Методическая разработка урока географии с использованием ИКТ "Население Центральной России". "Золотое кольцо России"

Разделы: География


Цели урока:

  • Создать представление о населении Центральной России как регионе формирования русского народа, расширить знания об его обычаях и традициях.
  • Познакомить учащихся с географией и особенностями древних русских городов Центральной России, историей их возникновения и значением для современности.
  • Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитию интереса к предмету через самостоятельный поиск материала. Вырабатывать навыки публичного выступления.
  • Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, гордости и любви к Родине.

Учебно-методический комплекс:

  • Карты: Плотность населения России, Народы России, Политико-административная Российской Федерации;
  • Атласы, учебники, раздаточный материал (таблицы для заполнения, маршрут “Золотое кольцо” России, тест).
  • Презентация: “Национальный состав субъектов РФ” (фрагмент из научной работы), “Золотое кольцо” России.

Приложение.

Структура урока:

    1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
    2. Вводная беседа.
    3. Народы Центральной России (фрагмент-выступление из научно-исследовательской работы “Национальный состав субъектов РФ). Обычаи и традиции русских.
    4. Викторина по городам “Золотого кольца” России (проводят учащиеся).
    5. Рефлексия (выполнение теста, впечатления учащихся).
    6. Домашнее задание.
    7. Заключение. Подведение итогов.

Ход урока

I. Сообщение темы урока, постановка целей и задач. (Приложение)

II. Вводная беседа

III.

Учитель:

Среди всех регионов Центральная Россия занимает особое место. Давайте познакомимся с народами Центральной России.

Россия, я твоя росинка,
песчинка малая твоя,
когда метель – то я снежинка,
в ручье я капелька ручья.
Из этих капелек-росинок
большие реки потекли,
и если б не было песчинок,
тогда бы не было Земли …

(Вниманию ребят предлагается фрагмент из научно-исследовательской работы “Оценка национального состава субъектов РФ”. (Приложение) Ученица работала со статистическими данными последней переписи населения, сделав свои расчеты и построив диаграммы по каждому экономическому району).

Задание: внимательно прослушать сообщение, выполнить задание №1. (Приложение)

Задание № 1.

а) Прослушав сообщение, заполнить таблицу. По данным таблицы рассчитать плотность населения каждого района. Сделать вывод;

б) На контурной карте Центральной России построить диаграммы, показывающие соотношение преобладающих народов региона.

Название региона

Состав района

Площадь района

Численность населения

Плотность населения

Национальный состав

Преобладающие народы

             
             
             
             

Вопрос: Каков национальный состав Центральной России?

Итак, Центральная Россия – колыбель русского народа. (Приложение)

  • Обычаи и традиции русских (сообщение-выступление учащихся).

Учитель:

Среди всех регионов России Центральный выделяется самым большим числом городов. Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом. В чрезвычайном разнообразии городов – “сила” региона, потенциал его развития.

Впервые русские города упоминаются еще в IX веке.

Вопрос. Какие вы знаете древние города России?

“Бывают города-труженики, города-коммерсанты, города-ханжи, города-венценосцы”. Так писал о городах К. Паустовский. Это касается всех городов мира, но только в России есть созвездие городов, городков и поселков, которые уже давно зовут “Золотым кольцом” России.

Как много притягательного в древних русских городах!

Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – все в неповторимом ансамбле наших древних городов. Это поистине золотое наследие России!

Вопрос. Что ж входит в понятие “Золотое кольцо” России?

Давайте послушаем ребят, которые приготовили вопросы викторины по “Золотому кольцу” России.

Учащиеся отвечают на вопросы викторины, выполняя задание № 2). (Приложение)

Продолжение урока

Презентация