Перспективное и календарное планирование приоритетного развития психофизических качеств и освоения основных видов движения

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня очень много говорится об оздоровлении детей, оптимизации физкультурно-оздоровительной работы. Этим, безусловно, важным моментам в организации физического воспитания, посвящено большое количество современной литературы. Но, эффективность любого образовательного процесса во многом определяется умелым планированием, а методических рекомендаций в этом направлении не так много.

В рамках данной статьи представляю планирование для подготовительной к школе группы, не претендуя на оригинальность и новизну.

Предлагаемый вариант, на мой взгляд, сохраняет все базисные принципы (преемственность, последовательность, систематичность и т.д.), но имеет некоторое смещение акцентов с научения двигательным умениям в сторону приоритетности развития психофизических качеств дошкольников.

Перспективное планирование приоритетного развития психофизических качеств (Таблица 1) я составила на основе перспективного планирования, предложенного О.В.Головиным («Нормированная двигательная активность в онтогенезе дошкольника»), где каждому психофизическому качеству отведено определенное количество занятий. Например: в подготовительной группе на сентябрь месяц развитию ловкости отведено 2 занятия, скоростно-силовых качеств – 2 , быстроты – 2, координационных способностей – 3 и общей выносливости – 3 занятия. В итоге получается 12 занятий в месяц.

А вот к календарному планированию подошла несколько иначе. Наш детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, поэтому, взяв за основу виды движений, указанные в методических рекомендациях к программе, определила процентное соотношение этих движений (Таблица 2). Для дошкольника освоение всех видов движения равнозначно важно, но все же отдала некоторое предпочтение бросанию, ловле, метанию т.к. на мой взгляд, данный вид основных движений, как никакой другой способствует развитию ловкости, координации, быстроты, развитию мелкой моторики пальцев рук.

Строевые 14 %
Ходьба 8 %
Бег 13 %
Бросание, ловля, метание 26 %
Лазанье, ползанье 9 %
Прыжки 10 %
Игровая деятельность и спортивные упражнения 12 %
Ритмическая гимнастика 8 %
Итого: 100 %

Таблица 2

Определила количество времени, затрачиваемое на физкультурные занятия в течение учебного года: 30 мин. × 12 раз в мес. × 9 мес. = 3240 мин. Далее путем несложных математических расчетов получила количество минут приходящихся на каждое движение в год, месяц. На основе полученных данных и перспективного планирования (Таблица 1) разработала календарное планирование приоритетного развития психофизических качеств и освоения основных видов движения (Таблица 3).

На основании требований «Программы» и методических рекомендаций к ней, составила диагностические карты для каждой возрастной группы (Таблица 4), которые, на мой взгляд, помогают правильно расставить акценты при проведении физкультурных занятий.

Для наглядности разберем первое занятие сентября. На этом занятии приоритетным психофизическим качеством является ловкость, и развивать ее мы будем посредством таких основных видов движения как бросание, ловля, метание и прыжки. А конкретизировать, какие именно виды прыжков, ловли метания и бросания мы сможем с помощью диагностической карты (Таблица 4)

В результате в течение всего учебного года на каждом занятии нагрузка строго дозированная и систематическая.