Урок обучения чтению в 1-м классе на тему "Звуки [х], [х']. Буквы Х, х"

Разделы: Начальная школа


1. Постановка задачи

Цель: познакомить с согласными звуками [х], [х'], буквами Х, х.

Задачи.

Дидактические:

- обеспечить дальнейшее совершенствование умения анализировать звуки, слова с новыми звуками;

- создавать условия для формирования навыка правильного, выразительного чтения.

Развивающие:

- обеспечить развитие познавательной активности через создание проблемных ситуаций, через использование фронтальной, групповой в сочетании с дифференцированной работой;

- обеспечить развитие мыслительных операций;

- создать условия для развития образного мышления, эмоциональной выразительной речи.

Воспитательные:

- воспитание уважения к родному языку;

- воспитание бережного, внимательного отношения к слову;

- создать условия для развития учебно-коммуникативных умений.

Здоровьесберегающие:

С учётом возрастных особенностей учащихся, создания благоприятного психологического климата на уроке и условий для их самовыражения обеспечить укрепление и развитие как психического, так и физического здоровья детей.

2. Требования к вычислительной технике

Компьютер:

Intel (R)

Pentium (R) 4 CPU 2.80 GHz

1,00 ГБ ОЗУ

Система:

Microsoft Windows XP Professional версия 2002.

Минимальные требования:

Microsoft Office Word 2003.

Microsoft Office Power Point 2003

3. Управление программой и исходные данные

Программа начинает работать после запуска файла “Буква Х. Презентация Microsoft Office PowerPoint”. Презентация

Презентация управляется с помощью мыши. Смена слайдов происходит по щелчку ЛКМ. Это даёт возможность переходить к следующему слайду, когда это требуется по ходу урока.

4. Структура программы

Презентация состоит из 25 слайдов. Все слайды следуют один за другим. Презентация имеет линейную структуру. Слайд №3 озвучен. На диске занимает 13,4 МБ.

Слайды № 3

Прикреплён звуковой файл “Детские песни - Спят Усталые Игрушки” (тип файла: звук в формате МР3). Приложение

Ход урока

1. Организационный момент.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться!

- Это наш девиз урока чтения.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, мы продолжаем путешествовать по городу Алфавитинску.

- Давайте вспомним, что интересного мы здесь узнали.

а) Дом с гласными буквами.

- Какие буквы живут в левых квартирах?

- Буквы, которые указывают на твердость согласного звука.

- Какие буквы живут в правых квартирах?

- Буквы, которые указывают на мягкость согласного звука.

б) Дом с согласными буквами, которые обозначают непарные звонкие согласные звуки.

в) Дом с парными согласными буквами.

г) Дом с Ъ и Ь, которые звука не обозначают.

3. Подготовка к восприятию нового материала.

- Сегодня мы пойдем в гости в дом, который еще не заселен.

Звучит музыка “Спят усталые игрушки” (приложение 1)

- Что такое, ребята? Утро, а звучит песня из передачи … “Спокойной ночи, малыши”?

- Да просто мы идем в гости к герою этой передачи…

- Хрюше!

- Вы рады?

- Хрюша нас встречает с хлебом и солью. Почему? Сейчас Ира нам объяснит.

- Хлебушек. Так ласково и с уважением называют хлеб на Руси. А иначе и быть не может. Никакая еда не будет вкусной без хлеба. Он всегда на столе и в будни, и в праздники. Хлебом – солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Недаром говорят, что хлеб – всему голова. Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!

- Так почему Хрюша встречает нас хлебом-солью?

- Как дорогих и почетных гостей.

4. Изучение нового материала

- Хрюша очень смешной персонаж передачи. Давайте прочтем о нем стихотворение.

Хрю-ша сел на пе-ту-ха,
Мы сме-я-лись: “Ха-ха-ха!”
Со-чи-нять он стал сти-хи,
Мы смеялись: “Хи-хи-хи!”

- Прочтем по слогам медленно.

- Прочтем про себя.

- Прочтем выразительно вслух.

- Давайте выделим первый звук из слова ха.

- Произнесите его друг другу, сделайте выводы:

- [X]

- Cогласный (встречает во рту преграды)

- Твердый (“а” указывает на твердость согласного и нет улыбки)

- Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)

- Давайте выделим первый звук из слова хи.

- [X']

- Cогласный (встречает во рту преграды)

- Мягкий (“и” указывает на мягкость согласного, есть улыбка)

- Глухой (ладошками прикрыли ушки, не слышим звук)

- Кто догадался, какая будет тема сегодняшнего урока?

- Тема: Звуки [х], [х']. Буквы Х,х

- Учитывая тему урока, сформулируйте его цель.

- Познакомиться со звуками [х], [х'], с буквой, которая их означает.

- Задачи:

- учиться отличать звуки [х], [х'] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв;

- учиться читать слоги и буквы с новой буквой;

- развивать речь, внимание, память.

- Будем работать дружно и помогать друг другу.

5. Первичное закрепление.

1) На что похожа буква “ха”?

Стихотворение читает учитель.

- Сложите эту букву из счетных палочек.

2) Слоговой аукцион.

- Познакомим букву “ха” с некоторыми гласными буквами.

- Дополним слоги до слов

Х А (характер, уха, муха …)

Х О (хорошо, хорек, хочу…)

Х У (художник, хулиган …)

Х И (химия, хирург …)

Х Е (хек, археолог …)

3) Анаграммы (слова, отличающиеся только порядком букв).

ХАЛВА ХВА-ЛА

ВДОХ ВХОД

ХОРОШИ ШО-РО-ХИ

Физкультминутка.

Хомка, Хомка хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильным стать.

6. Работа по дальнейшему углублению знаний. (Приложение 2)

1) Самостоятельная дифференцированная работа.

- Ребята, давайте поработаем с этими словами.

- У кого Хрюша–пожарный, соединяет стрелкой слово, соответствующее схеме

- У кого Хрюша-Человек-Паук, соединяет слова + к оставшейся схеме придумает слово.

- У кого Хрюша-космонавт, соединяет слова + придумывает предложение с одним из данных слов.

- Проверим.

2) В чем различие?

- Чем похожи слова и чем отличаются?

ХЛОПОК ХЛОПОК

- Что такое хлопок? (Растение, из которого делают нитки, ткани)

- Вспомним аналогичные примеры:

замок – замок

кружки – кружки

гвоздики – звоздики

3) Работа над диалогом.

- Я загадала имя мультипликационного героя, оно начинается на букву “эн”. Назовите мне первый звук этого слова!

[Н], [н'] – Почему?

- Что еще нужно у меня спросить?

- Какая гласная стоит после “эн”?

- Буква “е”. Кто теперь может назвать первый звук?

[Н'] Незнайка!

- Да, молодцы.

- Сегодня мы узнаем, как Незнайка сочинял стихи.

Читает учитель.

- Поможем подобрать рифму.

- Кто автор этого произведения?

- Николай Носов.

- Ребята, как называется этот вид текста?

- Диалог.

- Что такое диалог?

- Разговор двух человек.

- Вспомним правила ведения диалога, которые называются речевым этикетом.

- Об этих правилах нужно помнить и на уроках, так как вам часто приходится вступать в диалог с учителем и товарищем по классу, работая в паре.

- Незнайка по-моему не очень хорошо знает эти правила.

- Давайте сделаем разметки в тексте (приложение 3), определим где чьи слова.

- Проверим.

- Прочитайте в парах по ролям

- Кто хочет нам прочитать?

4) Рифма.

- Назовите изображенные предметы. Найдите среди слов – названий предметов – рифмующиеся слова:

- Подведем итог.

- Попробуйте в парах сочинить двустишие (или четверостишия)

На столе лежала книжка,
Под столом бежала мышка.
Положила кашу в миску –
Позовем обедать киску.
Подарили кошке
В день рожденья ложку.

- Послушайте, как использует поэт С.Я. Маршак одну из данных рифм.

Говорила мышка мышке:
До чего люблю я книжки!
Не могу я их прочесть,
Но зато могу их съесть.

7. Подведение итогов урока.

- Итак, с какой буквой мы познакомились?

- Буква “ха”.

- Какие звуки она обозначает?

- [X], [х']

- Дайте краткую характеристику этих звуков.

- Определим место буквы “ха” в ленте букв.

8. Домашнее задание. (Приложение 4)

1 уровень.

2 уровень (схему в тетради по чтению).

3 уровень.

9. Завершение урока.

- Путешествие закончилось. В какой же квартире поселится буква “ха”?

- При помощи знаков оцените наш урок. Покажите гостям. (Приложение 5)

- А теперь оцените свою работу.

- Спасибо! Молодцы!

- Хрюша передал вам хлеб-соль, съедим его в классе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я считаю, что компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.

Это один из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

Данный урок достиг целей, дети работали активно, с интересом.

Методический материал и разработку данного урока могут использовать многие учителя на уроках обучения чтению в букварный период.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андрианова Т.М., Букварь 1 класс, УМК “Планета знаний”, Издательство “Астрель”, 2007 г.
  2. Волина В.В. “Учимся играя”, Москва “Новая школа”, 1994 г.