Кубанский "детский закон" в действии

Разделы: Внеклассная работа, Работа с родителями


Проблемы современного детства в наше время становятся все более острыми. Это не отрицает уже никто. Сильное беспокойство вызывает беспризорность и бродяжничество, курение и наркомания, преступность и состояние здоровья детей и подростков.

На Кубани, пройдя пути обсуждения общественностью, парламентские слушания, изучение в прокуратуре края, депутатами Законодательного собрания 16 июля был принят, а 21 июля 2008 года подписан губернатором А.Н.Ткачевым Закон Краснодарского края № 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае", вступивший в силу 1 августа того же года. Этот закон, который все стали называть коротко "детский закон", призван кардинально изменить положение с детской безнадзорностью и подростковой преступностью, повысить ответственность родителей за воспитание своих детей.

Идея принятого закона не нова. Известно, например, что сразу же после освобождения Кубани от фашистской оккупации в крае было принято постановление крайисполкома от 28 марта 1944 года "О правилах поведения детей в общественных местах (в театрах, кино, парках, трамвае, на стадионах, улицах городов и райцентров)". В частности, пункт 3 этого постановления гласил "Запретить пребывание детей и подростков до 16 лет в кинотеатрах и других зрелищных предприятиях после 20 часов". В этом постановлении также запрещалось пребывание детей до 16 лет на улицах после 10 часов вечера без сопровождения взрослых.

Однако в течение десятилетий в крае основной упор делался на работу правоохранительных органов. Новый закон теперь призван спросить и с нерадивых родителей. Ведь человек начинается с самого рождения, с семьи. Там формируется его личность, закладываются основы отношения к миру, нормы поведения. Поэтому и спрос за поведение и действия детей должен быть с родителей. А действительность, к сожалению, такова, что многие взрослые забыли о родительском долге, переложив воспитание своих детей на школу, улицу, дворовую компанию.

Беспечность и безответственность взрослых по отношению к детям приводят к тому, что несовершеннолетние попадают в социально опасное положение, угрожающее их жизни, здоровью или не отвечающее требованиям к их воспитанию и содержанию, и в результате совершают правонарушения или антиобщественные поступки. А сколько детей и подростков, предоставленным самим себе, получают травмы или гибнут в дорожно-транспортных происшествиях, купаясь без присмотра в водоемах или играя на стройках, пустырях!

Для тех, кто сомневается в "законности" закона и считает, что он нарушает права личности, можно ответить, что краевой закон разработан и принят в соответствии с нормами федерального законодательства, Конституции РФ и Семейного кодекса РФ, на основании аналогичного зарубежного опыта.

Еще в Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, указано, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения".

Согласно конвенции о правах ребенка, ратифицированной Верховным Советом СССР в июне 1990 года, государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Конвенция о правах ребенка четко устанавливает, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка.

Основой для разработки краевого Закона стал Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", который описал основные принципы профилактики, обозначил ее субъекты и объекты приложения профилактических усилий.

Статья 3 указанного Федерального закона определяет право субъекта Российской Федерации регулировать деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В некоторых цивилизованных странах приняты свои "детские законы", нарушение которых грозит родителям уголовным преследованием, попаданием в тюрьму и другим наказаниям. Например, недавно нашумевшая история в США с матерью известной теннисистки, оставившей своего пятилетнего сына без присмотра и получившего в результате этого физические травмы, может "аукнуться" ей лишением родительских прав.

Каковы же главные пункты кубанского "детского закона"? Назову только те, которые касаются моих учеников, т.е. учащихся начальных классов, и их родителей.

Если ребенку еще не исполнилось 7 лет, он должен круглосуточно находиться под присмотром взрослых.

Дети с 7 до 14 лет с 21 часа, а с 14 до 18 лет – с 22 часов вечера до 6 часов утра имеют право находиться на улице или в общественных местах (в том числе в кафе и ресторанах) только с родителями. В необходимых случаях закон предусматривает также пребывание детей в указанное время с другими взрослыми – близкими родственниками, педагогами, воспитателями.

Ответственность за это несут родители ребенка.

Детям до 16 лет запрещено находиться:

– без сопровождения взрослых в ресторанах, барах, кафе, где алкогольная продукция продается на розлив;
– после 22 часов вечера – в Интернет – клубах, дискотеках и других развлекательных заведениях;
– в игорных и других "взрослых" заведениях.

Ответственность за это несут владельцы указанных заведений.

Запрещена продажа алкогольной, спиртосодержащей продукции, пива, табака несовершеннолетним.

Закон запрещает несовершеннолетним участвовать в конкурсах красоты и других мероприятиях, связанных с оценкой и демонстрацией внешних данных.

В том случае, если несовершеннолетний будет замечен на улице позже указанного времени, сотрудники правоохранительных органов должны проверить документы, связаться по телефону с родителями и передать им ребенка после составления протокола. Если же родители откажутся за ним приезжать или подросток не захочет называть свое имя и номер телефона, его могут отправить в социально-реабилитационный центр для детей или детский приют.

Но если ребенка уличат в правонарушении (например, нецензурная брань, приставание к прохожим, попрошайничество), тогда его могут отправить в центр временного содержания несовершеннолетних.

Закон говорит о норме поведения родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям. Для кого-то это прописные истины, большинство родителей так и делают: следят за учебой, физическим и нравственным развитием, заботятся о досуге, знают, где их ребенок находится в данный момент, чем занимается. А тем, кто забыл о своих обязанностях, о них напомнит закон.

За нерадивое отношение к родительским обязанностям родителям грозит штраф: до 500 рублей в случае, если ребенок будет находиться на улице после установленного законом часа, и до 5000 рублей, если его застанут в питейном или игровом заведении, нетрезвом состоянии. Руководству такого заведения тоже грозит наказание вплоть до лишения лицензии. Неприятности ждут и продавцов, отпустивших несовершеннолетнему сигареты или напитки, содержащие алкоголь, или пиво.

Безусловно, принятый закон – это огромный шаг вперед по обеспечению безопасности наших детей, по решению проблем безнадзорности несовершеннолетних, подростковой преступности.

Важную, даже можно сказать, главную роль в претворении "детского закона" в жизнь возложена на школу, и особенно на ее первые ступени, где трудятся учителя начальных классов. От нас, учителей, работающих с младшими школьниками, зависит многое.

Вот почему приоритетом моей работы стало формирование представления о правах и обязанностях учащихся, положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки и действия. И на первых же после летних каникул встречах с родителями, близкими родственниками моих второклассников приступила к этой работе.

Надо признать, что вначале некоторые родители отнеслись к новому закону настороженно. Кто-то пытался перенести ответственность за детей на школу, правоохранительные органы. В моем классе 26 учеников. Из 58 опрошенных родственников учащихся (папы, мамы, дедушки и бабушки, проживающие совместно или принимающих участие в воспитании и обучении ребенка) 3 человека в анонимных анкетах выразили сомнения в эффективности "детского закона", его правомочности.

В течение всего учебного года проведен целый ряд классных мероприятий, родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями и учениками по изучению "детского закона", необходимости его соблюдения. За 2008-2009 учебный год все же произошел один случай попадания моего ученика под действие закона. Родители Сережи К., летом уехали в гости и оставили мальчика на попечение бабушки, которая, занимаясь домашними делами, не уследила за ним. В результате Сережа был задержан в позднее время на улице. Мальчика "под расписку" доставили домой, к бабушке, которая правильно оценила поступок внука и свои упущения. После этого ребенок всегда находился под контролем взрослых и не гулял на улице после "комендантского часа".

В начале сентября 2009-2010 учебного года я снова на родительских собраниях провела анкетирование взрослых по оценке "детского закона". Ни один из опрошенных никаким образом не возразил против его положений, наоборот, было внесено столько предложений и замечаний по его ужесточению! Да и сами учащиеся, теперь уже третьеклассники, стали серьезно понимать ответственность за свои действия, научились рационально и с пользой проводить свое свободное время и время общения с родителями.

Сама жизнь подтвердила правильность кубанского "детского закона". Через год после его принятия уровень детской преступности в Краснодарском крае (на 1 августа 2009 года) снизился на 21 %, на 35 % – число особо тяжких преступлений, на 22 % – совершенных ночью, уменьшилось на 24 % число несовершеннолетних участников этих преступлений. И за прошедший 2009 год детская преступность в крае снизилась на четверть, что, несомненно, явилось главным результатом действия "детского закона".

Краевой детский закон" действует уже почти два года. И стал обязательным для всех – нравится это кому-то или нет. Рано или поздно он станет нормой нашей жизни, и тем самым мы сможем уберечь наших детей от последствий безнадзорности. И мы, учителя, вместе с родителями должны встать на защиту жизни и здоровья наших детей.