Игра "Суд над профессией" (авторская разработка по теме "Карьера. Професссиональное и личностное саморазвитие")

Разделы: Школьная психологическая служба


Не секрет, что зачастую, вчерашние девятиклассники, пришедшие получать профессиональное образование, сомневаются в верности своего выбора. Кроме того, мы часто сталкиваемся с тем, что выбор был осуществлен по настоянию родителей или явился следствием нежелания продолжать учебу в общеобразовательной школе.

Данная игра ориентирована на четкое осознание положительных сторон и "подводных камней" избранной профессии, составление объективного представления о ней. Игра рассчитана на студентов 1 курса образовательного учреждения среднего профессионального образования специальности "Секретарь". Но данная разработка при соответствующих корректировках может быть использована и для студентов, обучающихся по другим специальностям.

Цель: способствовать развитию профессиональной мотивации.

Задачи:

1.Образовательная: освоение знаний о различных сторонах изучаемой профессии, возможностях построения карьеры.

2.Развивающая: развитие способности видеть, анализировать возможные затруднения и позитивные моменты, возникающие в процессе самореализации на профессиональном поприще; развитие рефлексии.

3.Воспитательная: воспитание интереса, положительных эмоций к профессии, профессиональной мотивации; стремления к саморазвитию.

Участники:

Студенты 1 курса

- возраст - 15-17 лет (10-11 классы)

- количество: группа от 14 до 30 человек.

Представители профессии "секретарь":

- опыт работы от 3 месяцев.

- желательно (для сравнения), из разных организаций (государственного учреждения, частной фирмы и т.д.)

Ведущий - психолог.

Помощник ведущего - мастер производственного обучения.

Форма проведения: деловая игра.

Оборудование:

  • Проектор, экран.
  • цветные карточки-билеты по числу участников (4-х цветов - зеленый, красный, коричневый, белый) из расчета: судьи от 1 до 3 человек; присяжные 3-4 человека; адвокаты и прокуроры по 5-10.
  • Карточки с незаконченными предложениями (для рефлексии и обратной связи)
  • 4 Папки с заданиями по названию команд ("Адвокаты", "Прокуроры", "Присяжные", "Судья"). Каждая папка содержит:
  • описание одной ролевой позиции
  • улику
  • статьи о секретарях
  • Презентация "Суд над профессией"
  • Карточка с незаконченными предложениями. Количество: по числу участников.

Время: 1,5-2 часа

Организация пространства и участников:

- расставить столы для групповой работы (подобно тому, какое местоположение занимают заявленные позиции адвоката, прокурора, присяжного и судьи в реальном зале суда),

- разделить участников на группы по цветам, предложив выбрать карточку того или иного цвета, например:

  • 1 - адвокаты (зеленые карточки ___ шт.),
  • 1 - прокуроры (красные карточки ___ шт.)
  • 1 - присяжные (белые карточки ___ шт.)
  • 1 - судья (коричневая карточка)

(столы также можно заранее обозначить цветом, чтобы участники видели, куда им проходить)

Все, получившие карточку (кроме Судьи), садятся за стол с соответствующим цветом.

Ход игры

  1. Приветствие. Создание игровой ситуации. Инструктаж всех участников игры.
  2. Работа в группах (подготовка аргументов, доказательств).
  3. Выступление сторон:
    • обвинения (+допрос свидетелей),
    • защиты (+допрос свидетелей),
    • вынесение вердикта присяжными,
  4. приговор судьи.
  5. Подведение итогов: рефлексия, обратная связь.
  6. Вывод.

;1. Приветствие. Создание игровой ситуации. Инструктаж всех участников игры.

(15 мин.)

Ведущий: Добрый день! Сегодня у нас с вами пройдет игра "Суд над профессией".

"Встать! Суд идёт" - с этой фразы обычно начинается судебное заседание и наша сегодняшняя с вами игра тоже начнется с этой фразы.

Итак: "Встать! Суд идёт" (все встают, судья проходит на свое место).

Ведущий: Вы разделены на группы по цветам. Те, у кого зеленый цвет ("цвет надежды") - адвокаты, представители защиты; красный ("агрессия") - прокуроры представители обвинения; "беспристрастный белый" у присяжных.

"Обвиняемая, встаньте!"

"Портрет современного секретаря". Итак, нам предстоит с Вами самостоятельно нарисовать портрет современного секретаря.

(В случае возникновения затруднений у участников, ведущий задает наводящие вопросы:

Представители какого пола, возраста преобладают в профессии?

Что входит в типичные обязанности секретаря?

(помимо ответов студентов информация постепенно выводится на экран)

Ведущий: Итак, оглашается обвинение (приложение 7, слайд 4): Обвиняется Профессия "Секретарь" в

- неинтересности

- бесполезности

- отсутствии перспективы карьерного роста

- "низкооплачиваемости"

Все стороны ознакомлены с содержанием обвинения.

Теперь вам предстоит доказать или опровергнуть выдвинутое обвинение. Для этого вам необходимо будет выдвигать аргументы (доводы) и факты (реально произошедшие или происходящие события) в поддержку своей позиции.

Сторона обвинения ("Прокуроры") готовит аргументы "за": профессию надо признать "виновной". В помощь вам будут даны материалы дела (папка "Прокурор").

Защита ("Адвокаты") готовит аргументы и факты "против": снять обвинение (папка "Адвокат").

Обратите внимание, что у нас есть свидетели, которых вы (как одна, так и другая сторона) можете приглашать для допроса.

Судья готовит две формулировки вывода: если профессия признана "виновной", то определяет "подсудимой" наказание, "невиновной" - освобождение и дальнейшие рекомендации (папка "Судья").

Присяжные обдумывают как аргументы "за", т.е. поддерживающие обвинение, так и аргументы "против", опровергающие его (папка "Присяжные").

Сейчас каждой стороне дается время на подготовку аргументов и подборку фактов (15-20 мин.). Участники получают папки, содержащие: карточки с заданиями-инструкциями, улики, статьи о секретарях.

2. Работа в группах (подготовка аргументов, фактов).

(15-20 мин.)

Участники знакомятся с материалами папок и выполняют поставленную перед ними задачу.

3. Выступление сторон:

(30- 40 мин.)

обвинения (+допрос свидетелей) - 3-5 мин.

Приведение аргументов, фактов поддерживающих, доказывающих позицию обвинения.

Допрос свидетеля (представителя профессии секретарь)

защиты (+допрос свидетелей) - 3-5 мин.

Приведение аргументов, фактов поддерживающих, доказывающих позицию защиты.

Допрос свидетеля (представителя профессии секретарь)

присяжные - 3-5 мин.

Ведущий: Слово присяжным. И хотя это и не принято в судебной практике, но мы чуть-чуть отойдем от традиционной формы: озвучьте пожалуйста те аргументы, которые у вас получились - и в защиту, и в обвинение данной профессии (возможно, что-то не было учтено адвокатами и прокурорами). После того, как выступят все, нам останется подвести итог, подсчитав: каких (положительных или отрицательных) сторон смогли выделить больше. Преобладание плюсов профессии над минусами позволяет снять обвинение. Преобладание минусов над плюсами - признать виновной.

Примерный перечень, который должен получиться после работы всех 3-х групп фактически представляет собой список положительных и отрицательных сторон избранного рода деятельности

Минусы профессии:

  • Ненормированный рабочий день (приходить на работу раньше шефа, а уходить позже),
  • Не всегда есть возможность реализоваться,
  • Если фирма небольшая, может стать скучно от недостатка работы,
  • Работодатель может отрицательно отнестись к тому, что ты делаешь домашнее задание на рабочем месте,
  • Всегда хорошо

Плюсы профессии:

  • Широкий круг знакомств,
  • Полная и достоверная информация о делах фирмы,
  • Приобретение навыков общения и работы со специалистами разных сфер деятельности и занимаемых должностей,
  • Опыт организаторской деятельности,
  • Работа стабильна и не предполагает большой физической нагрузки,
  • Можно совмещать с учебой,
  • Лицо компании.

После чего присяжные выносят вердикт (виновен/не виновен).

приговор судьи. - 1-2 мин.

Ведущий: Судья, огласите, пожалуйста, приговор!

Судья оглашает "приговор" в зависимости от решения присяжных.

"Наказание" (как допустимый, хоть и нежелательный итог игры) может заключаться, например, в том, что все участники обязуются в течение недели написать "Оду Секретарю".

"Рекомендации" (в случае оправдательного приговора) могут быть связаны с пожеланиями успеха в овладении этой профессией всем отважившимся.

Подводится итог игры.

4 Подведение итогов: рефлексия, обратная связь.

(15 мин.)

Желающим участникам предлагается высказаться об игре устно.

После того, как высказались все желающие, проводится сбор мнений, выраженных в письменной форме. Можно использовать приём незаконченных предложений:

Продолжите, пожалуйста, предложения:

  • Более всего мне понравилось __________________________________
  • Я бы изменила в данной игре __________________________________
  • Мне было сложно ___________________________________________
  • У меня возникло ощущение, чувство ____________________________
  • Я поняла, что _______________________________________________
  • Сегодня я узнала ____________________________________________
  • Думаю, что лучше всего мне запомнится _________________________

5. Вывод.

Итак, очень важный шаг сделан: Вы имели возможность переосмыслить еще раз выбранную Вами профессию на основе оценки ее реальных достоинств и недостатков.

Вы узнали тонкости этой профессии в ее конечном результате от реальных, секретарей и имели возможность осмыслить полученные сведения.

Возможно, сегодня что-то явилось для вам с новой стороны, а может быть все, о чем говорилось, было вам знакомо ранее.

Конечно, удобнее просто жить, чем сознательно конструировать свою жизнь, однако нужно помнить, что в жизни всякий успех - результат тяжёлого труда. А продуктивный труд возможен только на основе знания, детального представления всех особенностей процесса. И если не Вы, то кто-то другой будет конструировать за Вас вашу жизнь. И успех, следовательно, тоже будет сопровождать кого-то другого.

До свидания, мне было приятно общаться с Вами.

Список литературы.

1. Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. № 4.

2. Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. № 6.

3. Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. № 8.

4. Справочник секретаря и офис-менеджера. 2009. № 10.

Рекомендации ведущему.

1. На роль судьи желательно выбирать наиболее эрудированного, мотивированного участника.

2. По возможности в ходе работы групп аккуратно и ненавязчиво направлять в сторону принятия вердикта "невиновен". Для этого можно помочь с подбором положительных сторон профессии. Ведь для вынесения приговора их должно быть больше.

3. В ходе "допроса" свидетелей, стараясь делать это в игровой форме, не допускать ухода вопросов в материальный аспект профессии, стараясь возвращать и к тому, что духовно приобретает секретарь, выполняя свою деятельность.