Использование традиционной техники хохломы в художественном творчестве

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: приобщение детей к народной самобытной культуре и традиционным ремеслам.

Задачи:

  • Познакомить с декоративно-прикладным творчеством - уникальной хохломской росписью по дереву.
  • Развить воображение, внимание, наблюдательность, фантазию, эстетический вкус.
  • Познакомить со стилями и видами хохломской росписи, с технологическими приемами и с элементами узоров: травка, кустик, стебель "криуль", листочки, ягодки.
  • Научить приемам кистевого исполнения на примере традиционных композиций.
  • Воспитать чувство любви к народной культуре и к декоративно - прикладному искусству.

Информационно-методическое обеспечение

  • Мультимедийная презентация "Золотая хохлома" (Приложение 1).
  • Схемы поэтапной работы (таблицы).
  • Демонстрационные экспонаты: посуда с хохломской росписью.

Инструменты и материалы:

  • кисти беличьи, колонковые№1 №2 №3, синтетика №5;
  • банка для воды, палитра;
  • листы белой бумаги, калька;
  • краска - гуашь, карандаш;
  • деревянные формы для росписи.

Мотивация: делаем работы для выставки по народному искусству. Аккуратность в работе. Взаимопомощь друг друга.

Ход занятия

Слайд 1. Встреча детей. Начало занятия.

Знакомство с темой занятия - "Золотая Хохлома"

Слайд 2.

Удивляя, прорастая
Как - то празднично жива
Молодая, непростая,
Чёрно - красная трава.
Листья рдеют, не редея
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея -
В мир волшебной Хохломы.

Слайд 3. На занятии знакомимся с родиной Хохломы, с технологическими стадиями изготовления, приёмами росписи и ярмаркой мастерства.

Слайд 4. Город Семёнов Нижегородской области издавна славен уникальным народным промыслом - Хохломой. И сейчас город сохранил печать старины - в нём много храмов и деревянных зданий прошлых столетий. Нижегородская область одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Начало золотой росписи идёт от древних мастеров - иконописцев. Свои иконы они писали на деревянных досках, которые покрывали льняным маслом, прогревали в печи и посуду стали делать таким же способом. Роспись получила своё название от села Хохлома - место больших базаров и ярмарок.

Слайд 5. Считается, что родоначальником Хохломы является Семён - ложкарь, который вооружил целую армию деревянными ложками. И художник Г. Матвеев, под руководством которого была создана школа росписи и токарного искусства. Он развил этот кустарный промысел до промышленного производства, собирал традиционные рисунки и обучал мастеров. Растительный орнамент, исполненный в насыщенных красках осеннего русского леса, становится главной темой творчества художников. Город Семенов, превратился в столицу золотой хохломы.

Слайд 6. Технологические стадии Хохломы.

Сначала из высушенной липовой древесины вытачивают готовую для дальнейшей обработки токарную посуду: чаши и бочата, подставки и вазы, вырезают ложки и ковши.

Слайд 7. Операция лужения.

Заготовки сушат и покрывают специальным

грунтом красно-коричневого цвета, поэтому они становятся похожими на глиняные.

Затем пропитывают вареным льняным маслом (олифой) и натирают алюминиевым порошком. Они становятся матово-блестящими, напоминая серебряные.

Покрытие цветным лаком.

Расписанные изделия два-три раза покрывают лаком и закаливают в печи при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Таким образом дерево превращается в "золото".

Слайд 8. Приёмы Хохломской росписи. Традиционный колорит хохломских изделий - сочетание золота с киноварью и черным цветом. Красный придает теплоту и мягкость искусственному золоту, а черный усиливает его сияние. Кроме того, круглые поверхности предметов не имеют резких контуров и рассеивают свет. Хохломская роспись отличается тонкостью орнаментального и растительного узоров. И побежала тонкая кисть художника по стенкам, донышку миски, бочонка. Потянулись узором черные и красные завитки

Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Золотая Хохлома!

Слайд 9. Стили Хохломской росписи.

"Верховая" - закрашивают фон, сверху остается серебряный рисунок.

"Под фон" - намечают контур орнамента, потом заполняют чёрной краской фон. Росписи "под фон" свойственно сочетание золотистых силуэтов орнамента с закрашенной поверхностью фона

Слайд 10. "Верховое письмо"

Верховая роспись велась пластичными мазками на пролуженной поверхности посуды, создавая великолепный ажурный рисунок. Классическим примером "верхового" письма может служить "травка". При "верховом" письме мастер наносит рисунок чёрной или красной краской на золотой или серебряный фон изделия.

Слайд 11. "Фоновое письмо"

На серебристую поверхность изделия сначала наносят черной краской контуры орнамента - стебли, листья, плоды, цветы. Они остаются блестящими, серебристыми.

После закраски фона эти части росписи обогащаются дополнительными деталями. Для "фоновой" росписи характерно применение чёрного или красного фона, рисунок золотой. Образы природы навеяны впечатлениями от цветущих садов, лугов, лесов. После закраски фона эти части росписи обогащаются дополнительными деталями. В промежутках между листьями, цветами и крупными ягодами, по самому фону, размещаются травинки и гибкие "усики" с мелкими ягодами, гроздьями рябины. Фоновая роспись выполняется в ограниченной характерной цветовой гамме с использованием алого, черного и золотого тонов.

Слайд 12. Виды хохломской росписи.

"Травка" Выполняется в технике "верхового" письма: цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, которым покрыто изделие, и которое после нанесения лака и закалки становится золотым. В росписи появляется зеленый цвет листьев, изображение ягод, веток, длинных стеблей, цветов, узор из крупных и мелких травинок.

Слайд 13. "Пряник"

Внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб, украшенный травкой, ягодами, цветами.

Слайд 14. "Кудрина"

Узоры "кудрины" обведены тонкой линией, создавая линейный контур рисунка. Фон покрывается черной или красной краской. За счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преобладает золотистый цвет, который придает изделию особую торжественность. Внутри золотого орнамента для придания ему большей выразительности наносятся разнообразные тонкие элементы.

Слайд 15. Ярмарка мастерства и практическая работа - разработка композиции в стиле хохломы и роспись деревянных форм (доска, блюдо)

Порядок выполнения работы

На бумаге составляем композицию из травинок, листочков, ягодок, применяя технику росписи хохломских узоров.

Главные элементы Узора "Травки":

  • "осочки" - выполняется кончиком кисти сверху вниз;
  • "травинки" - мазки с небольшим плавным утолщением;
  • "капельки" - рисуются приёмом прикладывания кисти к бумаге;
  • "усики" - рисуются в виде непрерывной линии одинаковой толщины, закрученной в спираль;
  • "завитки" - выполняются по типу "усиков", имеют нажим в середине элемента;
  • "кустик" - сложный элемент "травки", состоит из более простых симметрично расположенных элементов, "осочек", "травинок"

Слайд 16. Узор "Криуль" (стебель), главный элемент которого - завиток - имеет одинаковую длину и закручивается попеременно, то вверх, то вниз, узор усложняется добавлением красных и чёрных кустиков, можно вдоль стебля нарисовать зелёным цветом и травку.

Слайд 17. Узор "Листочки" - выполняются разной формы и цвета.

Слайд 18. Узор "Ягодки" - красным цветом закрашивают ягодку - клубничку, малинку, крыжовник (рисуются кистью, "разживляются" капельками или точками жёлтого цвета, зелёным цветом делаем разживу в форме капелек или травинок). Более мелкие круглые ягодки (брусничка, смородинка, рябинка) рисуются печаткой - тычком, его делают из бумаги, которую сворачивают в тугую трубочку, закрашивают красным цветом, смешанным с жёлтым, на них же оставляют белый блик в форме месяца.

В композиции главным является соответствие узора и формы предмета, цветовое соотношение элементов узора и фона.

Слайд 19. Узор " Листочки" и "Ягодки"

Сделав цветовой набросок - эскиз, обводим его рамкой в 1 см. и переводим на кальку. Положив кальку с рисунком на доску, переводим его. (Рисунок обводится стержнем без чернил).

Начинаем роспись чёрным цветом кистью №1. Обводим контур рисунка (В черный цвет добавляем зелёный, чтобы цвет был бархатистым).

Рисуем элементы травного орнамента кистью № 2 (3).

Все элементы травного орнамента рисуются кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом, при этом кисточку надо держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности листа. Используем гуашевые краски пяти цветов (белый, чёрный, зелёный, красный, жёлтый) и акриловую золотую краску. Кисти беличьи №1 и №2, №3 и плоскую синтетическую кисть №5 (для предварительного покрытия золотом деревянной формы, а в конце работы для покрытия готового изделия лаком).

Нанесение лака на расписанное изделие: (выполняется педагогом)

Первый слой сушить 2 часа, второй 12 часов, третий до полного высыхания, между слоями аккуратно шлифовать форму наждачной бумагой. Первое нанесение лака делать тонким слоем. Дать ему хорошо просохнуть, затем шлифовать поверхность. Если на наждачной бумаге остаются жирные пятна, лак не просох. Нанесение лака, сушка изделия, шлифовка поверхности и вновь нанесение лака - соблюдая эту технологию, всегда будут хорошо лакированные изделия.

Слайд 20. Хохломские изделия

В ходе практического занятия были закреплены знания о хохломской росписи. Были прорисованы, проработаны и изучены основные элементы хохломской росписи - "травка", "криуль" (стебель), узоры " листочки" и "ягодки", цветовые сочетания и колорит. Используя эти умения и навыки, можно создавать свои собственные композиции из элементов хохломской росписи и по своим эскизам расписать в этой технике деревянные разделочные доски, шкатулки, чаши, ложки и многое другое. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов.

Слайд 21.

На вид орнамент неприметен, но он столетия живёт,
Не зря его на белом свете, народ издревле бережёт.