Развитие творческих способностей и интереса к предмету "физика" у обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности

Разделы: Физика


В период научно - технической революции и быстрого нарастания потока научной информации одной из главных задач обучения становится развитие не только репродуктивного, но и творческого мышление обучающихся. На современном этапе развития науки, техники, производства обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди, умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни.

Творческая способность - это способность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверять ее и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи, т.п.

Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности, их упражняющей. Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы обучающихся, чтобы воспитывать у школьников уверенность в своих возможностях, развивать интерес к предмету.

В данной работе я предлагаю некоторые дидактические методы, которые могут быть использованы учителем, организующим процесс обучения, способствующие развитию творческих способностей и поддержанию творческой активности обучающихся, развитию их учебного интереса.

Дидактические методы, направленные на развитие творческих способностей и поддержание творческой активности обучающихся на уроках физики.

На первых уроках изучения физики (некоторых тем предмета), когда у обучающихся еще нет запаса знаний, когда они еще не владеют достаточным объемом физических терминов, учу их говорить, используя терминологию языка физики. Для этого предлагаю алгоритмы описания физических процессов и явлений. Например, для обучающихся 7 классов (тема "Научные методы изучения природы"):

  • Опишите внешние признаки и условия протекания процесса (явления).
  • Охарактеризуйте его сущность и о связь с другими процессами (явлениями).
  • Назовите величины, характеризующие явление.
  • Приведите примеры использования явления на практике.
  • Каково влияние явления на человека, механизмы, окружающую среду.
  • Назовите способы предупреждения вредных воздействий явления.

Такой алгоритм служит для ученика планом развернутого ответа, основой формирования логического мышления, развивает воображение, обеспечивает эффективное использование обучающимся своих ресурсов, требует знания теоретического материала.

Как писал Р. Хазбенд: "Творчество ради творчества пагубно в обучении, нельзя недооценивать предварительную черновую работу, преувеличивать вдохновение и интуицию". Таким образом, необходимость освоения знаниевой компоненты предмета - неизбежный и важный этап.

Физическая сказка (мини - рассказ, стихотворение).

На своих уроках, групповых занятиях использую вид задания, который заключается в том, что ребятам предлагается войти в образ изучаемого объекта или явления и написать небольшую сказку (мини - рассказ, стихотворение и т.п.), приближающих учебную физику к реальной жизни, куда необходимо "вплести" главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении.

Работу рекомендую проиллюстрировать, так как иллюстрация позволяет ребятам более объективно отразить то, что было ими написано, развивает образное мышление обучающихся.

Получая задание написать сказку, ребята получают вопросы по изучаемому объекту или явлению, которые нужно отразить при ее написании. Известно, что сказки обладают большим воспитательным потенциалом, неся в себе мудрость, доброту и красоту, столь необходимые людям. Физические явления играют в сказках немаловажную роль. Тот, кто знает законы природы, часто торжествует победу, а тот, кто не знает, - терпит поражение. При сочинении сказки происходит развитие творческого воображения.

Выполнение задания способствует развитию образного видения физических явлений. Получив задание, ребенок анализирует и синтезирует знания по физике, накопленные им ранее, и в результате возникают образы, отображающие физические явления эмоционально-ярким литературным языком.

Составление физических задач.

Другой вид предлагаемых заданий: ребята получают карточки, в которых содержатся условия задач в цифробуквенном виде с указанием единиц физических величин и четко определено, что нужно найти.

На основе данных, содержащихся в карточке, ученик должен в письменном виде сформулировать условие задачи, дополнив ее рисунком, и затем решить.

Роль задач в сознательном усвоении курса физики очень важна. Но зачастую они служат только иллюстрацией правила, формулы или закона. При этом такая цель обучения, как развитие творческих способностей, теряется. Творческие способности можно развивать при выполнении предлагаемых заданий. В качестве примера выполнения задания предложено несколько вариантов условий задач. Вот один из них:

Дано: m=19кг; Q=4800 Дж.

C-?

В городе N Незнайка открыл завод по производству косметики. Особым спросом среди жительниц этого города пользовались знаменитые крема. Но тайна их изготовления держалась в строжайшем секрете.

Состав крема очень хотели узнать конкуренты. На завод был заслан шпион. Им были добыты следующие сведения. Для нагревания основного компонента крема массой 19 кг на 10оС расходуется 4800Дж энергии. Подумав, конкуренты решили, что если узнают, чему будет равна теплоемкость, то им станет известно, что это за вещество.

Сформулированное таким образом задание вызывает эмоции и интерес у ребят, побуждает их к самостоятельному написанию схожих условий.

Выполняя задание, ученики учатся фантазировать в рамках строгих законов и теорий физики. Обучающиеся класса составляют свой "Задачник" из задач, которые сами же и придумывают. Работы оформляют на отдельных листах, используя свои рисунки и выполняя различные аппликации. Решение задач не из школьного учебника или физического сборника, а задач, составленных одноклассниками, вызывает больший интерес и инициативу у обучающихся, способствует созданию новых "Классных задачников".

Иногда при составлении своих задач обучающиеся допускают физические ошибки в условии задачи, ее решении или иллюстрации (рисунке, схеме, графике, чертеже, т.п.). Эти задачи мы с ребятами также собираем в сборники "Лови ошибку" и используем на уроках или групповых занятиях. Работа с такими задачами (рисунками, схемами, решениями) заключается в поиске и объяснении сущности допущенной ошибки, а также в предложении нового варианта решения, уже не содержащего ошибку.

Составление подобных сборников задач вызывает у школьников интерес в поиске условий для задач с ошибками в художественной и научно-фантастической литературе, журналах, сборниках рисунков и комиксов, развивает творческие способности при составлении задач с ошибками.

Качественные задачи исследовательского типа.

Для развития творческих способностей предлагаю качественные задачи исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление, и ответить на вопрос: почему так произошло?

Например: В летний теплый день Юля пошла купаться на речку. Накупавшись, девочка решила выйти из воды. Используя теорию, объясните, что она почувствует в момент выхода из воды и почему?

Для ответа на вопрос необходимо использовать логическую план-схему, которая содержит связанные между собой тезисы (предположения), образующие цельный рассказ. Схема позволяет ученику действовать не стихийно, а осмысленно, логически.

План-схема логического ответа на вопрос качественной задачи:

  • Я предполагаю (моя гипотеза, предсказание, что:).
  • Я основываюсь на модели (моя гипотеза, предсказание, что:).
  • Рассуждения, на основе которых выдвинута гипотеза или сделано предсказание.
  • Что я предлагаю сделать для проверки предположения (идеи, замысла).
  • Мне необходимы приборы и материалы.
  • План моих действий.

Использование таких задач способствует более глубокому пониманию физики. В процессе их решения прививается навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики.

В задачах такого типа на обыденных жизненных примерах хорошо показано применение изучаемого материала.

Например: Мама решила испечь калачи. Поставив кастрюлю с водой на плиту и дождавшись закипания воды, она вылила туда стакан растительного масла, затем добавила муки, замесила тесто и начала жарить калачики. Используя теорию, объясните, что произойдет, если мама капнет водой на раскаленное масло и почему?

В задачах поставлен вопрос, ответ на который не содержится в учебнике в готовом виде. Ученик должен составить ответ на задачу, синтезируя данные условия задачи и свои знания по физике. Решение таких задач развивает смекалку и сообразительность ребят.

В основе заданий такого типа лежит метод научного прогнозирования. В процессе прогнозирования совершенствуются умения наблюдать и сравнивать, анализировать и синтезировать, оперировать усвоенными знаниями в измененных не стандартных ситуациях, доказывать, логически рассуждать, делать обобщения и выводы практического и теоретического характера.

Творческий отчет.

Еще ода из форм работы с обучающимися - творческие отчеты, которые провожу с целью повторения и обобщения материала, пропедевтики и систематизации знаний.

Начиная изучать новую тему, ребята получают задание: к окончанию изучения материала по теме (оговаривается конкретная дата) подготовить творческий отчет, в который рекомендуется включить разделы, например, "Немного истории", "Чудеса? Нет, физика!", "Задачи в картинках" (или с ошибкой), "В виртуальной лаборатории", "Лирики о физике" ("Физические анекдоты", "Физики шутят", "А вы знаете, что:"). При выполнении данного задания ученик использует дополнительную литературу, ИКТ, изучает важные физические закономерности. Опыт показывает, что подобные творческие отчеты ребята готовят с интересом, используют большое количество дополнительного материала по изучаемой теме. Сведения, самостоятельно добытые в ходе выполнения задания, позволяют ученику дополнять в классе ответы товарищей, приводить интересные примеры или выполнять сложные опыты.

Благодаря свободе выбора формы творческого отчета (модель, прибор, стенд, доклад, портфолио) и его разделов, возможности получения любой помощи, в том числе от родителей, достаточной продолжительности по срокам исполнения, для ребенка создается ситуация успеха. Она позволяет каждому пережить радость познания и творчества, гордость за конечный продукт. Это стимулирует развитие самостоятельности, творчества, познавательного интереса обучающегося, формирует его как творческую, мыслящую личность.

Исследовательская деятельность обучающихся, эксперименты, конструирование.

До начала изучения темы задаю небольшие домашние задания экспериментального характера с предметами, материалами, телами, хорошо знакомыми в повседневной жизни. Например, "Попробуйте переместить шарик для настольного тенниса с кухонного подоконника на стол, используя при этом только бокал, и не беря шарик в руки. Объясните это явление", "Вырастите кристалл поваренной соли или медного купороса. Исследуйте данный процесс", "Попробуйте шариковой ручкой написать записку родителям (письмо другу) на промасленной бумаге. Что происходит? Почему?", "Пустую пластиковую бутылку, закрытую крышкой, на некоторое время поместите на холод, затем - обратно, в тепло. Понаблюдайте за происходящим. Объясните это явление".

Часто ребятам предлагаю в домашних условиях изготовить физический прибор, используя подручные средства.

В результате - мини-исследования и конструирование перерастают в такие работы моих учеников, как, например, "Физика на кухне", "Фонтан на столе", "Шум в нашей школе и его вредное воздействие на ученика", "Оптические иллюзии", "Экология атмосферы города, района", которые ребята представляют на школьных и городских научно - практических конференциях, конкурсах исследовательских и творческих работ учащихся.

Использование подобного типа домашних заданий дает возможность учащимся вырабатывать общие исследовательские умения и навыки - умения видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. Домашние задания исследовательского характера позволяют ребятам делать для себя небольшие открытия, активно использовать свои знания на практике, а часто, приобретать новые знания, умения и навыки. Обсуждение результатов домашних экспериментов создает творческую атмосферу в классе, включает в работу всех ребят, формирует у них положительную мотивацию к получению знаний.

Можно сделать вывод, что использование на уроках перечисленных выше методов повышает качество обучения, вызывает интерес к предмету и способствует развитию творческих способностей обучающихся.

По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, творчества.

Развитие творческих способностей и интереса к учению - важная задача образования. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, способствует достижению цели современного образования - воспитание компетентного выпускника, т.е. создает условия для оптимального развития способностей школьника к дальнейшему самообразованию и совершенствованию.