Урок математики "Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока:

  • Обучающая: Закрепить изученные устные и письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки в пределах 100; закрепить материал о нахождении площади, периметра фигур, отрабатывать умение анализировать задачи и решать их.
  • Развивающая: Развивать устную речь; совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления; математические способности, образное и логическое мышление, познавательную активность.
  • Воспитывающая: воспитывать умение работать в коллективе, самостоятельность, дисциплинированность.

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, компьютер, листы в клетку для графического диктанта, магнитофон, плакаты "лабиринт", "звёздное небо", звёзды трёх цветов для каждого ребёнка.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок,
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку “пять!”

II. Сообщение темы и целей урока.

– Я очень хочу, чтобы сегодняшний урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили нумерацию трёхзначных чисел, решение примеров и задач.

– А сейчас посмотрите на экран. Здесь записаны даты. Может кто-нибудь скажет мне, чем они знаменательны?

Слайд 1

(Ответы детей)

– Правильно, ребята! 12 апреля – День Космонавтики. Именно 12 апреля 1961 года – день полёта первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина.

Слайд 2

– А может, кто знает, чем знаменательны другие даты?

4 октября 1957 года был запущен I искусственный спутник Земли. 3 ноября 1957 года был запущен II искусственный спутник Земли, на борту которого была собака Лайка. 20 августа 1960 года был запущен первый космический корабль. А может кто-нибудь знает, кто был на его борту? (Собаки Белка и Стрелка)

Итак, 12 апреля Гагарин отправился в космос. Ребята, а вы бы хотели побывать в космосе?

Но прежде чем Юрий Алексеевич отправился в космос, он много готовился и тренировался, поэтому и мы сейчас с вами должны подготовиться к полёту. А для этого вы должны быстро и правильно выполнить следующие задания:

III. Индивидуальная работа у доски: (2 человека)

IV. Устный счёт (остальные)

Лабиринт. Помогите ракете набрать нужную скорость.

  • Полёт Ю.А. Гагарина продолжался 108 мин. Сколько это часов и минут?
  • Масса I искусственного спутника Земли 83 кг, а масса II второго – 508 кг. На сколько кг масса II спутника больше массы I?

– Молодцы, ребята! Хорошо справились с заданием! Вот теперь мы готовы лететь. Сейчас я вам предлагаю под шум запуска ракеты Ю.А. Гагарина отправиться в космос.

Слайд 4

– Итак, мы в космосе. Ребята, а как вы думаете, зачем люди летают в космос, неужели просто ради удовольствия? (чтобы что-то узнать, рассчитать, исследовать). Вот и нам поручили выполнить некоторые задание.

V. Работа в тетрадях. Минутка чистописания.

Ваша задача – Слушать меня внимательно и записывать цифрами числа через клеточку.

Слайд 5

“Вокруг нас солнечная система. Солнечная система – это семья, в которой живёт и наша планета Земля. В центре раскалённый газовый шар – это Солнце. Температура на его поверхности + 6000 С. Ещё в древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого хватает для всего живого на земле. Свет от Солнца до Земли идёт со скоростью 300 км/час и достигает её за 8 минут 19 секунд. Вокруг Солнца вращаются 9 планет и множество астероидов и комет.

Эй, Земля, а с кем ты дружишь?
Иль одна вкруг Солнца кружишь?
Я в компании приличной –
Братьев семь, одна сестричка!
Мы горды своей почтенной
Нашей солнечной системой”.

– Посмотрите, ребята, на экран и проверьте, правильно ли вы записали числа. Слайд 6

На какие группы можно разбить эти числа?

– Ребята, к нам на борт пришло важное сообщение: “На Землю падает метеорит, масса которого в 2 раза меньше самого большого метеорита в мире (метеорит Гоба –  66 тонн)”. Необходимо изменить его направление, чтобы он упал в океан. Для этого нам необходимо сделать некоторые расчёты.

На экране слайды с примерами. Дети записывают примеры в столбик и вычисляют. Слайд 7-10

– Выполнили? Проверьте свои примеры и если вы уверены, что сделали всё верно поставьте ! если сомневаетесь, поставьте ?

– А теперь посмотрите на экран и сверьтесь с ответами.

Слайд 11

– Что вы можете сказать о числах, которые получились у вас в результате? (они стоят в порядке убывания)

– Мы изменили направление метеорита, и он упал в Тихий океан. Теперь опасность никому не угрожает.

VI. Геометрический материал

Ребята, следующее задание. Как вы думаете, что необходимо космонавту, чтобы выйти в открытый космос? (специальная одежда – скафандр) Слайд 12

Посмотрите на экран – это скафандр. А рядом – я изобразила его в виде геометрических фигур. Назовите, какие геометрические фигуры вы видите. Слайд 13

– Найдите Р прямоугольника, если известно, что одна сторона 24 см, а другая в 6 раз короче.

(2 человека у доски, остальные в тетрадях)

– А каков будет Р двух таких прямоугольников? Слайд 14

S всего квадрата 36 см. Найдите S закрашенной части квадрата. (1/4)

Теперь настало время немножко отдохнуть, а впереди нас ждёт очень ответственное задание.

VII. Физминутка

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!

VIII. Решение задач

– А теперь, как я и обещала, самое ответственное задание. Нам необходимо осмотреть свой корабль снаружи. Но прежде чем мы выйдем в открытый космос, нам нужно посчитать, на сколько времени нам хватит кислорода.

Смотрите на экран и внимательно слушайте задачу. Слайд 15

Одного баллона с кислородом хватает на 1 час 45 минут. В первый день экипаж был в открытом космосе 35 минут, во второй день он сделал 2 выхода по 25 минут. На какое время хватит оставшегося кислорода?

(Самостоятельная работа в тетрадях)

IX. Решение примеров на порядок действий.

– Итак, ребята, мы в открытом космосе. Нам необходимо осмотреть наш корабль строго по инструкции, не нарушая очерёдности. Посмотрите на экран. Перед вами примеры на порядок действий на цветовых дорожках по разному уровню сложности. Рассчитайте правильно свои силы и найдите значения выражений. Слайд 16

(Кто решит – по одному человеку у доски)

X. Подведение итогов

– Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Но оценить себя вы должны сами. У вас на парте лежат звёздочки трёх цветов с вашим именем. Зелёная звёздочка – это 5, жёлтая – это 4, а красная – это 3. Выбранную вами звёздочку мы оставим здесь, в космосе, на память. Прикрепите звёздочки “на небо”.

Возвращаться нам пора.
По местам, мои друзья!
Из полёта возвратились
И на землю приземлились.

Вот мы и дома. Посмотрите ввысь, где мы с вами только что побывали. Слайд 17

Ой, ребята, какая необычная и красивая звезда появилась. Я думаю, что это звезда вашей дружбы, взаимопомощи, ответственности, солидарности, сопереживания. Это большая звезда вашего класса. Как бы вы хотели её назвать? (предложения детей) Знайте, что теперь где-то на ночном небе светит и ваша звезда с красивым названием…….

На этом урок окончен, спасибо, до свидания!

Презентация