Урок музыки в 4-м классе: музыка, литература, кино

Разделы: Музыка


Цели и задачи:

  1. Ознакомление с историей кинематографа, просмотр и анализ видеофильмов, формирование понятия “музыкальный фильм”.
  2. Актуализация пройденного материала; развитие творческой личности, эстетического вкуса, умения слушать и анализировать музыку, вокально-хоровых навыков, чувства ритма.
  3. Формирование положительных духовных качеств, любви к искусству, урокам музыки, любви к традициям своего народа.

Оснащение: магнитофон, синтезатор, видеомагнитофон, DVD проигрыватель, телевизор, доска, мультимедийное оборудование, фортепиано, карточки, репродукции, портреты.

Ход урока

1. Музыкальное приветствие “Здравствуйте, ребята…”

2. Настройка на урок: звучит японская музыкальная композиция.

У: Как вы думаете, ребята, какому народу могла бы принадлежать эта музыка?

Д: Японскому.

У: Слушая эту музыку, глядя на красоту природы, которая нас окружает, а особенно красиво зимой в лесах и парках, вспомнились стихи:

Снег.

Мерцают в полете снежинки,
Упали на землю и греют…
Тепло под снежным одеялом.

– Что это за стиль письма?

Д: Японское трёхстишье – хокку.

У: Видите, как музыка, литература и природа тесно связаны друг с другом.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Д: О музыке, литературе, природе.

Приложение 1 (слайды с вопросами)

3.

У: Тема нашего урока: музыка, литература, кино. Сегодня мы закрепим ранее изученный материал и узнаем что-то новое, то о чём ещё не говорили.

Вспомните тему 1 и 2 четвертей.

Д: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?

У: И действительно, как бы обеднели эти два вида искусства друг без друга. Если бы у музыки не было литературы, что стало бы с ней?

Д: Исчезли бы песни, оперы, балеты.

У: Что станет с песней, если у неё отнять слова?

Д: Она превратится в вокализ (пение без слов)

У: А могут ли быть вокализы инструментальными?

Д: Да, если мелодия певучая, протяжная, как будто инструмент поёт.

Слушание: (угадать) С. Рахманинов. Вокализ. Концерт № 3, часть 1, фрагмент.

У: Что исчезнет из народного творчества без литературы?

Д: Песни, частушки, былины, они могут превратиться в инструментальные наигрыши.

У: Или в инструментальную музыку созданную композитором, использовавшим народную мелодию.

Послушайте и скажите, в какой форме написана эта музыка?

Слушание (не объявляя) Риф Ильясов. Вариации на татарскую народную мелодию “Апипа”.

Д: Вариации

У: Среди предложенных схем найдите нужную и закрепите на доске с объяснениями.

Приложение 2

Объявить автора и название произведения.

4.

У: Очень часто в литературных произведениях описывается красота природы. Как же она перекликается с музыкой? Шелест листвы, дуновение ветра, журчание воды, пение птиц – всё это музыка. И даже… пожалуй, вы догадаетесь сами.

Слушание (дать название произведению) О. Лассо “Эхо”.

Д: Эта музыка похожа на эхо.

У: Как исполняется эта музыка: это инструментальная или вокальная музыка?

Исполняется с сопровождением или без?

Как называется пение без музыкального сопровождения?

Д: Вокальная; без музыкального сопровождения; a capello.

У: Один из русских композиторов создал целый музыкальный цикл, посвящённый природе. Кто это и как называется этот цикл?

Д: П. Чайковский “Времена года”.

У: На доске размещены репродукции, фотоснимки с зимним пейзажем. Посмотрите, какая красота! Сейчас мы посмотрим видеозарисовку и послушаем музыку П. Чайковского.

Слушание: Ноябрь “На тройке”.

Гимнастика для глаз

5.

У: Ребята, вот мы с вами говорим о литературе, природе, музыке, а ведь есть песня, в которой обо всём этом поётся.

Д: “Маленькая страна”

Исполнение песни “Маленькая страна”

У: В какой форме написана эта песня?

Д: В двучастной форме

У: Найдите схему, закрепите на доске с объяснениями.

Красивая песня о девочке, которая мечтает попасть в сказочную страну.

А я вам расскажу другую сказкУ:

“Жил на свете музыкант. Начал он играть с малых лет. Пасёт, бывало, волов, срежет лозину, сделает дудочку, заиграет. Волы так и перестанут траву щипать, птицы притихают, даже лягушки по болотам не квакают…”

Что это за сказка?

Д: Белорусская сказка “Музыкант – чародей”

У: Могла бы сказка появиться, если бы не было музыки? Почему?

Д: Нет. В сказке говорится о музыке, главный персонаж– музыкант.

У:

Проказница мартышка,
Осёл, козёл да косолапый мишка
Затеяли сыграть…

Д: Квартет. Басня И. А. Крылова. Она тоже о музыке.

Мораль: любому делу надо учиться.

У: А что такое квартет?

Д: Ансамбль из 4 человек (вокальные, инструментальные)

6.

Не только литература, но и кино, и мультфильмы не могут обойтись без музыки. На заре кинематографа, когда фильмы были черно-белые и немые (т.е. без звука, люди ещё не научились передавать звук) рядом с экраном обязательно стоял фортепиано. Пианист играл такую музыку, которая передавала бы настроение сюжета. Потому что музыка помогает ярче переживать, настраивает на происходящие события на экране.

Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма “Барби и лебединое озеро”. Герои мультфильма учат Барби танцевать (элементы балета).

Просмотр мультипликационного фильма (фрагмент).

7.

У: А ещё существует музыкальные фильмы. В них много музыки: песен, танцев и сюжет тоже о музыке.

В одном таком американском фильме “Звуки музыки” к непоседливым ребятам, которых никто не мог утихомирить, приходит молодая воспитательница. Она очень любит музыку и для ребят сочиняет хоть и не сложную, но очень увлекательную музыку. Дети полюбили воспитательницу. И хоть остались весёлыми шалунами, но безобразничать на занятиях перестали.

Давайте и мы попробуем, как те ребята, спеть её песню.

Приложение 3

Разучивание: муз. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной “Звуки музыки”

Соль, до, ля, фа, ми, до, ре

Соль, до, ля, си, до, ре, до
До – воробышка гнездо.
Ре – деревья во дворе.
Ми – котёнка накорми.
Фа – в лесу кричит сова.
Соль – играет детвора.
Ля – запела вся земля.
Си – поём мы для того,
Чтобы вновь вернуться к До.
До, си, ля, соль, фа, ми, ре, до.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

8.

У: Подводя итоги урока, ответьте, пожалуйста, ребята, на вопросы:

Можно ли литературу отделить от музыки?

Д: Нет, они бы значительно обеднели друг без друга.

У: Без чего не может обойтись кино?

Д: Без музыки и литературы.

У: Что нового вы узнали на уроке?

Д: О взаимосвязи музыки, литературы и кино; познакомились с произведениями О. Лассо “Эхо”, П. Чайковского Ноябрь “На тройке”, с вариациями Р. Ильясова; а так же рассмотрели жанр балета в мультипликационном фильме.

9. Оценки за урок.

10. Домашнее задание: в рабочих тетрадях перечислить названия песен из художественных и мультипликационных фильмов.

Приложения:

  1. Слайды с вопросами и ответами.
  2. Карточки со схемами музыкальных форм (одночастная, двучастная, трёхчастная, вариации, рондо).
  3. Карточки с текстом песни “Звуки, музыки”.

Приложение (презентация)