Деятельность ШПД по реализации детского таланта

Разделы: Общепедагогические технологии


“Человек, как звезда, рождается”.

За этой стихотворной строчкой стоит извечная загадка бытия – рождение новой жизни. Жизни, которая может пройти незамеченной, или наоборот, оставить яркий свет в памяти потомков. Никто не может сказать наверняка у колыбели младенца, как проявит он себя в будущем. Но бесспорно одно: человек, спящий безмятежным сном, таит в себе огромные потенциальные возможности. А окажутся ли они востребованными, зависит от нас с вами.

Помните, как в сказке Шарля Перо “ Спящая красавица” слетелись к девочке феи и наградили её разнообразными талантами: умением прекрасно петь, танцевать, музицировать. И не нужно было прикладывать никаких усилий. В жизни, к сожалению, не всё так просто. Как не пройти мимо таланта, как распознать его, помочь разгореться звезде.

Если мы обратимся, к толковым словарям, то увидим, что очень часто термины “способный”, “одарённый”, “талантливый” употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Но вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он ни обладал, не может стать талантливым математиком, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. Для поддержания одарённости человека необходимо целенаправленная системная работа.

Предположим, что мы выявили способности и мастерство ребёнка и выделили его как одарённого. Как быть дальше? Что нам поможет?

Любовь. То, что ребёнок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализуя всё новые мысли, рождаемые в процессе работы. В результате новый продукт деятельности значительно превышает первоначальный замысел. В этом случае имеет место развитие деятельности по инициативе самого ребёнка, которая и является творчеством. Одарённость плюс мастерство, развиваясь, преобразуются в творчество.

Поэтому наша задача в рамках проекта “Одарённые дети” – создание условий для проявления и развития творческих способностей, учащихся семи – десяти лет.

Школа полного дня идеально подходит для реализации этой цели, так как предполагает:

1. Изучение особенностей развития школьника.

Педагоги совместно с психологом всесторонне – комплексно обследуют ребёнка. Ведь необходимо изучить, кроме уровня развития интеллектуальных способностей, уровень развития творческих, уровень психосоциального, физического развития, охватить как можно более широкий спектр способностей ребёнка. По результатам обследования составляется диагностическая карта, своего рода “интеллектуальный портрет”, лист общеучебных достижений, карта развития культуры учащихся, цель которых – помочь определить проблемы развития и потенциальные возможности ребёнка. Это позволяет скорректировать работу со всем коллективом и с каждым ребёнком отдельно. На развитие врождённых склонностей и на коррекцию недостатков направлено создание программ.

2. Программы. Они охватывают разные аспекты развития и воспитания: этическое, эстетическое, трудовое, экологическое, речевую культуру, краеведение. Таким образом, у детей экспериментальных классов в расписании второй половины дня появляются такие занятия, как “Этика”, “Речецветик”, “Бизнес и экономика”, “Интеллектика” и другие. В результате дети оказываются включёнными в специальные занятия, направленные на психосоциальное, интеллектуально – творческое и физическое развитие. Первоначально эти занятия были обязательными для всех детей, затем было предложено посещать эти занятия добровольно. Самостоятельно выбирая, продолжать ли ему занятия, ребёнок тем самым решает вопрос о целесообразности для себя дополнительных нагрузок. Таким образом, он уже сам участвует в оценке собственной одарённости. Основная масса детей решила продолжить занятия. Среди них были и дети, не показавшие высокие уровни развития. И если для объяснения этого явления обратиться к концепции одарённости, то не сложно понять, что эти дети на данном временном отрезке своей жизни в силу каких – то не очень явных пока причин не могут продемонстрировать высокие уровни по параметрам “выдающие способности”, “креативность”, но показывают высокий уровень мотивации. Что, конечно же, очень существенно прежде всего в плане будущего развития. В то же время хочу заметить, что добровольные занятия по раннее перечисленным программам проводятся таким образом, что любой ребёнок может к ним подключиться на любом этапе.

Таким образом, использование педагогами школы полного дня эффективных программ и технологий, организация мониторинга развития учащихся служат развитию интеллектуальных способностей детей и формированию устойчивого познавательного интереса.

3. Использование развивающих программ и УМК. Стремление ребёнка к познанию естественно, оно обусловлено биологически, но оно очень редко проявляется в рамках традиционного обучения. Поэтому мы используем УМК “Планета знаний”, в котором каждый раздел учебного пространства начинается с маршрутного листа, где представлены содержание, логика и этапы изучения материала. Это позволяет осмыслить последовательность и план предстоящего обучения. Вариативная часть учебникам создаёт дополнительное образовательное пространство, включающее творческие задания, дифференцированные, интеллектуальные, что позволяет выбирать задания в соответствии со своим индивидуальным темпом усвоения и личной траекторией движения. Учебники включают специальные развороты проектной деятельности учащихся. Это способствует формированию умения самостоятельно планировать деятельность, применять знания и умения в реальных жизненных ситуациях, формировать коммуникативные умения, выполнять различные социальные роли.

4. Оборудование уголков, стендов с творческими работами детей служит созданию информационной, развивающей среды в учебном кабинете.

5. Организация системы дополнительного образования: кружков “Шахматы”, “ИЗО”, “ОФП”, “Бумажный комочек”, “Музыкальная гостиная” – также служит развитию интеллектуальных способностей детей и формированию устойчивых познавательных интересов.

6. Проведение внеклассных мероприятий: “Конкурс смекалистых”, “Турнир любознательных”, “Эстафета знаний”, “Интеллектуальный марафон” – формирует творческую активность учащихся.

7. Создание научного общества в школе полного дня не может не радовать. Ребёнок – исследователь от природы – воплощает свою творческую энергию. Творит в самых разных областях, активно исследует окружающий мир. Взрослым же (это лучшие педагоги – специалисты своего дела) интересны и итоги его изысканий, и то, какими идеями он овладел при этом, и то, какими новыми качествами обогатилась его психика. Организуя научные общества для детей начальной школы, мы предполагаем различные варианты включения ребёнка в исследовательскую деятельность: организация творческих отчётов, презентаций, проведение школьных олимпиад, смотров знаний, конкурсов фестивалей.

В заключение хотелось бы напомнить всем, что одарённость не только подарок судьбы для отмеченных ею, но ещё и испытание. Одарённые дети нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве, а педагоги должны понимать, что такой ребёнок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающим, более восприимчив к сенсорным стимулам и лучше понимает отношения, связи.

Тяжело ли тебе, учитель? Да, тяжело! Ведь ещё К.Д. Ушинский писал, чем тяжелее учителю учить, тем легче ученику учиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Верина Л.А. // Таланты будущих поколений. //Первое сентября. Начальная школа. № 33от19.11. 2006.
  2. Савенков А. // Одаренный ребёнок в массовой школе. //Первое сентября. Начальная школа. №29, 30. 2003.
  3. Савенков А. //Самостоятельная исследовательская практика как фактор развития познавательных потребностей младших школьников. //Первое сентября. Начальная школа. №48. от12.09. 2006.