Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Цель урока: развитие прочувствованного восприятия категории “Братья меньшие”.

Задачи:

  • Социокультурное наполнение категорий “Братья меньшие”.
  • Развитие умений сотрудничества в группе, целостного восприятия, ресурса успеха группы.
  • Развитие ориентации на доброе отношение друг к другу и окружающим.

Оборудование:

  • Мультимедиа– презентация.
  • Карточки с иллюстрациями для работы в паре.
  • Тетрадь “Истоки” ч.2.
  • Учебник “ Истоки. 2 класс”.

Ход занятия

1. Присоединение.

– Наше занятие мы начинаем традиционно: с пожелания здоровья, любви и добра друг другу. Итак… Здравствуйте, дорогие родители и дети! Мы с вами отправимся в увлекательное путешествие к нашим истокам, продолжим разговор о труде земном.

1) Ресурсный круг на мотивацию.

  • Подготовительный этап.

Ребята встают в круг.

– Давайте мысленно отправимся в деревню.

(Видеоряд: макет деревенского дома, игрушки и рисунки с изображением домашних животных. Аудиоряд: запись “звуки деревни”.)

– Прислушаемся к ее звучанию, ощутим ее запах и чувства. У каждого предмета свой характер, своя душа, голос. (в ресурсном круге дети рассказывают об увиденном, услышанном, выражают свои мысли.)

2. Основной этап.

Есть люди, которые смотрят на мир словно через простое стекло. Оно может быть и синим, и зеленым, и розовым.

– Если смотреть на мир через такое стекло, можно ли увидеть больше, чем невооруженным взглядом? (ответы детей и родителей)

Но вот я беру увеличительное стекло. И делаю то же самое: смотрю на окружающий мир. Попробуйте вместе со мной. (Дети берут в руки лупу и смотрят на предметы, которые лежат на столах)

Да. Мы проникаем в мир глубже. Ведь самые простые вещи полны самых больших тайн. Природа и мир вокруг – это громадная книга, написанная невероятно мелким почерком. Любовь к этому миру природы – это и есть наше увеличительное стекло.

Я прошу вас мысленно взять увеличительное стекло вашей души – любознательность – и отправиться в путешествие. А совершим мы его в одно незнакомое, но чудесное место.

2) Ресурсный круг на присоединение к теме.

Отгадайте загадки:

Мордочка усатая, шубка полосатая,

Часто умывается, ас водой не знается. (кошка)

Заворчал живой замок.

Лег у двери поперек. (собака)

Как корова, но мала,

Правда, тоже есть рога. (коза)

– В нашей жизни, конечно, у всех были счастливые минуты общения с домашними животными, которых мы ласково называем братья наши меньшие.

– Расскажите о своих домашних питомцах, какие чувства у вас вызывает общение с ними? Высказываемся по кругу, передаем очередь соседу прикосновением руки.

(рассказы детей)

3) Рефлексия.

Учитель анализирует услышанные слова, задает вопросы. (слайды)

– Все ли слова, названные в круге, добрые?

– Конечно, слова, такие же добрые и светлые, нежные и ласковые. Так и в жизни: все доброе тянется к доброму.

– Какие слова запомнились, понравились?

  • Беседа

Давным-давно собака и кошка, корова и лошадь, коза и петух стали верными спутниками русского человека. Как приятно было после трудного дня ощутить тепло и ласку Мурки, поглядеть, как рыжий пушистый котенок катает по избе клубочек. Глядя на кошек, испытываешь такую нежность!

В задней половине деревянного дома жили кони, овцы, свиньи, козы. А когда маленький ягненок приболеет, человек переносит его в свой дом, заботливо ухаживает, помогает выздороветь.

Радостно замычит корова-кормилица, встречающая свою хозяйку. Женщина напоит, накормит буренку, и вот уже, как струны звонко звенят струйки молока в подойнике. Ароматное, пахнущее травами и цветами теплое молоко льется в ведро. От него исходит чудесный пар, поэтому оно и называется парным. Корова все отдаст хозяйке, отблагодарит за заботу о ней. (учебник, стр.58)

Любимцем хозяина был конь-красавец. Он особенно дорг крестьянской семье, потому что делит с человеком самые тяжелые работы. Ранней весной конь пахал и боронил поле. Нужно дров заготовить на зиму – опять труженик-конь поможет. Уверенно бежит он знакомой дорогой. Серебристый снежок похрустывает под копытами.

В суровую годину боевой конь выносил хозяина с поля битвы. За эту верность и любили коня, чистили щеткой, подстригали гриву и хвост. Веселый праздник на дворе, значит, опять конь – в дорогу. Разукрашенные тройки с заливистыми бубенцами неслись по полям и лесам. Как здорово прокатиться на такой быстроногой тройке!

Слова благодарности и нежности говорили люди в конский праздник – день святых Фрола и Лавра.

Наряженные, ухоженные кони с лентами в гривах и хвостах в этот день мирно отдыхали. (Учебник, стр.56)

3. Работа с тетрадью “Истоки”, ч. 2, стр.8.

Игра “Домашнее животное”.

– Представьте себе лошадку или корову. Расскажите, какую полезную работу она выполняет, как заботится о ней хозяин. Чтобы вы пожелали ему?

4. Активная форма. Работа в паре “Про кого так говорят?”.

Тетрадь “Истоки”, ч. 2, стр.9.

Учащимся предлагается определить характерные для животных качества.

  1. Подготовительный этап.
  2. (как образец – примеры диких животных: волк голодный, лиса хитрая)

  3. Учитель объясняет задание, уточняет, всем ли оно понятно. Далее дети работают самостоятельно. Педагог наблюдает за действиями детей, оказывает необходимую помощь. Особое внимание уделяется тем детям, которые медленно включаются в работу. Время работы – 3 минуты.
  4. Самостоятельная работа.

4) Работа в паре.

Детям предлагается внимательно выслушать друг друга и прийти к единому решению.

5) Обсуждение и экспертная оценка.

6) Рефлексия.

– Понравилось ли вам работать в паре?

– Что было сложно, что мешало совместной работе?

– Кот хочет сказать спасибо соседу за дружную работу, за согласие?

5. Активное занятие. Работв в группах “Кто важнее?”

1) Подготовительный этап.

Вводное слово учителя – читает сказку К.Д.Ушинского “Спор животных”.

Корова, лошадь и собака заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

– Конечно, меня, – говорит лошадь, – я ему соху и борону таскаю, дрова из леса вожу; сам он на мне в город ездит, пропал бы он без меня совсем.

– Нет, хозяин любит больше меня, – говорит корова, – я всю его семью молоком кормлю.

– Нет меня, – ворчит собака, – я его добро стерегу.

Послушал хозяин этот спор и говорит…

2) Основной этап.

Учитель предлагает учащимся представить себя в роли хозяина и подумать, что бы они ответили на месте хозяина животных

  • Диалог детей и взрослых. Рассматриваются предложения, делается выбор в группах. Время работы – 5 минут
  • Выступления микрогрупп.

3) Рефлексия. Подведение итогов.

Учитель выясняет мнения учащихся о проделанной работе, их чувства во время и после выполнения задания. Выделяет наиболее интересные находки, благодарит за советы и дочитывает слова хозяина:

“Перестаньте спорить по-пустому, вы все мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте”.

6. Итог урока.

ЛЮБИТЬ – это уметь СО – ЧУВСТВОВАТЬ,

СО – СТРАДАТЬ, ДА И РАДОВАТЬСЯ ВМЕСТЕ С ДРУГИМИ.

Прикоснуться к красоте живой природы можно только сердцем. Сорвешь цветок – и он увянет, поймаешь мотылька – и он умрет на наших ладонях. Любовь к живому должна быть ответственной.

Домашние животные утешают человека; хотя и не могут ответить на доброе слово хозяина, но все понимают. Они – братья наши меньшие. Им нужна наша забота, ласка, любовь, сопереживание. Подарите им свои самые добрые чувства. А они ответят большой привязанностью.

Люди в деревне немало трудятся, чтобы для скота на всю зиму заготовить корм – душистое сено, овес.

– А в городе, что необходимо учесть человеку, который захотел приобрести кошку или собаку? (ответы детей из опыта)

ВЫВОД: Чтобы животному было хорошо с человеком: “…животным мало одного поглаживания по спине и сытного питания из миски. Требуется что-то тонкое и не каждым человеком уловимое, но очень важное, без которого не может прожить, ни одно живое существо – это истинная любовь”.

7. Домашнее задание. тетрадь “Истоки”, ч. 2,стр.10.

Нарисуйте рисунок, напишите несколько добрых слов о своем домашнем питомце.

Приложения