Урок русского языка во 2-м классе по теме "Общее понятие об имени прилагательном"

Разделы: Начальная школа


Цель: Знакомство с именем прилагательным, еще одной частью речи русского языка.

Задачи: Актуализировать знания учащихся о словах, называющих признаки предметов, и вопросах, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предметов; формировать умения устанавливать связь между словами, называющими признаки предметов, и вопросами, на которые они отвечают; развивать орфографическую зоркость.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Буквы О и Ё живут в двух домиках. Один домик круглый, другой треугольный. Буква О живет не в круглом домике. В каких домиках живут буквы? (О живет в треугольном, а Ё в круглом домике.)

– Дайте характеристику буквам О и Ё. (Это гласные, буква О показывает твердость согласных звуков, обозначает звук [о]. Буква Ё показывает мягкость согласных звуков и обозначает звук [о] после согласных, а в начале слова и после гласной обозначает два звука [й] и [о].)

II. Минутка чистописания

О ё о Ё

Записать начатый ряд букв в данной последовательности.

III. Постановка темы урока.

На доске слова:

День, зелёный, солнышко, тонкая, кузнечик, жаркий, травинка, яркое.

– Прочитайте написанные на доске слова. Выделите из них имена существительные и выпишите их в столбик. На какие вопросы они отвечают?

Что? День
Что? Солнышко
Что? Травинка
Кто? Кузнечик

– Охарактеризуйте данные слова. (Это существительные, нарицательные, в единственном числе. День, солнышко, травинка – неодушевленные, кузнечик – одушевленное существительное. )

– Прочитайте оставшиеся слова. (Зелёный, тонкая, жаркий, яркое)

– К каждому существительному подберите одно из этих слов подходящее по смыслу. Запишите.

День жаркий
Солнышко яркое
Травинка тонкая
Кузнечик зелёный

– На какие вопросы отвечают подобранные к существительным слова? (Какой? Какое? Какая?)

– Вспомните, что обозначают слова, отвечающие на вопросы, какой? какая? какое? какие? (Эти слова обозначают признаки предметов.)

– Отныне, мы будем называть слова, отвечающие на вопросы, какой? какая? какое? какие? и обозначающие признаки предметов именами прилагательными.

На доске открывается запись:

Имя прилагательное

Физкультминутка

Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук, с точностью до наоборот.

IV. Работа по теме урока

1) Мы познакомились с еще одной частью речи – именем прилагательным.

На доске текст:

Наступил день. Светит солнышко. Луг расстилается, как ковер. Вот на травинку сел кузнечик. Над цветами кружится пчела.

– Найдите в тексте имена существительные.
– Подберите к ним подходящие по смыслу имена прилагательные. Для этого нужно задать вопрос от имени существительного. Например: день, какой? летний, теплый, жаркий, солнечный.
– Какой получился текст? Прочитайте.

(Например, текст может быть таким: Наступил теплый летний день. Светит яркое солнышко. Широкий луг расстилается, как пестрый ковер. Вот на тонкую травинку сел зеленый кузнечик. Над душистыми цветами кружится мохнатая пчела. )

– Какой текст помогает интереснее и понятнее представить написанное, тот, что на доске или тот, что изменили?
– Какие слова помогли украсить текст?
– Запишите измененный текст в тетради.
– О чем говорится в тексте?
– Озаглавьте его.
– Найдите основу каждого предложения. Прочитайте.
– Найдите и прочитайте слова, которые вставили в текст. Подчеркните эти слова волнистой линией.

2) На доске:

Маленький рост, длинный хвост, серая шубка, острые зубки.

– Прочитайте и отгадайте загадку. Какие слова помогли отгадать.
– На какой вопрос отвечают?
– Что обозначают?
– Расскажите всё, что узнали сегодня об имени прилагательном. (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает, признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? В предложении подчеркивается волнистой линией.)

Физкультминутка

Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину.
Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку одной рукой, затем другой, потом обеими руками вместе.

V. Закрепление изученного

А). Игра. Устно подберите к существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

САХАР (белый, сладкий, сыпучий)
ИГЛА (острая, тонкая, длинная, стальная)
ЗИМА (долгая, снежная, холодная)

Продолжение игры. Первый ряд придумывает слово – имя существительное, остальные подбирают к нему прилагательное.

Б). Задание наоборот, подберите к прилагательным, подходящие по смыслу имена существительные.

КРУГЛОЕ, СОЧНОЕ, СЛАДКОЕ (яблоко)
НЕУКЛЮЖИЙ, КОСОЛАПЫЙ (медведь)
ЗУБАСТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, ХИЩНЫЙ (крокодил)

А сейчас второй и третий ряд по очереди, договариваются и придумывают имена прилагательные. Остальные должны подобрать подходящие к ним имена существительные.

В). Прочитайте. Найдите в предложении ошибки. Замените повторяющиеся слова подходящими по смыслу именами прилагательными.

На красивой клумбе растут красивые ромашки и красивые васильки.

(На красивой клумбе растут великолепные ромашки и замечательные васильки.)

Г). Подберите к данным прилагательным, противоположные по смыслу прилагательные:

– Тяжелый, большой, близкий, жесткий, старый, плохой, глупый, горький, высокий.

К этим прилагательным подобрать близкие по смыслу:

– Небольшой, печальный, недобрый, отважный, морозный, могучий, алый, знойный.

VI. Самостоятельная работа. Работа по карточкам

К прилагательным дописать подходящие по смыслу слова, имена существительные, из словаря.

Рыжая_________, косолапый__________, зимнее________, вкусные________, любимая_________, охотничья__________, чайная________, сильный_________.

VII. Домашнее задание

Каждому карточку, на которой написано слово, обозначающее предмет. Нужно не называя предмет, описать его, используя только прилагательные.

VIII. Итог урока

– Подберите подходящее по смыслу имя прилагательное к существительному из этого предложения.
– Для чего в нашей речи служит имя прилагательное?
– Что узнали об имени прилагательном?