Урок по географии в 8-м классе по теме "Охраняемые территории России. Заповедники России"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
  2. Формировать представление о заповедниках, заказниках, национальных парках и памятников природы Росси.
  3. Определить роль охраняемых территорий.
  4. Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, географическое мышление, способность анализировать, делать выводы, устную речь, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих одноклассников.
  5. Учить умению работать в коллективе, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.
  6. Формировать экогеографическое мировоззрение.

Задачи учителя:

  1. Организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную часть знаний ребята приобрели самостоятельно. В ходе выполнения поисковых заданий в форме групповой работы.
  2. Использование межпредметных связей с целью расширения и углубления знаний учащихся по данной теме.

Тип урока:

Усвоение новых знаний (изучение нового материала).

Формы организации учебной деятельности учащихся на уроке:

  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • коллективная.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • исследовательский.

Межпредметные связи:

  • география – история;
  • география – литература;
  • география – экология;
  • география – краеведение;
  • география – информатика.

Средства обучения:

  1. Физическая карта России;
  2. Атласы: “Московская область” и “Атлас по географии -8 класс”;
  3. Карта “Заповедники России”;
  4. Контурные карты;
  5. Раздаточный материал (конверты с материалами);
  6. Учебник: “География: природа России – 8 кл.”;
  7. Тетради;
  8. Схема: “Охраняемые территории России”;
  9. Проектор. Компьютер. Компьютерные презентации учащихся;
  10. Стихи о природе;
  11. Памятки: “Заповеди поведения в природе”.

Содержание урока:

На доске тема: “Охраняемые территории России. Заповедники России”.

Охранять природу —
Значит охранять Родину.

М.М.Пришвин

Ход урока

I. Оргмомент:

  • приветствие;
  • рассаживание учащихся по группам;
  • проверить подготовку ребят к уроку.

II. Постановка цели.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы совершим путешествие по уникальным районам России. Это охраняемые территории – заповедники, заказники, национальные парки. Они предназначены для сохранения природных комплексов. Редких видов животных и растений.

III. Изучение нового материала.

1) Учащийся класса читает стихотворение Михаила Дудина:

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стеблях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над саванной тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю, берегите…

2) Работа с учебником и тетрадью.

§ 19 (стр. 109). В тетради: тема урока.

Учитель: Выпишите в тетрадь определения “заповедники”, “национальные парки”, “памятники природы”

3) Актуализация знаний.

Вопрос учителя: – Как вы думаете, когда люди задумались об охране природы и почему? (представляется слово учащимся с исторической справкой о истории создания заповедников).

Обобщение выступлений.

Учитель: Какие задачи выполняются при организации заповедников и заказников?

(Ребята отвечают на вопрос, учитель вывешивает на доску карточки с ответами:

– Сохранение живых организмов.

– Охрана окружающей среды.

– Предупреждение развития разрушительных процессов.

4) Работа в группах.

Для работы в группах в конверты заранее вкладывается информация (карты, план ответа, вопросы.

Через пять минут группы рассказывают о данном заповеднике.

Рассказ сопровождается показом компьютерной презентации, которая заранее подготовлена одним из ребят из группы.

(Подводятся итоги, выставляются оценки за работу в группах; завершает данный этап урока строками стихотворения)

Учитель:

Будь осторожен, как Тарзан.
Дружи с природой дикой.
Ты – тоже часть её чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течёт,
И по весне сирень цветёт.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться.

IV. Закрепление

Учитель:

– Какой вопрос мы рассмотрели сегодня на уроке?

– Что нового вы узнали?

– Чему научились?

Далее работа на карточках: – Заполните пропуски в тексте (текст прилагается).

V. Домашнее задание.

VI. Итог урока. Выставление оценок.

(Ребятам раздаются памятки “Заповеди поведения в природе”).