Специфика изучения глагола в начальной школе по системе Н.Ф. Виноградовой "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа


Цель исследования - на основе изучения особенностей учебно-методического обеспечения программы Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа XXI века" по русскому языку, анализа научно-методической литературой, методической литературы по изучению глагола в начальной школе, а также планирования работы по русскому языку в 4 классе разработать на основе программы "Начальная школа XXI века" содержание уроков по изучению глагола в 4 классе начальной школы и экспериментально проверить эффективность данной работы.

Объект исследования: процесс формирования грамматических навыков на уроке русского языка в начальной школе при изучении глагола.

Предмет исследования - содержание дидактического материала и способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению грамматических навыков при изучении глагола.

База исследования: 4 Г класс средней общеобразовательной школы № 62 с углубленным изучением отдельных предметов Авиастроительного района г. Казани РТ.

Рабочая гипотеза исследования: я предполагаю, что работа по изучению глагола на основе программы Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа XXI века" будет эффективной, если существенно скорректировать и адаптировать данную систему непосредственно к каждому классу, исходя из уровня развития детей, степени их восприятия.

В процессе исследования на основе теоретического анализа установлены особенности изучения темы "Глагол" в 4 классе начальной школы по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа XXI века".

Программа курса "Русский язык" системы "Начальная школа XXI века" реализует главные положения концепции лингвистического образования младших школьников.

Целями обучения русскому языку являются: ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке; формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма; развитие устной и письменной речи учащихся, языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Данная программа построена с учетом особенностей различных видов языковой деятельности, что позволяет достичь больших результатов в овладении устной и письменной речью, реализует задачи лингвистического и речевого развития младших школьников.

В программе "Начальная школа XXI в." реализован основной принцип обучения: природосообразность. Авторской позицией в создании новых подходов к дифференциации обучения является целенаправленная педагогическая помощь и поддержка осуществляется в условиях гетерогенного (разноуровневого) класса.

Учебно-методический комплект программы состоит из двух направлений - для учащихся (учебники, рабочие тетради) коррекционно-развивающие рабочие тетради; для учителя (так называемый "шлейф" - книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.

В содержании и структуре средств обучения отражены новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика "Проверь себя", задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки" и др.).

Отличительные особенности программы - методика обучения этим предметам строится на приоритетном использовании наглядно-образного мышления как типичного для детей этого возраста, на особом внимании к игровым методам обучения и такой организации учебного процесса, которая обеспечивает ситуацию успеха для каждого ученика и возможность обучаться в индивидуальном темпе.

Особенность программы русского языка в системе "Начальная школа XXI в." - учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений. Курс "Русский язык" состоит из трех безусловно взаимосвязанных, но самостоятельных блоков:

"Как устроен наш язык" (знакомство с основными лингвистическими знаниями),"Правописание" (формирование грамотного письма) и "Развитие речи" (развитие речи учащихся). Эти блоки являются одновременно структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.

В программе предоставляется достаточно большая свобода учителю в вопросах дачи домашних заданий, контроля знаний, использования резервных уроков. С другой стороны, должен соблюдаться линейный принцип изучения языка, что обеспечивает постепенное ознакомление с основными положениями лингвистической науки.

Программа по русскому языку (учебник русского языка С.В.Иванова) имеет следующие особенности:

  • материал излагается с целью не только заучивания, "зазубривания", а с такой целью, чтобы ученик понял, для чего существуют наклонения, роды и все другие лингвистические понятия и категории;
  • многие новые темы изучаются на основе выведения правила самими учащимися, для чего ставятся проблемные вопросы, ситуации, вспоминается пройденный материал, таким образом, на основе анализа и синтеза развивается не только чувство языка, но и интерес, логическое мышление; для этого в программе созданы специальные рубрики
    • "Давай подумаем", "Обрати внимание", "Вспомни", "Тайны языка";
    • для целей развития культуры речи в программе предусмотрен раздел "Говори правильно";
    • в программе введен новый для четвероклассников раздел "Наклонение глагола";

Я провела педагогический эксперимент по разработке содержания уроков по изучению темы "Глагол" в 4 классе начальной школы.

Практическая часть работы состояла из следующих этапов:

1 этап - диагностика знаний контрольной и экспериментальной групп по теме "Глагол" (констатирующий этап эксперимента).

2 этап - формирующий эксперимент. Разработка и апробирование системы обучения по теме "Глагол" на основе программы Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа XXI век".

Эксперимент показал, что игры, игры-путешествия, игры-экскурсии, игры-спектакли - позволяют сделать урок интересным, доступным, понятным, помогают повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение, создают на уроке благоприятный эмоциональный фон. Всё это способствует лучшему усвоению детьми учебного материала и, как следствие, повышению уровня грамотности учащихся.

3 этап - контрольный этап эксперимента. Проведен с целью доказательства эффективности разработанной системы и доказательства выдвинутой гипотезы.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 62 Авиастроительного района г. Казани. 4 Г класс был разделен на две группы - контрольную и экспериментальную.

В экспериментальной группе были проведены дополнительные занятия для повышения интереса к занятиям по русскому языку, для создания положительной атмосферы По окончании педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах выявлены следующие уровни повышения знаний по разделу "Глагол".

  • детей с высоким уровнем знаний в экспериментальной группе увеличилось на 31%, в контрольной группе на 8%;
  • детей со средним уровнем знаний в экспериментальной группе уменьшилось на 15%, в контрольной группе - изменений не наблюдается;
  • детей с низким уровнем знаний в экспериментальной группе нет, а в контрольной их количество изменилось на 8%.

Таким образом, мы видим, что в контрольной группе количество детей на разных уровнях практически не изменилось, а в экспериментальной группе в два раза больше стало детей с высоким уровнем знаний, а с низким уровнем знаний после эксперимента не стало совсем.

Таким образом, мы видим, что в контрольной группе количество детей на разных уровнях практически не изменилось, а в экспериментальной группе в два раза больше стало детей с высоким уровнем знаний, а с низким уровнем знаний после эксперимента не стало совсем.

Цель в ходе исследования достигнута, задачи решены. Рабочая гипотеза о том, что работа по изучению глагола на основе программы Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа XXI века" будет эффективной, если существенно скорректировать и адаптировать данную систему непосредственно к каждому классу, исходя из уровня развития детей, степени их восприятия, подтвердилась.

Презентация.

Использованная литература.

1. Беседы с учителем (Методика обучения) Четвертый класс четырехлетней школы / Под ред. Л.Е.Журовой. - М.: Вентана Граф, 2001.

2. Виноградова Н.Ф. Как организовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?// Начальная школа. - 2001. - №9. - С. 10-15.

3. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе// Начальная школа плюс минус. - 2005. - № 9.

4. Виноградова О.Ф. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. М.:Вентана-граф,2001.

5. Виноградова О.Ф. Программы 4-хлетней начальной школы. М.:Вентана-граф,2001.

6. Дифференциация обучения - это путь поддержки индивидуальности ребёнка Интервью с Н.Ф. Виноградовой// Начальная школа. - №3-.-2004.

7. Журова Л.Е. "Ответы на вопросы": Проект "Начальная школа XXI века"; выпуск 3 - М.: "Вентана-Граф", 2001 (Серия "В помощь учителю").