Методическая разработка урока "Окружающий мир" по теме "Живые участники круговорота веществ" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи:

  • познакомить с основными “профессиями” живых организмов и их взаимозависимостью;
  • научить классифицировать живые организмы по их “профессиям” в круговороте веществ;
  • формировать умения работать с учебником;
  • развивать навыки и умения самостоятельной и групповой работы;
  • способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о природе.

Основные знания, умения, навыки

Знать

  • элементарные сведения о круговороте веществ;
  • значение кислорода для дыхания живых организмов и человека;
  • роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека;
  • основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);
  • об основных экосистемах и их специфике.

Уметь

  • применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;
  • выделять звенья круговорота веществ;
  • классифицировать живые организмы по их ролям (“профессиям”) в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного решения стоящих перед школьниками проблем, поиска ответов на возникающие у них вопросы. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления мира.

Оформление

Для учащихся

  • учебник – тетрадь “Обитатели Земли”, ч.1;
  • набор цветных карандашей;
  • памятка для ответа на вопросы (Приложение 2).

Для учителя

  • учебник-тетрадь “Обитатели Земли”, ч.1;
  • изображение кроссворда (рисунок 1); таблички с понятиями для составления схемы (рисунок 2); изображения живых организмов (рисунок 3); таблички с названиями “профессий” живых организмов (рисунок 4); листы для групповой работы (Приложение 1).

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

– Как вы думаете, что может нам пригодиться для успешной работы на уроке?

(Высказывания детей, предположения)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

– Используя знания, полученные ранее, разгадайте кроссворд

(Рисунок 1)

Рис. 1

1. Единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

(Экосистема)

2. Водная оболочка планеты.

(Гидросфера)

3. Обитаемая часть оболочек планеты, в которой происходит круговорот  веществ. Объединяет все экосистемы Земли.

(Биосфера)

4. Воздушная оболочка планеты.

(Атмосфера)

5. Процесс создания органических веществ из неорганических при помощи  энергии света.

(Фотосинтез)

6. Каменная оболочка нашей планеты.

(Литосфера)

7. Цепочка превращений, которая начинается и заканчивается одним и тем же веществом.

(Круговорот веществ)

– Какие понятия встретили в кроссворде?

– Что можете отметить?

(Данные понятия связаны между собой.)

– Обоснуйте своё мнение. Как можно это сделать?

Ребята предлагают разные способы. В качестве наиболее удобного и доказательного способа называют, как правило, схему.

(Рисунок 2)

Рис. 2

– Проанализируйте полученную схему.

– Какой вывод можно сделать?

Вывод. Около 4,5 миллиардов лет существует жизнь на Земле. Поддерживает необходимые условия для жизни – круговорот веществ в природе.

III. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

– Как вы думаете, есть ли ещё вопросы, на которые нам нужны ответы?

(Предположения учащихся)

– Представьте себе, что мы отправились в кругосветное плавание. Неожиданно начался сильный шторм. Огромные волны одна за другой обрушиваются на наш кораблик…

После кораблекрушения мы с вами оказались на острове.

(Рисунок 3)

Рис. 3

– Сможем ли мы с вами выжить на таком острове? Почему нет?

Вывод. Важное условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ. Жизнь – участник круговорота веществ.

– Какие живые организмы необходимы?

– Какая у них роль в природе?

(Растения – “кормильцы”, животные – “едоки”.)

На рисунке, изображённом на доске, прикрепляют символы участников круговорота веществ.

– Всех ли представителей круговорота веществ назвали?

(Не хватает “мусорщиков”.)

– Кого мы можем назвать “мусорщиком”?

(Грибы, бактерии)

– Что объединяет “кормильцев”, “едоков” и “мусорщиков”?

(Они – живые участники круговорота веществ.)

– Сформулируйте тему урока.

Тема “Живые участники круговорота веществ”.

– Всё ли мы с вами знаем о них?

– Какие цели поставим перед собой?

Цель: Познакомиться с основными “профессиями” живых организмов и их   взаимозависимостью.

Тема и цель урока последовательно выносятся на доску.

Физминутка

IV. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Работа по учебнику.

с. 24, задание 1 (фронтальная работа).

– Почему же Лене не понравились эти рисунки?

(на первом отсутствуют “мусорщики”, которые разрушают мёртвые организмы;

на втором – “потребители”, которые поедают растения, поглощают кислород и выделяют углекислый газ;

на третьем – “кормильцы” и “едоки”.)

– Какие “профессии” живых существ необходимы для того, чтобы круговорот веществ не прерывался?

с. 24-25, текст (групповая работа)

– Поработаем с текстом учебника. По ходу чтения будем фиксировать основное, возможно, узнаем что-то новое.

(Ребята работают группами. Читают определённые для них абзацы, выделяя самое главное. Потом делятся полученными знаниями с одноклассниками.)

Во время выступлений на доску прикрепляют таблички, ребята приводят примеры живых организмов.

(Рисунок 3)

Рис. 4

Какой вывод можно сделать? В чём заключается роль каждой группы живых организмов?

Вывод. Растения – производители, они дают пищу и кислород. Животные – потребители, они поглощают кислород, выделяют углекислый газ. Разрушители – превращают умершие организмы в минеральные питательные вещества для растений. Живые организмы разных “профессий” не могут жить друг без друга.

– Прочтите вывод в учебнике (с.27).

– Что можете отметить?

(Вывод совпадает с выводом в учебнике.)

V. ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

1. Первичное закрепление.

с. 26, задание 2 (индивидуальная работа).

– Какой вопрос у вас возник при выполнении данного задания?

(К какой группе нужно отнести рака?)

– Что уже знаем о раке?

(Ребята перечисляют всё то, что им уже известно)

– Проанализируем полученную информацию?

– К какому выводу пришли?

(Рак – придонный “мусорщик”.)

с. 26, задание 3 (групповая работа)

2.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

с.27, задание 4 (самостоятельная работа)

– Выполняя это задание каждый из вас должен сделать для себя вывод.

– Какой? Это вы мне скажете по окончанию данной работы.

Схема выносится на доску, учащиеся вставляют нужные слова и делают вывод, какие знаниями им понадобились, что они уже знают и умеют.

3.Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Карточки (групповая работа).

(Приложение 1)

– Какое задание необходимо выполнить? Есть ли вопросы?

По окончанию работы каждая группа представляет отчёт. При ответе ребята используют памятку.

(Приложение 2).

Самооценка работы группы в целом и каждого её участника.

VI. РЕФЛЕКСИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– Какую цель ставили пред собой в начале урока?

– Удалось ли её достичь?

– Узнали что-либо новое для себя?

– Что ещё вы хотели бы узнать? На какие вопросы хотели бы получить ответы?

– Как оцените свою работу?

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1) с. 24-28 – читать, отвечать на вопросы с.27

2) Практическое задание по выбору:

Учебник, задание № 5 на с.28 или Попробовать самостоятельно изобразить круговорот веществ.

(В виде рисунка, схемы, кому что ближе, интереснее).