Интегрированный урок русского языка и литературы в 8-м классе "Односоставные предложения и… произведения И.А. Бунина"

Разделы: Русский язык, Литература


А.Т. Твардовский, сам большой художник слова, считал, что каждый молодой писатель” в начальной своей поре… должен пройти Бунина. Это научит его постоянному чувству великой ценности родной речи, умению отбирать нудные и незаменимые слова, привычке обходиться малым их числом для достижения наибольшей выразительности…”. Слова Твардовского очень точно передают то, к чему и мы должны постоянно стремиться, работая в школе.

Поэтому мои ученики в течение нескольких уроков изучают программный материал на произведениях одного писателя. Большую работу с текстом провожу при повторении и закреплении односоставных предложений. Поэтому представляю вам вариант урока-образа в 8 классе с применением блочно-модульной технологии: “Односоставные предложения и … произведения Ивана Алексеевича Бунина”.

Цель урока: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа текста.

Задачи урока:

  • показать мастерство И.А. Бунина, учить анализировать особенности языка и стиля;
  • закрепить знания об односоставных предложениях;
  • развитие творческих способностей учащихся, памяти, мышления;
  • прививать культуру межличностного общения (работать в паре, группе)

Интрига возникает через цитирование стихотворения И.А. Бунина “Слово” и анализ эпиграфа: “…Лишь слову жизнь дана”, учащиеся определяют и называют тему урока.

Предлагаю послушать высказывания русских писателей об И.А.Бунине и выполнить задания. Использую разные формы работы, в том числе индивидуальный подход в обучении, “сильным” учащимся предлагается роль учителя в своей группе.

Чтобы проникнуться духом бунинских произведений, предлагаю прочитать сонет Игоря Северянина о Бунине “В его стихах – веселая капель…”, с дальнейшим анализом стихотворения. А уже во время лингвистического анализа возникает повторение односоставных предложений.

Из отрывка произведения И.А. Бунина “Последняя весна” выписываются только односоставные предложения с дальнейшим анализом отрывка (восприятие на слух, кому трудно, то зрительное).

На уроке предполагается и проведение небольшой исследовательской работы в группах. Необходимо за определенное время найти и подчеркнуть в стихотворениях и отрывках прозы И. Бунина односоставные предложения, определите их вид.

На заключительном этапе урока предлагается творческая работа: сочинить миниатюру на одну из предложенных тем, включая в свой текст односоставные предложения, как это делал И. Бунин.

Практика показывает, что такие уроки интересны детям, они с интересом работают на уроке, проявляя творчество и заинтересованность.

Где еще, как не на уроках русского языка и литературы, прививать чувство вкуса к слову, умение понимать и ценить произведения русских классиков.


Урок-образ. Применение блочно-модульной технологии.

Тип урока: урок повторения и закрепления односоставных предложений.

Дидактическая модель обучения: Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая.

Цель урока: развитие у учащихся навыков лингвистического анализа текста.

Задачи урока:

  • показать мастерство И.А. Бунина, учить анализировать особенности языка и стиля;
  • закрепить знания об односоставных предложениях;
  • развитие творческих способностей учащихся, памяти, мышления;
  • прививать культуру межличностного общения (работать в паре, группе)

Оборудование: художественные тексты (раздаточный материал ПРИЛОЖЕНИЕ 1), толковый словарь С. И. Ожегова, сигнальные карточки, оценочный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) мультимедийная установка (ПРЕЗЕНТАЦИЯ).

Ход урока

“…Лишь слову жизнь дана”
И.А. Бунин

ОФОРМЛЕНИЕ К УРОКУ

Эпиграф:

“В его стихах – веселая капель…” И.Северянин

Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит. (М.Ломоносов)

Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное. (А.Пешковский)

Поэзия и проза Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы. (А.Твардовский)

Творческое задание:

1) Помню… Свежо.

2) Помнится… Утро.

Все эти записи представляют собой задачи, которые войдут в нужный момент урока.

ИНТРИГА (3 мин)

  • Прочтите эпиграф к сегодняшнему уроку.
  • Скажите, из какого стихотворения И.А. Бунина эти слова. (Чтение стихотворения И.А. Бунина “Слово” наизусть, подготовленным учеником).
  • Скажите, о чем это стихотворение, какую основную мысль хотел донести до нас автор?
  • Всмотритесь в эпиграф, разберите его по членам предложения и назовите тему урока.

МОТИВАЦИЯ (5-7 мин)

А.Т. Твардовский, сам большой художник слова, считал, что каждый молодой писатель “в начальной своей поре… должен пройти Бунина. Это научит его постоянному чувству великой ценности родной речи, умению отбирать нужные и незаменимые слова, привычке обходиться малым их числом для достижения большей выразительности…”

Послушайте высказывания других русских писателей об И.А.Бунине.

  • Мир Бунина – это “мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ним переживаний”. (А. Блок)
  • Бунин одинаково остро и тонко видел все, что привелось ему видеть в жизни. (К. Паустовский)
  • Из необъятного числа слов он [Бунин] безошибочно выбирал для каждого рассказа слова наиболее живописные, наиболее сильные. (К. Паустовский)

Запишите одно предложение и выполните синтаксический разбор, каждый ряд свое (предложения читаются и высвечиваются на мультимедийной доске).

Кто желает побыть в своей группе в роли учителя? Вам необходимо составить всевозможные вопросы по предложению и задать ребятам. Поэтому сейчас у всех три минуты разобрать предложение, чтобы быть готовым отвечать на вопросы.

Ученик задает вопросы по предложению (простое оно или сложное, односоставное или двусоставное, распространенное или нераспространенное, каково по цели высказывания, по эмоциональной окраске, осложнено или нет, постановка знаков препинания, лексическое значение трудных слов и т.) и спрашивает кого-либо из группы, остальные работают с сигнальной карточкой, подобная работа ребятам уже знакома.

ВОСПОМИНАНИЕ (3-4 мин)

Чтобы войти в дух бунинских произведений, прочитайте сонет Игоря Северянина о Бунине “В его стихах – веселая капель…”.

  • О чем это стихотворение?
  • С чем сравнивает И. Северянин стихи И.А. Бунина.
  • Запишите отрывок из текста:

Уют усадеб в пору листопада.
Благая одиночества отрада.
Ружье. Собака. Серая Ока.

  • Проанализируйте эти предложения, что можно выделить в них общего?
  • Напомните, какие предложения являются односоставными?

АНАЛИЗ (6 – 7 мин)

Выберите из отрывка произведения И.А. Бунина “Последняя весна”, который я прочитаю, только односоставные предложения, запишите их (восприятие на слух, кому трудно, то зрительное).

Шестая неделя, а еще совсем зима.

Встал в пять часов, оделся и вышел из дому. Какая радость, молодость, этот предрассветный час! Валенки, полушубок – все счастье. Еще ночь. Глухо и снежно. В темном небе только чудится рассвет. Первый сладкий вздох свежестью, когда вышел на крыльцо. Пахнет новым снегом. Как неживые поют по всей деревне петухи.

…Поля очень белы, их белизна, сливаясь с бледно-серым небом, погружает в оцепенение. Вдали все смутно, зыбко. Черно сереют инеем леса.

В Знаменское заехали с задов. Глушь, пустота, все занесено снегом. Прекрасный текст! Что ни слово – то чудо, картина.

  • Как вы думаете, о каком времени года идет речь? (Конечно, ведь отрывок из произведения “Последняя весна”)
  • Как вы понимаете: Сладкий вздох свежестью – почему вздох, а не вздохнул? (автор обращает внимание не на действие, а на предмет вздох сладостный)
  • Определите лексическое значение слова свежесть. Зачитай, Аэлита, значение по словарю Ожегова.
  • Почему автор использует сладкий и свежесть? Какое выразительное средства языка использует в этом предложении Бунин? (метафора)
  • Что же это за счастье валенки, полушубок?
  • Как это – чудится рассвет? (кажется, мерещится рассвет)
  • Почему петухи поют как неживые? (сравнение)
  • Черно сереют инеем леса – а почему не в жемчужном инее леса?
  • Какие еще лексические образные средства языка использует Бунин в этом отрывке? (новый снег, эпитет).
  • Итак, прочтите односоставные предложения, которые вы выписали.
  • Сравните с правильным ответом, запишите то предложение, которое у вас отсутствует:

Встал в пять часов, оделся и вышел из дому.

Еще ночь.

Глухо и снежно.

В Знаменское заехали с задов.

ДЕЙСТВИЕ (5 мин + 5 мин)

Настало время обратиться к следующему этапу нашего урока: прочтите слова М. В. Ломоносова: “Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит”.

  • О каком из типов односоставных предложений идет речь?
  • Есть ли среди записанных нами четырех предложений из “Последней весны” определенно-личное предложение, найдите его? (Встал в пять часов, оделся и вышел из дому)
  • Прочтите слова ученого А. М. Пешковского: “Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное”
  • Скажите, о каком типе односоставных предложений идет речь? (Неопределенно-личное: “В Знаменское заехали с задов”).
  • Какие еще типы односоставных предложений не названы?

ФИЗМИНУТКА (для глаз) Предлагаю вам взглянуть в окно. Кто нарисует нам словесный портрет увиденного, используя стиль Бунина.

Предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу в группах.

Найдите и подчеркните в стихотворениях и отрывках прозы И. Бунина односоставные предложения, определите их вид. Тексты на столах, работаем три минуты и проверяем, чья группа больше найдет нужных предложений.

Проверка, чтение предложений по очереди, взаимопроверка.

ОБРАЗ (3-5 мин)

Настало время обратиться к следующему этапу нашего урока: прочтите слова А.Т. Твардовского.

Поэзия и проза Бунина – это лирика родных мест, мотивы деревенской и усадебной жизни, тонкая живопись природы. (А.Твардовский)

Попробуем найти подтверждение словам Александра Трифоновича Твардовского.

Обратите внимание на отрывки из произведений “Антоновские яблоки” и “Сосны” в раздаточном материале, прочтите их.

  • Что общего в этих отрывках с отрывком из “Последней весны”
  • Какую общую тему можно выделить в этих отрывках? (утро)
  • Как по-разному рисует И.А. Бунин утро. Почему мы видим эти картины ярко, образно? (Использование Буниным цветописи)
  • Найдите в одном из тексов лексические повторы.
  • Для чего использует Бунин лексические повторы? (Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие, а также для связи предложений и абзацев в тексте)
  • Какое слово в этих трех отрывках повторяется. (Свежесть) Обратите внимание на это слово, одно из самых любимых Буниным, можно сказать, опорное в его стилистике вместе со словом небо.
  • Выпишите словосочетания с однокоренными слова свежесть (свежее утро, свежий лес; свежий запах январской метели, как запах разрезанного арбуза; свежеют с каждым днем и молодеют сосны; слышишь свежий запах сада; веет легкой свежестью воды и т.д.).

ПРОПОВЕДЬ

Переходим к заключительному этапу нашего урока, задание 6 на доске. Сочините миниатюру на одну из предложенных тем, включая в свой текст односоставные предложения, как это делал И. Бунин.

Кто желает прочесть свое сочинение миниатюру?

Каждый из вас будет оценен мною по итогам вашей письменной работы, а вам предлагаю каждому оценить себя на уроке, одной оценкой, а второй оценкой, пользу и значимость для вас знаний полученных на уроке.

Домашнее задание

1) Выучить наизусть любое понравившееся стихотворение И. Бунина;

2) Выяснить по словарю значение непонятных слов;

3) Выписать 5 односоставных предложений из произведений И. Бунина.

Литература

  1. Сборник произведений И.А. Бунина – М.: Просвещение, 2000.
  2. Соколова Г.П. Уроки русского языка и словесности. – М.: Дрофа, 2003.
  3. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2001.
  4. Шоган В.В. Технологии личностно ориентированного урока. – Ростов на Дону: “Учитель”, 2003.