самой объемной части: творческом замысле писателя.

Беседа по тексту.

- Как вы считаете, что главное на войне: быт или бой? Почему?

- А как считает автор? Докажите примерами из текста:

(когда ноги занемеют, постелить лапника

валенки для ротного

с хлебцем плохо, навару никакого

концентрат пшенки с памяткой март)

Мысленно перенесемся в то время и на ту землю, о которой прочитали в повести. Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? В поисках ответа найдите те существительные с вашей точки зрения, художественные детали, картины, которые помогают писателю воссоздать это время, а нам его представить:

  1. валенки для ротного
  2. война есть война, и несет она только смерть
  3. заведенный на передовой порядок (ранило – отдай автомат)
  4. жиденький блиндажик
  5. диалог Сашки с капитаном

Вывод. Так что же главное для автора? (Главная неимоверно трудная часть военной жизни – это быт. Вот об этом рассказывает автор в своей повести. Писатель, по словам одного из критиков, выразил то, «что можно было бы назвать глубочайшим сущностным трагическим прозаизмом войны».)

- В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и боец (просто перечислить)

1) валенки для ротного;
2) возвращается в роту сдать автомат;
3) ведет санитаров к раненому;
4) отказывается расстрелять немца;
5) встреча с Зиной;
6) выручает лейтенанта Володьку.

Для обсуждения выберем 3 последних эпизода.

1) – Кратко пересказать эпизод, когда Сашка не подчинился приказу расстрелять немца.

- Что для вас важно в этом эпизоде?

- Как раскрывается здесь Сашка?

- Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ?

2) - Второй эпизод. Встреча с Зинкой (без пересказа)

- Что значит Зина в Сашкиной жизни?

- Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся представление о нем?

- Что значат для вас слова автора «все поля в наших»? (один из главных мотивов повести)

3) Третий эпизод: испытание дружбой (краткий пересказ эпизода)

- Осуждаем ли мы Сашку за этот поступок или оправдываем его?

- А автор?

V. И как вывод из всего сказанного нами послушаем критика об этом герое.

И Дедков «Пядь Ржевской земли»

VI. Смысл названия книги

- Что необычного в названии книги?

- Что автор вложил в название?

Учитель: Для сравнения предлагаю вам прочитать отрывок из стихотворения Юлии Друниной «Зинка»

(памяти однополчанки Зины Самсоновой)

Мы легли у разбитой ели,
Ждем , когда же начнет светлеть
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей гнилой земле
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет
Где-то в яблочном захолустье
Мама, мамка моя живет

- Что общего между этими названиями? ( Герой близок автору, доверительность , так обращаются только к очень близкому человеку)

VII. Для того, чтобы проследить композицию, ответим на 2 вопроса.

- Из каких событий выстраивается повествование? (фронт, после ранения, по дороге в тыл, в госпитале, в поезде)

- Для чего автор ведет повествование от своего лица? (сказовая манера повествования, дающая возможность слиться с героем. Для того, чтобы мы глубоко видели переживания других людей. Перед нами не просто день солдата, но один из дней)

VIII. Язык произведения.

- Помогает ли язык героя раскрыть замысел автора? (Кондратьев пользуется им блестяще)

- Найдите в тексте необычные слова, которые употребляет автор. (на доске «небоязничали», «прогляд», «поурытистей», «незабывный», «моклая»)

- Оправданы ли такие слова замыслом автора?

- А если попробовать перевести слова на общепринятый «средне-литературный язык». Повесть потеряет что-нибудь или нет?

А вот критика

«То, что задевает иных в этом тексте как неловкость, стилизация, можно расценить и по-другому: как естественную… затрудненность живой речи, ищущей точных, а не расхожих определений всему, что переживается героем»)

IX. Выступление учащихся «Личные впечатления от прочитанного».

(монологические высказывания)

Х. Выступление учащихся, которые работали с критическими статьями.

(статьи даны в приложении)

Вывод.

«Ну Сашок… Ты человек…» - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты», - докажет Сашка просто.

В бесчеловечной кровавой войне человек остается человеком, а люди-людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о странной войне и сохранении человечности.

Литература

  1. Великая Отечественная Война в лирике и прозе. Повесть В. Кондратьева «Сашка» Том 2. Дрофа. М.2002
  2. И. Детков. Пядь Ржевской земли.//Литературное обозрение. – 1980. - № 5
  3. Крупнина Н.Л., Соснина. Я вам жизнь завещаю.//Литература в школе. - 1989. -№ 3
  4. Кондратьев В. Пока мы живы //Вопросы литературы. – 1979. - № 6
  5. Симонов К. Доброго пути, Сашка! //Дружбы народов. – 1979. - №2

Приложения.