Технология критического мышления на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Когда наступит лето?»

Цели урока: систематизировать знания учащихся о временах года, названиях месяцев и их последовательности.

Оборудование:

  1. Учебник А.А. Плешаков. Мир вокруг нас. 1 класс.- М.: Просвещение
  2. А. А. Плешаков. Рабочая тетрадь. 1 класс.- М.: Просвещение.
  3. Ноутбук
  4. Проектор

Учащиеся заранее делятся на 4 группы, каждая группа садиться, образуя «круглый» стол.

Ход урока.

1. Фаза вызова (определение темы урока)

Группы ребят получают задание собрать из отдельных частей картинку (пазлы).

-Если вы правильно соберете картинки, то мы с вами сможем узнать тему нашего сегодняшнего урока (работа в группах).

- Итак, о чем же мы будем сегодня говорить? (ответы детей)

-Сегодня мы узнаем много интересного о временах года. А какое сейчас время года?

2. Осмысление (работа по теме урока)

а) Составление кластера при помощи загадок

Четыре ковра рукодельницы ткут
Один за другим их на землю кладут
Белый, зеленый, пестрый, желтый.
Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)

Слайд 1

Тройка. Тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса. Белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром (зима).

Слайд 2

Пришла. Улыбнулась - утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась. Растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады (весна).

Слайд 3

Оно за весною к нам в гости идет,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски, (лето).

Слайд 4

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома.
Сказала: «За мною нагрянет зима».(осень)

Слайд 5

- Сколько времен года всего? (ответы детей)

- Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так продолжается бесконечно, потому, что наша планета вращается, подставляя солнцу то одну сторону, то другую.

Какое время года сейчас?

-Найдите его на годовом круге в нашей схеме и в учебнике на странице 70.

-Какое время года было до него?

-Какое время года будет после?

-А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?

б) Работа по учебнику

- Страницы 70-71

в) Продолжение работы с кластером

–А теперь вы немного поработаете самостоятельно в группах и подумаете, чем мы еще можем дополнить нашу схему (кластер)

(Работа в группах, по итогам работы должен появиться полностью заполненный кластер)

Слайды 6,7,8,9

г) - В большинстве областей земного шара существует 4 времени года. Но есть места, где только 2 времени года. Например, в областях Арктики и Антарктики в течение лета солнце никогда не заходит, а зимой никогда не всходит.

Слайд 10

-А в близких к Экватору областях тоже только 2 времени года. После жаркого сухого периода наступает длинный сезон дождей.

Слайд 11

-А сколько времен года у нас?

д) Работа в рабочей тетради

Страница 29 задание 1

3. Рефлексия

а) Итак. Мы сегодня поговорили о многом, попробуйте сейчас за несколько минут придумать рассказ о том, что нового вы узнали сегодня на уроке, только первая группа (зима) составляет рассказ для родителей, вторая (весна) для бабушки, третья (лето) для друга, а четвертая для меня.

(работа в группах)

б) Прослушивание зарисовок

в) Итоги урока:

-Сегодня мы с вами говорили о 4 временах года, а на следующих уроках поговорим о том, как живут люди и животные, если одно из времен года у них длиться дольше обычного.

г) Дом. задание: рабочая тетрадь стр. 30.зад. 2,3.

Презентация.