Познавательная игровая программа "Транспортные состязания"

Разделы: Внеклассная работа


Форма проведения: познавательная игровая программа

Тема: “Транспортные состязания

Возраст участников: 6-9 лет

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения и развития наземного транспорта.

Задачи:

  • Развиваить коммуникативно-лигвистические способности, мелкую моторику рук, познавательную активность, пространственное мышление
  • Совершествовать навыки юного пешехода.
  • Воспитывать усидчивость, внимание слушать и слышать, умение сотрудничать.

Сценарий

Презентация.

Слайд 1

Здравствуйте дорогие ребята и уважаемы взрослые.

Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Яна Яновна, а это моя помощница – Людмила Николаевна. Мы пришли к вам гости, да не просто так, а принесли с собой много интересного и необычного. Например, историю “Как появилась машина”. Вы можете сказать, что все знаете, но и в нашей истории не обойдется без волшебства. Дело в том, что мы волшебницы. Не верите? Я вам сейчас докажу.

1,2.3 – шар лети (Слайд 1,по щелчку анимация с шаром)

Машина появись (Слайд 1,по щелчку появляется машина)

А играть вы любите? Будем с вами играть, веселиться и Правила дорожного движения изучать. Игра наша называется “Транспортные состязания”. Предлагаю вам отправиться в путешествие и перенестись в далекие времена.

Слайд 2

У меня есть волшебная книга, она-то нам и поможет совершить путешествие во времени. Посмотрите, какая она красивая. Нравиться? Стоит только произнести волшебные слова и … мы можем попасть туда, куда захотим. Запоминайте слова:

Книга, отправь нас
Туда, куда захотим.

Нужно нам с вами попасть в древние времена. Когда еще не было домов, машин, люди ходили на охоту и жили племенами. Именно в те времена и появился первый транспорт. Хотите узнать, как это было? Давайте произнесем волшебные слова…

Слайд 3

Смотрите, у нас получилось. Вот появляются одна за одной странички из волшебной книги. Бегут года в обратном порядке. Куда же мы с вами попадем? В каменный век!

Слайд 4

Первобытные люди кочевали вслед за стадами животных, на которых они охотились. Добычу им приходилось тащить на себе. Ведь они были еще только на первых ступеньках развития нашего общества. В то время, вы только представьте себе, не было больших городов, даже еще не было и деревень, не было ни одной дороги! Наши предки жили в дремучих непроходимых лесах и их окружали совершенно дикие животные! Вот как далеко мы с вами заглядываем в начале нашего путешествия.

Слайд 5

Охотникам, возвращавшимся с охоты, было тяжело нести на себе убитых животных. И вот они придумали первое изобретение для переноски тяжестей. А выглядело оно примерно так: охотники привязывали за лапы животного к прочной деревянной жерди, её концы клали себе на плечи и так несли. Все и такой способ не очень-то помогал первобытным людям.

Слайд 6

Некоторые способы переноски грузов сохранились с древних времен до наших дней. Поднимите руки, те из вас, кто ходит с мамой и папой в магазин. Молодцы, вот сколько много помощников. У меня для вас вопрос. Вы приходите в магазин, выбираете нужные продукты и что делаете дальше? Говорите волшебные слова “А ну, пакеты идите сами домой”. И они идут домой рядом с вами? Правильно вы берете пакеты или сумку за ручки и несете их в руках.

Слайд 7

На острове Бали женщины и в наше современное время переносят товары на голове в больших плетеных корзинах. Китаянки подвешивают корзины на бамбуковое коромысло, которое несут на плече. Такое коромысло очень долгое время использовали у нас на Руси. А вот африканки саму корзину носят на спине, а длинную плетеную ручку надевают себе на голову.

Игра “Перенеси книгу”

Хочу и вам предложить перенести книгу, как эти красивые и стройные девушки. Кто желает попробовать перенести книгу на голове, так, что бы она не упала?

Слайд 8

Шли годы. Люди перестали переходить с места на место. Теперь они селились в пещерах. Чтобы приносить с охоты добычу, наши предки придумывали все новые и новые способы переноса груза.

Натянув между двумя палками шкуру животного, они соорудили носилки. Они мало чем отличаются от тех носилок, которые используют и сейчас. В каких случаях, кто и когда использует носилки?

Слайд 9

(Врач, который забирает больно в больницу. Если больной не может идти сам, его несут на носилках)

Слайд 10

Спустя тысячелетия люди установили на носилки удобное кресло. На них переносили важных господ. Такие носилки назывались – паланкины.

Значительно позже во Франции появился портшез. Портшез в переводе с французского означает “переносной стул”. У этого транспортного средства уже появились стены, потолок и окна.

Слайд 11

Еще с глубокой древности люди приучили животных носить груз. Они могут за один раз перевезти в несколько раз больше груза, чем человек. Давайте посмотрим на рисунки, которые будут появляться у нас на экране. На них изображены животные, которые приручил человек. Вам нужно назвать их названия. Справитесь с заданием? (Ослик, як, верблюд, лошадь, слон – все животные появляются по щелчку). В Индии до сих пор такие огромные животные, как слоны трудятся на лесопилках.

Слайд 12

Мы с вами еще находимся в те далекие времена, когда еще не было изобретено колесо. Однако, люди заметили, что волочить тяжесть скатывая по бревнам, намного легче.

Слайд 13

При сооружении гигантских пирамид в Древнем Египте, которые строились для фараонов, египтянам приходилось перетаскивать огромные каменные блоки. Под блоки подкладывали бревна, а чтобы ноша катилась по горячему песку, под бревна лили воду.

В Египте почты круглый год лето. А у нас 9 месяцев, какое время года? (зима) Очень долго за окном лежат сугробы.

Слайд 14

В нашей стране придумали такое транспортное средство, как сани. Ведь только на санях запряженных лошадьми можно быстро ехать по сугробам. У северных жителей сани назывались нартами.

Сейчас почти у каждого из вас есть уменьшенная копия этого древнего транспортного средства. Кто догадался, о чем я говорю? (санки)

Игра “А мы в садике сидим”

Ведущая говорит строчку и показывает движение, дети повторяют за ней.

А мы в садике сидим, Руки над головой “домиком”
Из окошечка глядим Ладони рук сложены под подбородком
А на улице метель, Руки подняты вверх над головой, движение руками вправо и влево
Снег идет с утра. Круговые движения кистями рук над головой

Мы метели не боимся Движения указательным пальцем вправо и влево
И на санках с горки мчимся. Имитация катания на санках
Зима, славная пора. Хлопки в ладоши
Крикнем дружно все “Ура”!

Слайд 15

Современные сани мало чем отличаются от тех, на которых ездили наши предки много столетий назад. Только вот упряжку лошадей заменили снегоходом с мотором, его еще называют скутер-снегоход.

Слайд 16

Первое колесо появилось примерно 3000 лет до нашей эры. Научившись делать колеса и устанавливать их на разных видах транспорта, люди получили возможность перевозить не только тяжелые грузы, но и путешествовать и передвигаться на далекие расстояния.

Вот транспорт, у которого появилось одно, два, а то и три колеса: тележка, возок – венегрет, рикша, тачка.

Слайд 17

Люди не стали останавливаться на достигнутом, и через некоторое время придумали - колесницу. Колесницы были просто не заменимы на охоте и на войне. Не одна олимпиада в древней Греции не обходилась без гонок на колесницах.

Тот из вас, кто внимательно смотрел на рисунки и слушал мой рассказ, без проблем смогут ответить на мой вопрос: сколько колес у колесницы? (2 колеса) А теперь обратите внимание на следующий рисунок.

Слайд 18

На нем изображен уже другой транспорт под названием телега. Сколько колес у телеги? (4 колеса) На телегах не только перевозили тяжелые грузы, но и отправлялись в долгое путешествие.

Слайд 19

Значительно позже появились кареты. Они были более удобными и комфортными, чем телеги. Роскошная карета, запряженная упряжкой лошадей, была одним из символов богатства и знатности. Людей с меньшим достатком отправлялись в путешествие на фаэтоне. Фаэтон можно назвать предком автомобиля.

В какой сказке крестная фея, превратила тыкву в карете? (Золушка)

Слайд 20

Фургон, запряженный лошадьми мог перевозить несколько пассажиров и их багаж. Были и специальные почтовые кареты, в которых не редко ездили пассажиры. Для путешествия на большие расстояние существовали дилижансы. Они были 2-х этажными.

Слайд 21

До появления автобусов горожан возили омнибусы – двух этажные экипажи, запряженные лошадьми. Немного позже на омнибусы стаи устанавливать двигатели, сначала паровые, потом бензиновые. И тогда они стали называться автобусами.

Слайд 22

Год от года автобусы меняются, они становятся все просторнее и удобнее. На них можно доехать в любой уголок нашего города.

Слайд 23

Между крупными городами ходят комфортабельные, иногда двух этажные автобусы с телевизором и кондиционером автобусы-экспрессы. Современный двойной автобус может перевозить до 100 пассажиров.

Слайд 24

А это уже первые персональные автомобили. “Автомобиль” в переводе с латыни означает “самодвижущийся”, в движение его приводит двигатель. Сначала двигатели были паровыми, и такие машины называли паромобили. Огромный шаг в истории транспорта был сделан с изобретением двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине.

Слайд 25

По началу машин было мало, и стоили они дорого. Затем заводы начали производить машины в огромных количествах и их стоимость стала доступной.

Слайд 26

Для перевозки грузов инженеры придумали целую группу маши – грузовики. Грузовики бывают разные и имеют разное назначение.

Слайд 27

В зависимости от типа кузова грузовики перевозят различные грузы: почту, пищевые продукты, строительные материалы. А вы знаете названия грузовых машин? Я вам буду загадывать загадки, в них пропущены названия этих машин и техники, вам нужно угадать, как они называться. Как только я услышу правильный ответ на экране появиться изображение этого технического средства. Готовы, выполнить мое задание? Слушаем внимательно. (ответы появляются по щелчку)

А на стройке утром рано
Есть работа и для…(крана).
Грузы вверх он подает,
Никогда не устает. (Кран)

Есть машина – всякий знает –
Щетками ершистыми
Тротуары подметает,
Чтобы были чистыми. (Уборочная машина)

Эта машина–… (хлебный) фургон,
Хлеб в магазины развозит он.
Ты поутру нынче встал,
А фургон совсем не спал! (Хлебный фургон)

Вот трудяга …( грузовик).
Он к тяжелому привык.
Перевезет, что нужно
Быстренько и дружно (Грузовик)

Это – специальная
Машина поливальная.
И совсем не для красы
Она развесила “усы”. (Поливальная машина)

Молодцы, какие отлично справились с моими загадками. Как называют человека, который управляет машиной? (Водитель) С какого возраста можно управлять машиной? Если вы идете по тротуару вы кем являетесь? (пешеходом), Когда вы приходите на остановку и садитесь в автобус вы кто? (пассажир) поднимите руки те, у кого из вас есть велосипед. Давайте представим, если вы по тротуару, едите на велосипеде, то вы являетесь кем? Правильно, водителем. Ведь велосипед это тоже транспорт и им надо уметь управлять и знать определенные правила.

Любите кататься на велосипеде? Сколько вам лет? В вашем возрасте, где можно кататься на велосипеде? (жилая зона, детская площадка, велосипедная дорожка, парк, все кроме проезжей части) Хотите узнать, как выглядел первый велосипед?

Слайд 29

Первый велосипед изобрел барон Дрез. Опираясь на деревянную раму и на рель, ездок отталкивался ногами от земли и таким способом передвигался. Такой велосипед называли “самокат”.

Слайд 30

Прошло много времени, прежде чем он превратился в современный велосипед, такой как мы его привыкли видеть.

Даже в эпоху автомобилей и поездов велосипед во многих странах остается распространенным транспортным средством.

Слайд 31

В каждой китайской семье обязательно есть велосипед. В этой стране семьи большие, воспитывают по 3-4 ребенка. На этом рисунке глава семейства везет своих домочадцев в гости. В Индии есть велорикши, они возят пассажиров по узким и переполненным городским улицам. Во Вьетнаме и Китае на заднем багажнике перевозят товары и газеты. В наши дни мамы часто возят ребенка на заднем сиденье велосипеда, пристегнув его для безопасности ремнями.

Велосипед это хорошо, но людям хотелось передвигаться быстрее и они придумали – мотоцикл.

Слайд 32

Самые первые модели мотоциклов сильно отличались от своих современных потомков. Конструкторы мотоциклов постоянно совершенствуют их, приспосабливая к разным видам деятельности.

Слайд 33

Двухколесный транспорт легко проезжает по узким улочкам, что помогает полиции и инспекторам ГИБДД, легко задержать скрывающегося нарушителя.

Слайд 34

Современные мотоциклы выследят вот так и называются они немного по-другому. 3 колеса – трицикл, 4 колеса – квадрацикл. Вам интересно хоть на немного заглянуть в будущее? Хотите узнать какие машины будут на улицах нашего города через 5-10, а то и 15 лет. Внимание на экран.

Слайд 35

Машины будущего: автомобиль, который быстрее звука, концепт-кар, летающий автомобиль, автомобиль на солнечных батареях, самоуправляемый грузовик (уже существует экспериментальная модель), амфибия.

Вот мы с вами и опять вернулись в наше время, и даже немного заглянули в будущее. Вы мне в начале нашего знакомства, сказали, что любите сказки. В ваших любимых сказках встречается транспорт? Может быть, там нет автобусов, нет автомобилей, а есть какие-то другие сказочные транспортные средства?

Слайд 36

Викторина “Транспорт в сказках”

(По щелчку появляются вопросы, и так же по щелчку картинки, подсказки. Как появиться свинья, еще нужно щелкнуть, она будет двигаться)

Какие виды транспорта вы знаете? (наземный, водный, воздушный) Названия всех транспортных средств вы хорошо знаете? Я постараюсь вам запутать, а вам нужно отвечать и показывать движения правильно.

Слайд 37

Игра “Ездит, плавает, летает”

На экране появиться много транспортных средств. Одно из них начнет двигаться. Вам нужно правильно назвать его название. Например, как правильно называется это транспортное средство? (парусник) Если это транспортное средство летает мы показывает ручками, как летают птицы, если плавает, то показываем как мы плаваем, а если ездит то топаем ножками. Задание понятно. Тогда отправляемся в путь.

(1 - щелчок, картинка начинает крутиться, 2 – уезжает)

Автомобиль, трамвай, воздушный шар, НЛО, паромобиль, повозка, погрузчик, вертолет, моторная лодка, самосвал, самолет, мотоцикл, карета, джип, велосипед.

Хорошо у вас получается, вы такие внимательные. Хотите еще поиграть? Следующая игра называется “Собери картинку”. Вам нравятся пазлы, как их собирать вы знаете? Вам нужно разделиться на 3 команды. Каждая из вас получит конверт. В конверте лежит картинка, разрезанная на 18 частей. Вам нужно ее собрать и назвать название машины.

Слайд 38

Игра “Собери картинку”

Все эти машины, которые у вас получились (пожарная машина, скорая помощь, милицейская машина) относятся к специальным транспортным средствам. Для этих машин есть свои правила дорожного движения. Давайте посмотрим мультфильм из серии “Смешарики” он называется “Это сладкое слово мед”. В этом мультфильме рассказывается о некоторых правилах для этих машин.

Слайд 39

Для того, чтобы появился самый обычный автобус, который мы видим каждый день на дороге, нужны труды и старания многих людей разных профессий. С некоторыми из них мы с вами сейчас и познакомимся.

(Вокруг машины появляется схема из картинок, которые появляются по щелчку, под каждой картинкой по щелчку появляется название профессии.)

Сначала изобретатель представляет, как будет выглядеть его будущая машина, рисует зарисовку, Изготавливает опытные модели и испытывает их.

Дальше над машиной начинает работать инженер-констуктор. Он составляет чертежи, вымеряет длину, ширину, высчитывая каждый миллиметр. Вносит изменения. Придумывает новые детали, благодаря которым нам становиться намного удобнее и комфортнее в автомобиле.

Машиностроитель по чертежам из изготовленных на заводе деталей собирает машину, красит и делает ее красивой, как новогодняя елочная игрушка.

Испытатель – испытывает выносливость машины, оценивать скорость, безопасность, удобства, если он чем-то не доволен, то машину отправляют переделывать.

Слайд 40

Игра “Инженер -конструктор”

Посмотрите на экран. Там вы видите схему складывания самолета. Предлагаю вам представить, что вы уже совсем большие дяди и тети и вы стали инженерами-конструкторами. По этой схеме из листа бумаги вам нужно сложить самолет. Думаете сложно? Это только так кажется. Я вам помогу. Нужно для начала запомнить некоторые правила. Лист лежит на парте и складываем мы все не на вису а на парте, хорошо проглаживаем линии сгибов. Начинаем складывает только после учителя. Ждем друг друга и конечно же помогаем друг другу. (Педагог показывает каждое действие и помогает поэтапно сложить самолет каждому ребенку.) Вот какие красивые самолетики получились у нас.

Игра “Летчик испытатель”.

Замечательные самолеты у вас, поднимите руки и покажите их мне. Здорово. Как вы думаете наш самолет сможет хоть немного пролететь? Хотите попробовать. Тогда мы с вами уже становимся летчиками испытателями. Оправляемся на испытательный аэродром. Выстраиваемся вдоль линии, чтобы я смогла всех вас видеть. Подняли руку с самолетом вверх с силой толкнули и отпустили самолет. Полетел? А давайте посоревнуемся, чей самолет улетит дальше всех. У вас есть 3 попытки, для того чтобы потренироваться. Вы становитесь вдоль лини страта. На счет 1,2,3 отпускаете самолет. Чей самолет улетит дальше всех, тот и победит в этой игре. Победитель награждается фликером.

Возвращаемся в наш кабинет. Наше с вами путешествие подходит к концу. Очень хочется вам напомнить, что выходя на улицу вы подвергаете себя опасности. Все время сидеть дома у вас не получиться, по улицам города надо уметь ходить. Не всегда с вами будет рядом мама. Очень скоро вы самостоятельно будете ходить в школу, бассейн, на каток и в другие учреждения. Нужно учится, быть вежливым и внимательным пешеходом, знать и соблюдать Правила дорожного движения. Некоторые из них мы с вами сейчас повторим.

Слайды с 41 по 46

Правила юного пешехода

Слайд 47

Чтобы вы не забывали об этих простых, но очень важных правилах дарим вам “Памятки юного пешехода”.. Не пугайте водителей и не расстраивайте водителей. Ведь самое ценное, что у вас есть – это ваша жизнь. Помните, что данным давно ваши родители подарили вам жизнь, ваша задача эту жизнь сохранить. До свидания, до новых встреч.