Урок информатики во 2-м классе по теме "Координаты клетки"

Разделы: Информатика, Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Познакомить с понятием “координаты клетки”. Учить находить клетку по координатам и определять координаты клетки.
  • Способствовать развитию мышления, внимания.
  • Воспитывать собранность, дисциплинированность.

ТИП УРОКА: объяснение нового материала.

ФОРМА УРОКА: игровая форма урок-путешествие.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • компьютеры;
  • интерактивная доска;
  • проектор;
  • иллюстрации корабля, пирата, карты, конверта-сундука, записка;
  • раздаточный материал с заданиями для учащихся.

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • графический редактор EDP;
  • программное обеспечение интерактивной доски “Средства SMART Board. Программа Notebook”.

ХОД УРОКА

Организационный момент. (1 мин.)

Приветствие. Проверка готовности рабочего места учащегося.

Подготовка к усвоению нового материала. (4 мин.)

Сегодня я хочу предложить вам отправиться в путешествие на корабле (иллюстрация – рис.1). Но согласитесь, что очень неприятно во время путешествия заблудиться или потеряться. Я вам советую как следует запомнить название улицы, на которой вы живёте, номер дома и номер квартиры. Это ваш адрес. Назовите свой адрес.

А если вы пришли в театр, как найти своё кресло в зрительном зале? Сначала нужно найти свой ряд, а потом своё место, они указаны в вашем билете. Это тоже ваш адрес, только временный, на время спектакля (изображение демонстрируется на экране интерактивной доски – рис.2, рис.3).

Ну, а как определить адрес человека, если он идёт по дремучей тайге, плывёт на корабле по океану или, как Робинзон находится на необитаемом острове? Для этого существуют широта и долгота, которые определяются по линиям, нанесённым на карту - параллелям и меридианам. Широта и долгота - это как бы географический “адрес” или географические координаты, по ним можно точно определить любое место на земном шаре (изображение демонстрируется на экране интерактивной доски – рис.4).

Постановка задач урока. (1 мин.)

А мы сегодня во время нашего путешествия познакомимся с координатами клетки. Будем учиться определять координаты клетки и находить клетку по координатам.

Объяснение нового материала. (14 мин.)

Посмотрите на сетку (изображение демонстрируется на экране интерактивной доски – рис.5), она состоит из клеток, а в клетках различные фигуры. Клеток много, они похожи друг на друга. Чтобы выделить нужную клетку из числа других, надо указать её адрес. Посмотрите, внизу сетки записаны цифры, они указывают на номер столбца, слева тоже есть цифры, они указывают на номер строки. Чтобы определить адрес клетки, нужно записать сначала цифру, стоящую под нужной клеткой, т.е. номер столбца, а потом - цифру слева от клетки, т.е. номер строки. Эти две цифры и будут адресом нужной клетки, а называют их координатами клетки. Координаты записываются в скобках, а отделяются одна от другой точкой с запятой.

Запомни: сначала записываем номер столбца, а потом - номер строки.

Задание: определи координаты клеток.

Ученики (3 чел.) выполняют задание на доске, используя возможности интерактивной доски, перетаскивают объекты-цифры в скобки возле фигур, остальные дети выполняют задание на листочках (Приложение 1. Задание 1).

Вывод: чтобы определить координаты клетки нужно сначала найти номер столбца, а потом - номер строки.

Иногда возле сетки нет цифр (изображение демонстрируется на экране интерактивной доски – рис.6), тогда нужно самим произвести отсчёт столбцов и строк. Начало отсчёта - нижний левый угол.

Запомни: начало отсчёта - нижний левый угол.

Задание: определи координаты клеток.

Ученики (3 чел.) выполняют задание на доске, используя возможности интерактивной доски, записывают координаты в скобках возле фигур, остальные дети выполняют задание на листочках (Приложение 1. Задание 2).

Вывод: если возле сетки нет цифр, тогда нужно самим произвести отсчёт столбцов и строк. Начало отсчёта - нижний левый угол.

Чтобы наоборот найти клетку по её координатам, нужно по первой координате найти столбец, по второй координате найти строку, на пересечении столбца и строки будет нужная клетка (изображение демонстрируется на экране интерактивной доски – рис.7).

Запомни: по первой координате находим столбец, по второй координате - строку.

Задание: найди и закрась клетки по их координатам.

Ученики (5 чел.) выполняют задание на доске, используя возможности интерактивной доски, закрашивают клетки по координатам, остальные дети выполняют задание на листочках (Приложение 1. Задание 3).

Вывод: чтобы найти клетку по её координатам, нужно по первой координате найти столбец, по второй координате найти строку, на пересечении столбца и строки будет нужная клетка.

Закрепление и анализ усвоения нового материала. (20 мин.)

С нами на корабле путешествуют мышка, кошка, её мы взяли с собой, чтобы она не давала мышке уничтожать наши припасы, собака, с ней мы охотимся, когда высаживаемся на берег, коза, которая снабжает нас молоком и обезьянка, которая веселит нас во время пути. Где же они находятся на корабле? Давайте, определим координаты клеток, в которых они находятся (изображение демонстрируется на экране интерактивной доски – рис.8).

Задание: определи координаты клеток, в которых находятся животные.

Ученики (5 чел.) выполняют задание у доски, используя возможности интерактивной доски, записывают координаты в скобках возле изображений животных, остальные дети выполняют задание на листочках (Приложение 2. Задание 4).

В океане случаются штормы. Вот и с нами случилась такая неприятность, мы попали в шторм, и наш корабль затонул. Но к счастью все мы выбрались на берег острова. На острове нас встретил пират Капитан Флинт (иллюстрация – рис.9), который очень долго живёт на этом острове. Он рассказал нам, что с острова можно выбраться, если найти клад по карте (иллюстрация – рис.10). Но Капитан Флинт не может сам найти клад, потому что не умеет находить клетки по координатам. Давайте ему поможем, и выберемся с этого острова вместе с Капитаном Флинтом (изображение демонстрируется на экране интерактивной доски – рис.11).

Задание: найдите и закрасьте клетки по координатам, записанным на карте, получится дорожка, ведущая к кладу.

Ученики (4 чел.) выполняют задание на доске, используя возможности интерактивной доски, закрашивают клетки по координатам, записанным на карте, остальные дети выполняют задание на листочках (Приложение 2. Задание 5).

В сундуке-конверте записка: “Закрасив клетки по координатам, вы найдёте средство, чтобы выбраться с острова” (рис.12).

Задание на компьютере: найди и закрась клетки по координатам (рис.14)

Инструктаж по работе с графическим редактором EDP.

Учащиеся выполняют задание на компьютере, закрашивают клетки по координатам, записанным на карточке (Приложение 2. Задание 6). Если клетки дети закрашивают правильно, то на экране компьютера появляется изображение корабля (рис.13).

Подведение итогов урока. (3 мин.)

На этом корабле, который вы нарисовали, мы и отправимся вместе с Капитаном Флинтом домой.

Что вы сегодня на уроке во время путешествия узнали нового? Что научились делать? Как найти клетку по координатам? Как определить координаты клетки?

Итог: Сегодня на уроке во время путешествия мы познакомились с координатами клетки. Учились определять координаты клетки и находить клетку по координатам.

Задание на дом. (2 мин.)

Задание:

  1. Определить и записать адрес предмета в сетке.
  2. Раскрасить клетки по координатам (Приложение 3).

Приложение 1

Приложение 2,

Приложение 3.