Проект "Качающая колыбель"

Разделы: Литература


За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:
- Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?
Бог ответил:
- Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.
- Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?
- Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.
- А как зовут моего ангела?
- Неважно как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его «мама».
(Автор неизвестен)

Образ матери – первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка. И на протяжении всей жизни образ матери продолжает влиять на человека, в частности, во многом определяя его отношения с противоположным полом, построение семейных отношений и подходы к воспитанию собственных детей.

Итак, каков же он, идеальный образ матери? Историки, литературоведы, культурологи, социологи, исследующие этот вопрос, отмечают его удивительную устойчивость. Это женщина, обладающая неординарным жизненным опытом и даром интуитивного предвидения наиболее вероятных путей развития событий (особенно связанных с ее детьми); отличающаяся редкой добротой, чувством сострадания и умением понять своих детей и их решения; женщина, одаренная от природы неординарными способностями к воспитанию и убеждению; человек по природе необыкновенно стойкий, верный интересам своих детей и безоговорочно принимающий во имя их (или вместо них) любые испытания судьбы.

Мы задали учащимся МНОУ «Лицей №4» г.Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области вопрос: «Кого они считают идеальной женщиной, женой и матерью?». Из 105 (46 (м) – 59 (ж)) человек на это вопрос смогли ответить лишь 56 (что составляет 53%).

Эти ответы мы условно разделили на несколько групп (Приложение 1):

1 группа. Героини художественных фильмов: мать Александра Македонского из фильма «Александр», мама из «Стой, а то моя мама будет стрелять», Вика Прутковская из «Моей прекрасной няни». Как нам кажется, мать из «дающей жизнь» превращается в «забирающую жизнь». Образ матери предстаёт карикатурным, нелепым, а иногда и отталкивающим. Делается акцент на «собственничестве» матери, а также на ее «самолюбовании».

2 группа. Реальные героини современного шоу-бизнеса: Виктория Бэкхем, Кети Холмс. Идеальные «звездные матери» очень похожи на героинь предыдущей группы.

3 группа. Героини мультфильмов: Фиона («Шрек»), Белоснежка («Белоснежка и семь гномов»), Красавица (из «Красавицы и чудовища»). Материнство в мультфильмах изображено нетрадиционно: мамы либо слишком стары (такими в наших мультиках изображают бабушек), либо непривлекательны. Они могут быть изображены карикатурно и вести себя нелепо, заторможено. Могут напоминать ведьм (или в действительности ими являться), отталкивать неприятным выражением лица, властностью, злобой. Другая крайность – изображение красавицы, обладающей идеальной женской фигурой. Здесь другая установка: хочешь быть старой, бедной и некрасивой – будь многодетной матерью. Хочешь быть похожей на Красавицу – тогда не рожай.

4 группа. Матери-животные. Традиционный, привлекательный образ материнства представлен, в основном, в мультфильмах про животных: маму Бэмби, маму Умки, маму мамонтёнка можно назвать идеальными матерями.

Мы можем сделать вывод, что представления старшеклассников об идеальном образе матери практически не сформированы.

Тем не менее, существует множество светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихотворения и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы. Крупнейшие русские писатели в своих произведениях показали целый ряд замечательных образов русских женщин - Татьяна Ларина, Ольга Ильинская, Бедная Лиза, Маша Миронова, Анна Каренина, Фенечка, - раскрыли их душевные, нравственные и интеллектуальные качества, чистоту, ум, полное любви сердце, стремление к свободе, к борьбе.

Итак, целью нашего проекта является формирование позитивного образа матери у старшеклассников в условиях профильного гуманитарного обучения.

Задачи проекта:

  1. Сформировать представление о типических чертах образа матери в художественных произведениях второй половины XIX века;
  2. Провести научное исследование, посвященное анализу образа матери в художественных произведениях;
  3. Способствовать осознанию роли матери в жизни человека у обучающихся.

Проект рассчитан на один учебный год и включает работу по трём основным направлениям:

  1. изучение творчества писателей на занятиях по литературе;
  2. научно-исследовательская деятельность обучающихся;
  3. духовно-нравственное воспитание обучающихся в процессе внеучебной деятельности.

Работа распределяется по трём этапам:

  • Подготовительный этап – октябрь – декабрь;
  • Основной этап - январь – апрель;
  • Заключительный этап – май.

Объем и содержание работы

Подготовительный этап

Направления деятельности Содержание деятельности
Анкетирование Анализ исходного состояния проблемы и осознание актуальности проекта
Описание проекта Постановка цели и задач проекта, разработка перечня основных мероприятий, анализ целевой аудитории
Создание рабочей группы учащихся Распределение обязанностей в группе, разработка плана работы группы
Составление плана работы по проблеме на основе Программы литературного образования/Под ред. В.Г. Маранцмана. Анализ различных информационных источников, посвященных образу матери в художественных произведениях, биографий писателей
Список тем проектов учащихся Для каждой группы учащихся необходимо разработать проект, включающий тему, цели, задание и описание продукта деятельности
Подбор домашних заданий по английскому языку Домашние задания связаны с образом матери в произведениях английской и американской литературы
Разработка материалов по обществознанию и истории Материалы разрабатываются в двух аспектах: историческом (роль женщины-матери в истории России и мира) и социальном (социальные исследования, посвященные осознанию роли матери в современном обществе).
Проведение подготовительного урока по ведению проектной деятельности Ознакомление с проектной деятельностью, введение терминов «проектная деятельность», «учебный проект», «продукт», «структура проекта»
Распределение тем проектов Учащиеся делятся на группы и выбирают тему своего проекта
Перечень воспитательных мероприятий Составление тематического плана воспитательных мероприятий
Создание информационной рубрики в лицейской газете «Первые шаги» В информационной рубрике описывается сам проект, публикуются результаты соц.опросов, выносятся на обсуждение тема гармоничных отношений в семье
Разработка макета сменного стенда в кабинете русского языка и литературы Сменный стенд должен будет отражать работу проекта
Проведение родительского собрания Поздравление родителей с Днём матери, информирование о начале работы проекта

Основной этап

Направления деятельности Содержание деятельности
Анкетирование Анализ предварительных результатов работы проекта.
Совещания рабочей группы учащихся Перераспределение обязанностей в группе, анализ положительных и отрицательных качеств работы проекта, отчет о работе журналистов и оформителей
Проведение занятий по литературе При анализе художественных текстов особое внимание уделяется образу матери в произведениях, семейным отношениям, влиянию воспитания самого писателя на текст
Выполнение серии домашних заданий по английскому языку Домашние задания связаны с образом матери в произведениях английской и американской литературы
Консультация учителя обществознания и истории При работе над проектами группами привлекаются специалисты
Подготовительное занятие После осмысления темы необходимо провести урок, описывающий «пошаговую» работу над проектом, а также познакомиться с формами продуктов проектной деятельности и видами презентаций проектов, критериями оценивания
Проектная деятельность учащихся Лицеисты работают над проектами и, по мере прохождения темы, представляют начальные варианты работ
Проведение фотоконкурса «Милая мама моя» Выставка фотографий лицеистов с родителями
Работа информационной рубрики в лицейской газете «Первые шаги» В информационной рубрике описывается сам проект, публикуются результаты соц.опросов, выносятся на обсуждение тема гармоничных отношений в семье
Сменный стенд в кабинете русского языка и литературы Сменный стенд, отражающий работу проекта
Проведение родительского собрания Поздравление родителей с 8 марта, демонстрация фотовыставки
Проведение нравственных бесед с классом об отношении к родителям На первый план выдвигаются проблемы личной мотивации и ответственности за отношение к родителям

Заключительный этап

Направления деятельности Содержание деятельности
Анкетирование Анализ результатов работы проекта.
Совещания рабочей группы учащихся Подведение итогов работы группы, планирование работы на следующий учебный год
Проведение итогового занятия по теме «Образ матери в творчестве писателей-реалистов» Обобщение изученного материала, систематизация знаний учащихся
Анализ работы с текстами на английском языке Анализ работы с текстами учащиеся оформляют в виде настенной газеты
Рецензирование работ Проверка значимости работ с точки зрения истории и обществознания
Экзамен по литературе Защита проекта
Проведение фотоконкурса «Милая мама моя» Подведение итогов выставка фотографий лицеистов с родителями, награждение лучших работ
Работа информационной рубрики в лицейской газете «Первые шаги» Подведение итогов работы проекта
Сменный стенд в кабинете русского языка и литературы Подведение итогов работы проекта
Проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы» Интеллектуальная игра предполагает в качестве участников лицеистов, а в качестве зрителей – родителей учащихся

Для изучения предлагается 10 тем, в соответствии с этим запланированы следующие проекты учащихся:

Проект № 1. «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают…» (Кабанова как глава семьи в пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

ЦЕЛИ:           

  1. Анализ образа героини;
  2. Развитие критического мышления учащихся.
  3. Формирование исследовательских и коммуникативных навыков.

ЗАДАНИЕ: Характеристика образа Кабановой в драме «Гроза»: внешность, душевный облик, черты характера, взаимоотношения с другими героями, представления о семейной жизни, жизненная позиция.

ПРОДУКТ: таблица, презентация.

Проект № 2. «Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, – а ты уже давно умер» (Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?)

ЦЕЛИ:           

  1. Анализ образа героини;
  2. Развитие критического мышления учащихся.
  3. Формирование исследовательских и коммуникативных навыков.

ЗАДАНИЕ: Характеристика образа Ольги Ильинской: характер и идеалы, отношения с героями – Обломовым и Штольцем, брак, материнство.

ПРОДУКТ: план к сочинению, презентация.

Проект № 3. «Тихое счастье Обломова» (Агафья Матвеевна Пшеницына – «вторая мама» Обломова)

ЦЕЛИ:           

  1. Сопоставительный анализ женских образов романа – матери и жены Обломова;
  2. Развитие критического мышления учащихся.
  3. Формирование исследовательских и коммуникативных навыков.

ЗАДАНИЕ: Сопоставительная характеристика образов Агафьи Матвеевны Пшеницыной и матери Обломова: характер и идеалы, отношение к Обломову, отношения в семье, материнство.

ПРОДУКТ: таблица, презентация.

Проект № 4. «О, как убийственно мы любим!» (Образ лирической героини в любовной лирике Ф.И. Тютчева)

ЦЕЛИ:           

  1. Анализ индивидуальности поэта через художественные особенности его произведений;
  2. Развитие навыков работы с критической литературой;
  3. Воспитание духовности, благородства, верности, ответственности на примере высоких поэтических образов.

ЗАДАНИЕ: Проанализировать, с помощью каких приемов и средств создается образ лирической героини в лирике Ф.И. Тютчева, определить влияние биографии на создание этого образа.

ПРОДУКТ: собственно составленный сборник «программных» стихотворений по теме, презентация.

Проект № 5. «Прозрачные, будто сотканные из воздуха образы» (Тургеневские девушки)

ЦЕЛИ:           

  1. Формирование опыта сопоставительного анализа нескольких героев произведения, умения видеть произведение в широком, общекультурном, контексте;
  2. Развитие аналитического мышления.
  3. Воспитание духовности, благородства, верности, ответственности на примере высоких поэтических образов.

ЗАДАНИЕ: Дать определение понятию «тургеневские девушки», рассмотреть особенности характера героинь, их отношение к жизни, к любви; сопоставить любовные истории в сюжете произведений.

ПРОДУКТ: презентация по теме «Модель тургеневской девушки».

Проект № 6. «Коня на скаку остановит…» (Концепция сильного женского характера в лирике Н.А. Некрасова)

ЦЕЛИ:           

  1. Расширение знаний учащихся о декабристах, их жёнах;
  2. Закрепление умения давать характеристику персонажу;
  3. Развитие навыков работы с мемуарной литературой.

ЗАДАНИЕ: Выделить наиболее яркие образы лирических героинь Н.А. Некрасова, сопоставить их с прототипами. Рассмотреть особенности характера героинь, их отношение к жизни, к любви

ПРОДУКТ: цитатный план сочинения, презентация.

Проект № 7. «Мать, великим страданием спасающая близких» (Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

ЦЕЛИ:           

  1. Выявление нравственных ориентиров, необходимых каждому человеку в современном обществе;
  2. Сопоставительный анализ женских образов романа;
  3. Развитие критического мышления учащихся;

ЗАДАНИЕ: Сопоставительная характеристика образов женщин в романе: характер и идеалы, отношение к Раскольникову, отношения в семье, материнство как качество личности, способность жертвовать собой ради счастья близких.

ПРОДУКТ: план сочинения, презентация.

Проект № 8. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Семья в жизни и творчестве Л.Н. Толстого)

ЦЕЛИ:           

  1. Осмысление толстовского идеала – патриархальной семьи с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде»;
  2. Организация интеллектуально-познавательной деятельности учащихся в процессе работы по теме;
  3. Развитие индивидуальных способностей и творческих возможностей учащихся.

ЗАДАНИЕ: Сопоставительный анализ семьи Л.Н. Толстого и семей Ростовых, Болконских, Курагиных в романе «Война и мир». Размышление на тему «Какая же семья для Толстого – идеал, какую семейную жизнь он считает «настоящей»?

ПРОДУКТ: план сочинения, презентация.

Проект № 9. «Далёкие и близкие» (Семья Раневской в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад»)

ЦЕЛИ:           

  1. Сопоставительный анализ женских образов пьесы;
  2. Развитие критического мышления учащихся;
  3. Формирование исследовательских и коммуникативных навыков;

ЗАДАНИЕ: Сопоставительная характеристика героинь пьесы, принадлежавшим семье Раневской: характер и идеалы, отношения в семье, материнство.

ПРОДУКТ: презентация, план сочинения.

Проект № 10. «Драма женщины» (Евгения Гранде О.де Бальзака и Эмма Бовари Г.Флобера)

ЦЕЛИ:           

  1. Сопоставительный анализ женских образов в романах;
  2. Развитие критического мышления учащихся;
  3. Формирование исследовательских и коммуникативных навыков;

ЗАДАНИЕ: Сопоставительная характеристика героинь романов: характер и идеалы, отношения в семье, судьбы, финал.

ПРОДУКТ: презентация, план сочинения.

Результаты реализации проекта

  1. Сформировано представление о типических чертах образа матери в художественных произведениях второй половины XIX века у обучающихся;
  2. Обучающимися проведены научные исследования, посвященные анализу образа матери в художественных произведениях;
  3. Обучающиеся имеют представление о роли матери в жизни человека;
  4. Выпущена серия публикаций лицеистов по данной теме;
  5. Проведен фотоконкурс «Милая мама моя»;
  6. Проведена интеллектуальная игра «Умники и умницы»;
  7. Создан сборник научно-исследовательских проектов обучающихся.