Индивидуальное сопровождение детей 2–7 лет в процессе адаптации в детском саду присмотра и оздоровления

Разделы: Работа с дошкольниками


Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей [1;3].

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении – очень сложная и ответственная задача. Именно в детском саду для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых и менее значимых людей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Одним словом, детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду [1;54].

Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к ДОУ.

МДОУ «Детский сад № 4»–это дошкольное учреждение присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно–гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур с квалифицированным лечением детей, инфицированных микробактериями туберкулеза.

В детский сад для оздоровления поступают дети разного возраста в течение всего года из многих детских садов. Необходимо также отметить то, что если организация адаптационного периода у детей раннего возраста достаточно хорошо освещена в педагогической литературе, то адаптация детей раннего и дошкольного возраста при переходе из одного дошкольного учреждения в другое практически не затрагивается.

Как следствие, возникла необходимость организации работы по адаптации вновь прибывающих детей в ДОУ. не только в группе раннего возраста, но и в других возрастных группах.

Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы–к воде, птицы – к воздуху. Человек к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации (Д. В. Эльконин). Свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Так называемая фи­зиологическая адаптация это реакция, наиболее полно от­вечающая потребностям данной ситуации. Если же возника­ет необходимость какого-то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции. При этом возникает состояние, обозначае­мое как напряженная адаптация.

Период привыкания ребенка к новым социальным усло­виям делится на три этапа.

  1. Острый период,или период дезадаптации,когда имеет­ся более или менее выраженное рассогласование между при­вычными поведенческими стереотипами и требованиями но­вой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстника­ми, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятель­ности нервной системы.
  2. Подострый период,или адаптация,когда ребенок ак­тивно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10–15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоциональ­ного состояния, медленнее развиваются игра и речевая актив­ность (40–60 дней).
  3. Период компенсации или адаптированностик данным социальным условиям, когда нормализуются все регистриру­емые показатели.

Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжестии тяжелая.При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами уста­новления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.

При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10­–15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функци­ональные изменения едва выражены и нормализуются в тече­ние 2–4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8–9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.

При адаптации средней тяжестивсе нарушения в по­ведении ребенка выражены более ярко и являются длитель­ными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20–40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30–40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное сни­жение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особен­но в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой фор­ме адаптации возникает в виде острой респираторной инфек­ции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся соци­альной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоро­вья или педагогически запущенных.

Тяжелая адаптацияхарактеризуется значительной дли­тельностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее прояв­лений. Число таких детей относительно невелико (8–9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

При первом, вариантеребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях фи­зического и нервно-психического развития. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5–2 лет жизни, имею­щих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания пе­риода новорожденности и т. д.

Второй варианттяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного пове­дения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюда­ется длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на третьей неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в тече­ние 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребе­нок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Снижена ориен­тировочная активность.

Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстни­ками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уедине­нию. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится при­митивной. Ребенок капризничает, требует повышенного вни­мания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, путается чу­жих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния неустойчи­во, возможны рецидивы плача и пассивности.

При тяжелой адаптации темп нервно-психического разви­тия ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятель­ность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1–2 квар­тала.

Тяжелая адаптация, проявляющаяся у ребенка наруше­нием поведения, чаще наблюдается у детей от 3 лет, т. е. в тот период, когда наиболее активно осуществляется формирова­ние личностных качеств; психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные факторы: биологиче­ские–патология беременности и родов у матери, приводя­щая к гипоксии мозга плода и новорожденного, и социальные–нарушение возрастных режимов сна, приводящее к медленно­му засыпанию, отсутствию дневного сна и укорочению ночно­го, нарушение методики кормления, вследствие чего происхо­дит срыгивание и рвота после приема пищи, неправильная организация бодрствования и др.

Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоя­нии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.

Легкое привыкание ребенка к новым социальным усло­виям во многом зависит от его эмоционального состояния. Па этой основе формируется более высокий уровень его познава­тельной активности в новых условиях [2;12].

Работа по индивидуальному сопровождению детей в процессе адаптации детей к ДОУ в нашем детском саду ведется по двум направлениям:

  1. взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации (разработана анкета для родителей, создан банк информации по проблеме адаптации, памятки);
  2. организация адаптационного периода (разработан индивидуальный лист адаптации на основе критериев адаптации детей к детскому саду, карта индивидуального сопровождения ребенка).

Нами были разработаны следующие учебно – методические материалы:

  • картотека бесед и игр, направленных на освоение ребенком окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками;
  • картотека игр, направленных на знакомство детей друг с другом и воспитателем, создание положительных эмоций;
  • картотека игр и упражнений, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников;
  • картотека игр и упражнений, снимающих психоэмоциональное напряжение.

В МДОУ «Детский сад № 4» поступают дети разного возраста, с разным социальным опытом, поэтому в материалах нет прямых указаний на возраст. Те или иные задания подбираются педагогами самостоятельно в соответствии не только с возрастом ребенка, но и особенностями его развития.

Данная система работы апробирована в течение 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 учебных годов и необходимо отметить, что в этот период у всех вновь поступивших детей дошкольного возраста была легкая степень адаптации.

Список использованной литературы:

  1. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.пособие/ м.: Айрис-пресс, 2006.