Проект "Зимний бум". Физическая культура в зимнее время на школьных спортивных площадках

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой и оно должно стоять на первом месте.

Не секрет, что большинство людей лишь с возрастом понимают истинную цену своего здоровья, начинают отчетливо понимать, что никакие жизненные успехи и материальные блага не могут компенсировать его потерю.

У многих детей свободного времени от школы и школьных занятий просто нет. Их рабочий день, особенно в старших классах, намного превышает продолжительность рабочего дня взрослых и составляет 12-14 часов. В последние годы даже в обычных школах появилось много новых предметов, увеличился объём информационных нагрузок, резко возросли интенсивность и эмоциональное напряжение учебного процесса, занятия в музыкальной и художественной школах, куда так старательно стремятся направить своих детей родители. Всё это приводит к нарушению режима дня школьника, сокращению времени сна, постоянному переутомлению, отсутствию двигательной активности, перенапряжению зрения. Здоровые дети - это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего. Проблема сохранения здоровья - социальная и решать ее нужно на всех уровнях общества.

Школа - открытая социально-педагогическая система, которая находится под постоянным воздействием экономических, политических и духовных сфер жизни государства. Особую значимость приобретает работа школы по формированию у школьников правильного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Как отметил Дмитрий Медведев, именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, а "сегодняшняя статистика ухудшения здоровья школьников просто ужасающая". По его мнению, этим вопросам необходимо уделять внимание не только в семье, но и в образовательных учреждениях, где дети проводят значительную часть времени. "Нужно уйти от усредненного подхода. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов", - отметил глава государства.

Физическая культура, как предмет, почти единственный в школе, среди остальных учебных дисциплин, имеет своей задачей развитие и укрепление физического и психического здоровья ученика, и если здоровье большинства учащихся оставляет желать лучшего, то это не вина, а беда системы обучения физической культуре. Надо заметить, что проблема уроков физкультуры в том, что в зимнее время на свежем воздухе их проводится очень мало! Именно эта проблема натолкнула нас на написание данного проекта.

Проект "Зимний бум" разработан для реализации проведения уроков физкультуры и внеклассных мероприятий в зимнее время на школьных спортивных площадках.

Основанием для разработки проекта стали нормативные документы, определяющие перспективы развития современного российского образования:

- Закон об образовании РФ от 16.11.1997 года, с дополнениями от 05.03.2004; Закон об образовании РХ, 2004 г.;

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1756 - р от 29.12.2001 г.;

- Письмо Министерства образования РФ от 12 августа 2002г. № 13-51-99/14 "О введении третьего дополнительного часа по физической культуре";

- Письмо Министерства образования РФ от 28 апреля 2003г. №13-51-86/13 "Об увеличении двигательной активности обучающихся ОУ";

- Приказ Министерства образования РФ от 15 марта 2002г. №867 "Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи".

Год разработки: 2009 г.

Сроки реализации: 2009-2011годы

Исполнители мероприятий: Учителя физической культуры г.Абакана.

Руководитель: Мамченко Т.В. - руководитель городского методического объединения.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта: создание единого здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей на урочной и внеурочной деятельности в зимний период времени.

Задачи:

  • Подготовить спортивные площадки школ к занятиям зимними видами спорта
  • предоставить учащимся многообразные знания по зимним видам спорта для апробации своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей через учебную и внеучебную деятельность
  • реализовать комплекс мероприятий по зимним видам спорта согласно авторским программам и методикам.

Основные направления и условия для реализации:

  • наличие спортивных площадок в удовлетворительном состоянии;
  • наличие спортивного инвентаря (лыжи, коньки, клюшки, мячи, санки, ледянки);
  • привлечение социальных партнеров и участников проекта (ЖЭК, СМИ, АДМ, ДЮСШ, дошкольные учреждения, дворовые клубы, родителей);
  • составление рабочих программ по физической культуре с учетом региональных климатических условий и национальных особенностей (протяженность зимнего сезона, наличие снега, национальные зимние виды спорта);

Создание оптимальных условий:

  • Соблюдение внешнего теплового режима (на улице)
  • Соблюдение норм и правил подбора одежды для занятий на улице в зимнее время учащимися.
  • Осуществление мер, предупреждающих травм и простудных заболеваний
  • Организация медицинского всеобуча для учащихся и родителей.
  • Проведение общешкольного конкурса "Самый здоровый класс", "Самый спортивный класс".

Суть проекта.

Каждая школа готовит свою спорт площадку для проведения уроков и внеклассных мероприятий: заливает каток, прокладывает лыжню, поддерживает все в рабочем состоянии. Администрации следует внести в список функциональных обязанностей дворник заливку и очистку катка. Преподаватели физической культуры в свою очередь следят за состоянием лыжни в течении зимнего сезона.

Проект предусматривает два направления: организация и проведение уроков физической культуры в зимнее время на свежем воздухе и внеклассных спортивных мероприятий по зимним видам спорта. Учителя физической культуры разрабатывают систему уроков по зимним видам спорта, включая их в вариативную часть рабочей программы. Уроки направлены на обучение основам передвижения на лыжах, коньках; на ознакомление с правилами и основами игры в хоккей с мячом, с шайбой; с различными подвижными играми на свежем воздухе). Особое внимание следует уделить на таких уроках вопросам сезонной экипировки: подбору обуви, шапок, варежек, курток; правильному дыханию, разминке на улице.

Навыки, полученные на уроках учащиеся демонстрируют во внеклассных спортивно - массовых мероприятиях, предусмотренных данным проектом: соревнованиях, праздниках, народных играх в зимний период. Сценарии спортивных мероприятий, положения о соревнованиях разрабатываются учителями школ - участников проекта по графику. Проведение мероприятий предполагает сетевое взаимодействие данных школ, привлечение родителей, МДОУ и партнеров.

Данный проект предлагает следующий график мероприятий

Содержание мероприятия Сроки Ответственные и партнеры
Проведении инструктажа по ТБ на уроках по зимним видам спорта Ноябрь Преподаватели физической культуры и классные руководители
Заливка катка

Подготовка зимнего спортивного инвентаря

Подготовка лыжни

Ноябрь - декабрь ЖЭУ и дворники школ

Учителя физической культуры

"Скользкий лёд"

(соревнования по бегу на коньках)

Ноябрь - декабрь Преподаватели физической культуры
"Ледниковый бал"

(показательные выступления юных фигуристов)

Ноябрь - декабрь Преподаватели физической культуры, родители
"Ледовые баталии"

(народные зимние игры, эстафеты)

Январь Преподаватели физической культуры, классные руководители, родители
"Лыжня зовет"

(соревнования юных лыжников)

Февраль Преподаватели физической культуры, классные руководители, родители
"Трус не играет в хоккей" первенство школы по хоккею Февраль Преподаватели физической культуры, классные руководители, родители
"Молодецкие забавы"

(спортивный праздник, посвященный проводам Зимы)

март Преподаватели физической культуры, классные руководители, родители

Ожидаемые результаты:

Снижение уровня заболеваемости детей.

Формирование здорового образа жизни в школе и семье.

Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре.

Популяризация зимних видов спорта

Создание методических пособий по проведению мероприятий и уроков по зимним видам спорта.

Создание памятки или инструкции по правильному поведению во время занятий в зимнее время года на свежем воздухе.

Распространение накопленного опыта в методическом сообществе учителей физической культуры

Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;

Создание единого здоровьесберегающего пространства "детский сад - школа - спортивный комплекс - учреждения культуры".

Преимущества проекта "Зимний бум":

1. Расширение и дополнение спортивно-массовой работы в городе с охватом всех возрастных групп в зимнее время! (детские сады, дворовые клубы, спортивные секции, родители, бабушки и дедушки)

2. Проведение спортивно-массовых оздоровительных мероприятий в зимнее время.

3. Организация внутришкольных соревнований, праздников, игр, встреч родителей и учащихся.

4. Формирование спортивных традиций, открытие спортивных зимних сезонов, 5. Выявление лучших спортсменов школ и города по зимним видам спорта.

Информационные источники проекта:

  1. Антропова, М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1968. -С. 125-127.
  2. Бальсевич, В. К., Лубышев, Л. И. Новые технологии формирования физической культуры школьника // Проблемы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ: сб. науч. работ междун. семинара. - М., 1993. - С. 42-50.
  3. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального исследования. - М.: Педагогика, 1986.-С. 151-162.
  4. Лушина, Л. В. Новые тенденции в физическом воспитании детей //Физическая культура в школе. - 1983. - № 2. - С. 63-65.
  5. Фомина, Н. А. Музыкально-двигательная подготовка в системе физического воспитания: учебно-методическое пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - С. 31-32.
  6. Чебыкин, А. Я. Теория и методика эмоциональной регуляции учебной деятельности: научно-методическое пособие. - Одесса: Астро-Принт, 1999.-С. 158-161.
  7. Научно-методический журнал "Физическая культура в школе".
  8. Методическая газета для учителей физкультуры "Спорт в школе", издательский дом Первое сентября.