Внеклассное мероприятие для начальной школы "В гостях у Осени"

Разделы: Внеклассная работа


(Зал украшен репродукциями картин об осени, рисунками детей, осенними листьями, оформлена выставка рецептов блюд из картофеля, на столе корзины с муляжами овощей и фруктов, звучит классическая музыка)

У: Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Собрались мы в этом красивом зале поговорить об…. Догадайтесь-ка о чем?

Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (осень)

Ветки голые стучат,
Галки черные кричат,
В тучах редких просинь,
Наступила….. (осень)

Льдинка хрустнет тонко,
Крикнет птица звонко,
Будто есть попросит,
Наступила….. (осень)

Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты,
Ветер листья носит,
Наступила ….. (осень)

У: Давно ли мы любовались золотом берез и тополей, багрянцем рябин и осин. Это была…(золотая осень). А сейчас все чаще вместо дождя идет снег, лужицы покрылись ледком. Только яркие гроздья рябин да зелень хвои радует глаз в лесу. Это значит пришла (поздняя осень). Да, каждый любит свою осеннюю пору, видит ее по-своему. Посмотрите на репродукции художников на экране, на стенах зала. <Приложение 1> <слайд 1-9> Правда, они прекрасны?! А сколько поэтов воспевали это время года! Давайте послушаем.

(читают дети)

Осень
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)

Листопад
Утро птицею в вышине
Перья радужные роняет.
Звезды, словно бы льдинки, тают
С легким звоном в голубизне.
В Ботаническом лужи блестят
Озерками большими и мелкими,
А по веткам рыжими белками
Прыгает листопад.
Вон, смеясь и прильнув друг к дружке,
Под заливистый птичий звон
Две рябинки, как две подружки,
Переходят в обнимку газон.
Липы важно о чем-то шуршат,
И служитель метет через жердочку
То ль стекло, то ли синюю звездочку,
Что упала с рассветом в сад.
(Эдуард Асадов)

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.
И арбуз, увидев важный,
Оживится детвора –
И радушно скажет каждый:
«Здравствуй, осени пора!»
Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим!

У: И приходит осень к нам тремя осенними месяцами. А какими, вспомните и узнайте их!

(выходят трое ребят, на груди перевернуты таблички с названиями месяцев. Когда дети отгадывают, таблички переворачиваются, на экране тоже появляется название месяца)

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят.
И на южный край земли потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь) <слайд 10>

Все мрачней лицо природы,
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц, подскажи? (Октябрь) <слайд 11>

Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мокнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) <слайд 12>

У: Молодцы, ребята, сразу узнали осенних братьев-месяцев! Наверное, и загадки мои быстро отгадаете?

  1. Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
    А как осень подошла – все наряды отдала.
    Сотню одежонок сложили мы в бочонок. (Капуста) <слайд 13>

  2. Скинули с Егорушки золотые перышки,
    Заставил Егорушка плакать без горюшка. (Лук) <слайд 14

  3. Красная мышка с белым хвостиком
    В норке сидела под зеленым листиком. (Редиска) <слайд 15

  4. Над землей – трава,
    Под землей – алая голова. (Свекла) <слайд 16>

У: Предлагаю вам поиграть в игру «Угадай овощ» В этом мешочке спрятались и отгадки на загадки и другие овощи. Ваша задача – через мешок догадаться, какой овощ вы взяли.

У: Продолжим отгадывать загадки.

  1. Кругла, а не месяц,
    Желта, а не масло,
    С хвостом, а не мышь. (Репа) <слайд 17>

У: А знаете ли вы, что репу раньше ели каждый день: пекли с ней пироги, варили кашу, парили в печи с медом. Легенда гласит, что один римский полководец так любил репу, что всегда сам пек ее себе в золе во время военных походов. Народ не забыл репку и в сказках. Вы знаете такую сказку? <слайд 28> Конечно же, это «Репка»! Ребята из 1А покажут инсценировку этой сказки.

У: У меня еще есть загадки.

  1. Летом в огороде – свежие, зеленые,
    А зимой в банке – желтые, соленые. (Огурец) <слайд 18>

У: С огурчиками у нас тоже есть веселая игра «Собери урожай». Ребята по 10 человек из каждого класса становятся в шеренгу и передают огурцы в противоположную корзину. Кто быстрее передаст весь урожай огурцов и не уронит, тот и победит.

  1. Что копали из земли, жарили, варили?

Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (Картофель) <слайд 19>

У: А кто знает, когда на нашем столе появилась картошка? На Руси узнали картофель благодаря царю Петру Первому 200 лет назад. Он долго не мог прижиться, считался даже ядовитым, так как люди пробовали употреблять в пищу зеленые ягоды, которые появляются на кусте картофеля после цветения. Ягоды эти варили с сахаром, пытались есть как варенье, но оно было невкусным. Картошку стали называть «чертовым яблоком».

Дамы пришивали синенькие и беленькие цветочки к своим шляпам и дарили друг другу на праздники. Прошло еще много времени, когда люди догадались использовать в пищу клубни картофеля, и он стал незаменимым продуктом. Великое множество блюд готовят из картошки, судите сами по рецептам, которые вы приготовили вместе с родителями.

Давайте все вместе споем песню, которая славит этот корнеплод.

(Дети исполняют песню « Ах, скажите-ка, ребята…»)

У: Наверное, многие из вас уже помогали родителям убирать урожай картофеля. Сейчас мы посмотрим, какими ловкими вы были. Приглашаю по одному человеку из класса. Вам предстоит с завязанными глазами собрать картофель, рассыпанный по полу, в корзину. Кто быстрее и больше соберет?

У: Недавно в школьной столовой я подслушала такой разговор. Послушайте и вы.

(Инсценировка стихотворения «Спор овощей»)

(Выходят два ведущих)

1-й:

Урожай у нас хорош, <слайд 20>
Уродился густо:
И морковка, и картошка,
Белая капуста.
Баклажаны синие,
Красный помидор,
Затевают длинный
И серьезный спор.

(На сцену выходят дети с масками на голове, играющие роль овощей)

2-й:

Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях,
Будет всем полезней?
Выскочил горошек,
Ну и хвастунишка!

Горошек:

Я такой хорошенький,
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!

1-й:

От обиды покраснев
Свекла заворчала…

Свекла:

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай
Лучше свеклы нету!

Капуста:

Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пирожки капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Огурец:

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Вам понравится, конечно!

Редиска:

Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

2-й:

Тут надулся помидор
И промолвил строго:

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор,
помолчи немного!
Самый вкусный и приятный
уж, конечно, сок томатный!

Лук:

Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям
Угадали, я ваш друг!
Я простой зеленый лук!

Картошка:

Я, картошка, так скромна,
слова не сказала….
А картошка так нужна
и большим и малым.

Баклажан:

Баклажанная икра так вкусна, полезна…

1-й:

Спор давно кончать пора

Все овощи хором:

Спорить бесполезно!

(стук в дверь)

1-й ведущий:

Кто-то кажется стучит…

(входит мальчик в костюме Айболита)

2-й ведущий:

Это доктор Айболит!

Айболит:

Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?

Овощи (хором):

Кто из нас, из овощей,
всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
будет всем полезней?

Айболит:

Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
все без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И судить я не берусь:
кто из вас вкуснее,
кто из вас полезней!

У: Как же разрешился спор овощей? (Отвечают дети)

У: Да, ребята, все овощи полезны, благодаря содержанию в них витаминов. «Витамин» от латинского слова «жизнь». Благодаря этим целебным свойствам овощи становятся докторами заболевших людей. Помощники Айболита сейчас расскажут о некоторых целебных свойствах овощей.

(Заранее подготовленные ребята рассказывают):

– Морковь и фасоль лечат от малокровия ребят, чьим щечкам надо порозоветь.

– Перец выпроваживает из организма цингу, то есть лечит десны.

– Салат и томат помогают толстячкам похудеть.

– Капуста лечит желудок. а арбуз, репа, кабачок и баклажан помогают печени.

– Бабушки и дедушки, у которых поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к петрушке, тыкве и свёкле. - На огородах нашей планеты выращивается более 120 видов % овощных культур.

<слайд 30>

У: Ваши мамы тоже захотели принять участие в нашем празднике и принесли витаминные салаты. Рецептами их приготовления они сейчас поделятся.

(Мамы показывают салаты из различных овощей и фруктов, рассказывают о них, приглашают попробовать)

У: Предлагаю вашему вниманию игру «Самый ловкий». Перенесите картошку в другую корзинку в ложке. Кто быстрее?

Игра «Угадай-ка»

  • Какие овощи называют ещё «синенькими»?
  • Какой овощ называют «змеиной травой»?
  • Какой овощ на итальянском языке называется «золотое яблоко»?
  • Какой овощ бывает и сладким и горьким?

Игра «Подскажи словечко»

Он усатый и ползучий,
спрятал ядрышки в стручке
Саблевидном кулачке.
Не раскусишь, коль засох
Называется (горох) <слайд 21>

Он на грядке привалился на бочок
Солидный крутолобый (кабачок) <слайд 22>

Хвост зелёный, красная головка,
Это остроносая (морковка) <слайд 23>

Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней (помидора) <слайд 24>

У: Чтобы вы не забывали есть побольше овощей, ребята из 1Б класса приготовили вам рекламу овощей. Давайте послушаем!

(Говорят дети)

Лук зелёный – объеденье!
Он приправа к блюдам.
Ешьте, дети, лук зелёный,
Он полезен людям. <слайд 25>
Витаминов в нём не счесть,
Надо лук зелёный есть.
И головки лука тоже
Нам полезны и пригожи.

Я, морковочка-подружка, <слайд 26>
дорога и люба.
Ешьте дети все морковь,
Очищайте зубы!

<слайд 27>

А я толстый помидор,
витаминов полный.
Очень долго я расту –
возраст мой преклонный.
Сначала я зелёным был,
но август месяц наступил:
Стал краснеть я с каждым днём,
Чтобы взяли меня в дом.
Ешьте, дети, помидоры,
пейте сок томатный:
Он полезный и приятный!

У: Давайте в заключении нашего праздника споем все вместе песню из мультфильма «Антошка».

Презентация.