Урок обучения грамоте в 1-м классе по теме "Буквы Е, е"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • научиться читать слоги и слова с новой буквой;
  • совершенствовать слоговое чтение;
  • уметь производить слого-звуковой анализ слов;
  • находить заданный звук в словах;
  • вызывать интерес к чтению;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать мышление, память;
  • прививать любовь к природе.

Оборудование: учебник "Русская азбука" авт. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, компьютер, мультимедиапроектор, презентация, алфавит, "Касса букв", "Лента букв", карточки, репродукции картин И. Шишкина "Сосновый бор", В. Васнецова "Алёнушка", украшения из янтаря.

Ход урока

I. Организационный этап.

-Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас.

-Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь.

II. Этап проверки домашнего задания.

Дети рассказывают наизусть стихотворение Б. Заходера (2-3 человека)

Верблюд решил, что он - жираф,
И ходит, голову задрав.
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюёт на всех!

-Назовите слова из этого стихотворения, в которых встречаются звуки [в] или [в,].

-Какой буквой обозначаются звуки [в] и [в,]?

III. Этап всесторонней проверки знаний.

1. Повторение алфавита.

-Давайте повторим с вами буквы.
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ -
Прискакали на еже.
Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О -
Дружно вылезли в окно.
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха -
Оседлали петуха.
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я -
Все теперь мои друзья.
Пять сестрёнок опоздали -
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.

- Назовите все буквы в алфавитном порядке.

2. Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 1).

3. Повторение ранее изученных гласных.

Работа по "Ленте букв".

- Как можно определить, что звук является гласным? (Воздух проходит свободно)

- Если слог состоит из одного звука, то каким является этот звук? (Гласным)

- Какие бывают гласные звуки? (Ударные и безударные)

- Что можно определить по количеству гласных в слове? (Количество слогов в слове)

- Какой гласный звук обозначает мягкость согласных звуков? ([и])

4. Проверка индивидуальной работы.

IV. Этап подготовки усвоения нового материала.

Мы недаром вспомнили, что буква и обозначает мягкость согласных звуков. Сегодня на уроке познакомимся с ещё одной такой гласной. Эта гласная особая, "хитрая", так что будьте внимательны!

V. Этап усвоения новых знаний.

1. Отгадайте загадку.

Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.

(ель, сосна)

- Покажите отгадку.

2. Что необычного в обычных соснах?

В странах Востока считают, что сосны отводят беду и приносят счастье. Жители Северной Европы создали много сказок об этом добром и могучем дереве.

И сосна, и ель - это типично лесные жители.

3. Слого-звуковой анализ слова ЕЛИ.

- Произнесите слово ели по слогам.

- Сколько слышите слогов? (два)

- Скажите только первый слог.

- Произнесите его протяжно, чтобы услышать, сколько звуков в первом слоге. Смотрите на первую часть схемы: она поможет правильно ответить на вопрос.

- Такой слог принято обозначать не двумя буквами, а одной.

- Вот эти буквы Е, е.

Дети находят в "Кассе букв" строчную и заглавную буквы Е, е.

- Почему же букву е можно назвать "хитрой"? Вспомните схему слова. (Слышатся два звука, а пишется не две буквы, а одна)

4. Ребус от буквы Е.

- Отгадайте зашифрованное имя девочки (Вера) (Приложение 2)

- Какое правило вы должны помнить при написании этого слова? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы).

5. Упражнение в слушании звуков.

- Откройте "Азбуку" на с. 76-77. Эти странички приглашают нас в гости к сказке.

- Героя, какой сказки вы видите? (Емеля из сказки "По щучьему веленью").

- Рассмотрите иллюстрацию и назовите слова, в которых есть звук [йэ]. (Ели, лес, снег, белка, снегирь, Емеля, лает, берёзы, машет, валенки).

6. Работа над пословицами.

- Емеля наш был ленив, но любил поесть, поэтому про него можно было сказать: "К работе "ох!", а ест за трех".

Чтение первых трех пословиц под иллюстрацией.

- Как вы понимаете смысл: "Сладкая еда не приходит лёжа". (Это только в сказке происходит чудо, чтобы вкусно поесть, надо потрудиться).

7. Пальчиковый тренинг.

Давайте и мы немного потрудимся, разомнём свои пальчики.

Этот пальчик в лес пошёл.
Этот ежевичку нашёл.
Этот вымыл, этот мял,
Этот взял её и съел,
Потому и потолстел.

- Кто заметил, мы только что произнесли слова, в которых встретилась наша "хитрая буква". ( Лес, ежевичка, её, съел, потолстел)

8. Чтение слогов-слияний с договариванием до целого слова.

- Поиграем в игру "Ты - мне, я - тебе". (Одно слово называют учащиеся, другое учитель)

- Будем читать слоги, договаривать до целых слов. (Слоги напечатаны на доске ).

СЕ (селедка, семечко, семья, селитра - удобрение);

РЕ (ребро, ребята, редька, решение);

ВЕ (весенний, верхушка, вести, ветеран, вешалка, приведение);

НЕ (недолёт, недоспелый, недруг - враг, некогда);

КЕ (океан, кефир, кепка, кеды, кемпинг - место для отдыха автомобилистов);

ТЕ (тележка, телефон, телевизор, терем);

ЛЕ (олень, колено, лезвие, лекарство, лес).

- Слово "лес" составим из букв "Разрезной азбуки" и сделаем "объяснялку" этому слову. (Место, поросшее деревьями).

9. Физкультминутка.

- Отправимся в лес, немного отдохнём.

Мы по лесу шли

И грибок нашли.

Раз грибок, два грибок

Вот и полный кузовок.

10. Беседа

- Это грибы. Среди них есть съедобные и несъедобные.

- Какие грибы ты не стал бы класть в корзинку? Почему?

- Запомните, ребята, если вы не знаете гриб, то лучше его не брать!

- Бледная поганка, ложный опенок, мухомор - ядовитые грибы!

- В мухоморе содержатся галюцогенные вещества, вызывающие отравление. Но даже ядовитый гриб может быть полезным. Мухомор является любимой едой Северных оленей.

- Продолжая свою беседу о лесе, хочу сказать, что лес бывает разный. Сосновый лес напоминает светлый храм со стройными золотыми колоннами. Еловый лес с его густой тенью имеет неповторимый сказочный облик. Там всегда темно, а отмершие сучья и целые мертвые деревья создают впечатление, что именно здесь живет нечистая сила - баба яга, лешие и ведьмы. (Демонстрируются репродукции картин И. Шишкина "Сосновый бор", В. Васнецова "Алёнушка").

VI. Этап закрепления новых знаний.

1. Работа с текстом.

На с. 78 "Русской азбуки" дети по цепочке читают рассказ "Лес".

- Назовите деревья, которые росли в лесу?

- Сколько лет они росли?

- Каким другим словом можно заменить слово "красивы"? (Прекрасны, великолепны).

- Очень долго растут деревья. Целых сто лет необходимо, чтобы выросло большое дерево. Бывает и трудно дереву, а вот почему, вы узнаете из рассказа. (Приложение 3).

- Почему мы так говорим: "Лес - наше богатство"

2. Физкультминутка

- У нас в классе выросли великолепные и прекрасные клёны. (Все встают)

Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз - наклон, и два - наклон
Зашумел листвою клён.

3. Упражнение в чтении слов с новой буквой.

- Давайте прочитаем, как называются шишки у ели и сосны.

На доске:

У е-ли. У сос-ны.
Ка-ки-е? Ка-ки-е?
е-ло-вы-е сос-но-вы-е

- В древесине сосен имеются специальные смоляные ходы. Окаменевшая смола древних сосен превратилась в янтарь - камень, из которого делают украшения. На урок я вам принесла вот такие бусы из янтаря и вот такое кольцо.

- Давайте прочитаем слова.

ро-ет ла-ет во-ет ку-са-ет

- О ком можно так сказать? (О собаке)

4. Чтение "про себя".

- Какое действие выполняет одно из этих лесных животных это, вы узнаете, прочитав предложения на с. 77 "Русской азбуки"

- О ком прочитали?

- Что делает лиса?

5. Развитие речи.

- Есть такое выражение: держать в ежовых рукавицах. Представляешь, какие могут быть рукавицы из колючей шубки ежа? Не позавидуешь тому, кого в них держат! Выражение означает: относится к кому-то очень строго. Если ребёнок очень капризничает и балуется, его маме приходится слышать такой совет: "Возьмите его в ежовые рукавицы!".

VII. Итог урока.

Наш урок подходит к концу.

- Какие открытия сделали на уроке?

- Ответьте на мои вопросы. Ваши ответы должны начинаться с буквы е.

VIII. Домашнее задание.

Перечитать слова и предложения с новой буквой. Выучить любую пословицу.

Литература:

  1. Багрова Л.А. Я познаю мир: Растения: Дет. энциклопедия. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003
  2. Волина В.В. Праздник букваря. - Издательство АСТ-ПРЕСС, Москва, 1993.
  3. Светлова И.Е. Познаем окружающий мир/ ил. Е. Нитылкиной. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  4. Светлова И.Е. Завтра в школу/ ил. Е. Нитылкиной. - М.: Изд-во Эксмо, 2006.
  5. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. - М.: Дрофа, 1995.
  6. Хаткина М.А. Азбука. - Ростов-на-Дону: ООО "Удача", 2007.