Час общения "Человек среди людей"

Разделы: Классное руководство


Цели:

  • познакомить учащихся с понятием “ радость общения” и раскрыть его составляющие;
  • показать значимость образования в формировании у учеников положительной Я - концепции, позитивного отношения к окружающему миру;
  • продолжить развитие коммуникативных качеств учащихся

Задачи:

  • Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
  • Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных метах;
  • Формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Презентация

Ход мероприятия

(слайд 1) Приветствие учителя.

  • Здравствуйте те, кто хорошо позавтракал.
  • Здравствуйте те, кто не завтракал и мечтает об обеде.
  • Здравствуйте те, кто рад наступлению весны.
  • Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
  • Здравствуйте те, кто готов работать.

В качестве эпиграфов высказывания: (слайд 2)

“Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше”.
Ф. Ларошфуко

“Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое”.
А. Шопенгауэр

Человек немыслим без людей.
Гете

Потребность в человеке рождается с желанием найти для себя в другом человеке источник радости, отдавая что-то свое.
Сухомлинский

Уважение к людям есть уважение к самому себе.
Голсуорси

Интересный вопрос: может ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? Как вы думаете?

Дети обсуждают вопрос.

(слайд 3) Многие эмигранты, возвращающиеся в Россию, главной причиной возвращения называли отсутствие нормального человеческого общения! Далеко не каждый человек способен легко сжиться с чужой культурой и образом жизни. Для этого требуется постоянное общение. А для такого общения нужно знать язык этой страны, как свой родной. Если не знаешь языка – общение полноценным быть не может.

Но и знание языка не решает всех проблем. Ведь человеку надо приспособиться к другим нравам, обычаям, нормам, принятым в том обществе.

Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное.

(слайд 4) Робинзон Крузо, известный всем вам по книге Даниеля Дефо, оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил говорить попугая, разговаривал сам с собой, читал Библию. Робинзон выжил. 28 лет он сражался с дикой природой и победил. Но не было дня, чтобы он не вглядывался в морскую даль. Робинзон мечтал увидеть на горизонте парус корабля, который вернет его в общество. Потому что человек вне общества утрачивает главное – радость общения с другими людьми.

Наверное, у каждого человека бывают такие моменты, когда ему хочется побыть одному, но никто не захочет продлить это одиночество на всю жизнь. Ведь даже когда человек уходит в монастырь, то он покидает этот суетный мир, чтобы общаться только с теми, кто во многом похож на него.

(слайд 5) В сибирской тайге долгие годы жила семья Лыковых. Они ушли от людей, не желая жить по существующим в обществе законам. Конечно, положение Лыковых отличалось от положения Робинзона. Тайга – не океан. К тому же они прихватили много полезных вещей, прежде всего орудия труда и охоты. Они пользовались церковными книгами. Со временем все Лыковы умерли, осталась одна из дочерей – Агафья, которая упорно не хочет возвращаться к людям. Когда Лыковы были обнаружены в тайге, выяснилось, что у них произошли серьезные психические изменения сознания.

- Как вы считаете, почему сознание Лыковых серьезно отличалось от сознания других людей? Как вы думаете, были ли Лыковы счастливы? Почему некоторые люди уходят в монастырь?

Проходит обсуждение поставленных вопросов.

(слайд 6) Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он учится и работает. Он ходит в магазин и ездит в транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит в гости к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается.

Общение выполняет множество функций: обмен и передача информации, формирование эмоций и обмен ими, познание человека, корректировка взаимоотношений, совместная деятельность и др. Общение имеет свои правила и закономерности. Каковы они?

Первое, от чего зависят наши успехи в общении, – это направленность на тех, с кем мы общаемся, наше заинтересованное отношение к ним. Заинтересованный взгляд, обращение по имени с предпочтением той формы, которая наиболее устраивает тех, с кем общаемся, хорошая осведомленность в том, что представляет первоочередную важность для партнера по общению, готовность внимательно выслушать и выразить действенное участие в решении волнующих человека проблем обязательно вызовут ответную заинтересованность.

Правила общения: (слайд 7)

Российский психолог А.И. Кочетов выделяет следующие правила общения:

Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.

Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни. О своих знакомых, которых вы знаете хорошо, не позволяйте говорить дурно, решительно обрывайте посмевшего за глаза осуждать других.

Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка –сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.

Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.

Извлекайте уроки из допущенных ошибок в общении.

А теперь еще раз взгляните на эти правила и выскажите свою точку зрения. Со всем ли вы согласны? Может быть, что-то из предложенного вам кажется неверным?.

(слайд 8) А вот какие правила общения предложены психологом Д. Карнеги:

Высказывайте свое одобрение людям.

Улыбайтесь.

Придерживайтесь дружелюбного тона.

Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.

Посмотрите на эти правила и подумайте, есть ли в них разногласия. С чем вы не согласны? Чтобы добиться успеха в общении, необходимо научиться видеть в людях хорошее, делать им комплименты.

Игра “Комплимент”

На листочках написаны имена одноклассников. Каждый ученик вытягивает по очереди листочек с именем. Необходимо сделать комплимент этому человеку.

(слайд 9) ---фотография: - Что вы можете сказать об этом человеке?

– Вон человек, что скажешь ты о нем?
Ответил друг, плечами пожимая:
– Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю!
– Вон человек, что скажешь ты о нем? –
Спросил я у товарища другого.
– Я с этим человеком не знаком,
Что я могу сказать о нем плохого!
(Р. Гамзатов)

Чувствуете разницу в общем отношении к людям? Чего мы ждем от них – хорошего или плохого? Верим ли мы в людей, доверяем ли им?

Доверие – это вера в чистые помыслы, восприятие человека человеком всегда субъективно. Мы видим в окружающих прежде всего те качества, которые развиты в нас самих. Доброжелательный человек отметит доброжелательность, коварный сам вечно ищет подвоха от других. С. Макаренко говорил, что к людям нужно подходить с оптимистической гипотезой (оптимист – тот, кто верит в хорошее, гипотеза – предположение). Нужно верить, что мы живем среди хороших, умных, честных людей. То, что мы называем уважением человека-это вера в доброе начало в нем.

(слайд 10)

Этот мир несовершенный
Состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
Наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
И не станет он добрей.
Если сами мы добрей не станем.
(И. Тальков)

Классный руководитель: “ Я недавно прочитала слова Ларошфуко:

“Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно заблуждается”.

Загадка:

- Она ничего не стоит, но много дает.

- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.

- Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.

- Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

- Она создает счастье в доме и служит паролем для друзей.

(улыбка)

Классный руководитель. Обратите внимание на фразу, она служит кодексом психологов всего мира: Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам.

Мы с вами определили для себя правила, соблюдение которых позволяет понравиться людям. Однако любое знание должно быть пережито и закреплено практикой. Мало знать, надо пережить. Давайте попробуем применить эти правила прямо сейчас. Начнём с самого простого. Как насчет улыбки? Я имею в виду настоящую, согревающую сердце улыбку, которая исходит изнутри, которая ценится так высоко. Я приглашаю гостей выполнить это простое задание.

(3вучит музыка.)

Сядьте поудобнее, подтяните подбородок, держите высоко голову. Наполните легкие воздухом до отказа. Улыбнитесь на выдохе. Молодцы! Теперь посмотрите друг на друга. Выберите себе партнера из людей, сидящих рядом, и улыбнитесь ему. Не бойтесь, что вас неправильно поймут. Улыбнитесь, скажите несколько приятных слов. Что вы почувствовали, улыбаясь другому человеку?

А что вы почувствовали, когда улыбались вам? Запомните и сохраните эти ощущения. Вам было, несомненно, приятно, ведь улыбка – это лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.

(слайд 11) Научимся же давать другим то, что мы хотели бы получить от других.

Внутренний мир личности возникает и развивается вместе с человеком, он неповторим.

Е. Евтушенко писал:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет похожих на нее.

Очень важно помнить, что другой человек отличается от меня, он не хуже и не лучше меня, он другой. Он самостоятельная личность, которая сама определяет свое поведение. Человек – это личность, умеющая разбираться не только в себе самом, в своих желаниях, поступках, но и умеющая понять окружающих людей, своих близких, учитывать их интересы, вкусы, желания. Способность сострадать, сочувствовать, сопереживать – показатель уровня психического и социального развития, признак духовной зрелости личности. Прежде чем совершить что-то, он предвидит последствия путем анализа событий, логических операций и т.д.

“Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения”. (Антуан де Сент-Экзюпери)