Урок русского языка по теме "Синонимы — «жемчужное ожерелье» русского языка"

Разделы: Русский язык


Форма проведения: межпредметный интегрированный урок
Технологии: методы творческой групповой работы, развивающее обучение, инновационные методы оценки результатов, здоровьесберегающие технологии.
Участники: 9 класс.
Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, компьютер.
 Форма использованияпроецирование на экран при фронтальной работе с классом или при выполнении индивидуальных и групповых заданий.
Авторский медиапродукт: презентация.
Приемы: индивидуальная работа учащихся на уроке; работа в парах, групповая работа; беседа.

Ход урока

1. Организационные вопросы. Слайд 1.
Здоровьесберегающие технологии: урок эмоционален (это зависит от эмоциональной, яркой, художественной речи учителя). Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. В начале урока может звучать музыка .
Мотивация: стремление больше узнать, интерес к изучаемому материалу.

2. Вступительное слово учителя: (использование элементов занимательности: сказки, притчи, легенды)
Ребята, мне приятно Вас видеть, надеюсь, что у вас хорошее настроение. А если кто-то обидел, и вам ни до чего нет дела, то послушайте сказку. Сказка – ложь, но в ней-то намёк…
Может мне удастся изменить ход ваших мыслей!
 Жили рядом учёный-ботаник и злобный карлик. У первого был чудесный сад, где росли невиданной красоты цветы, у второго хорошо цвели лишь чертополох и крапива.
 И вот заметил садовод, что сначала у края, а потом и по всему саду стали чахнуть цветы и растения. Просто соседская зависть перебралась через забор и стала душить всё вокруг. И понял учёный, что нужно спасать цветы.

- Ребята, как вы думаете, что сделал учёный? (ответы учеников)
Продолжение. Около дома росла роза, которая единственная пока цвела и благоухала. Взял садовник свою розу и подарил карлику. И снова росли у него цветы, порхали бабочки и качались на своих тоненьких ножках колючие с восхитительным ароматом розы.(Неизвестный автор)

 Беседа:

  1. Кто обратил внимание, какой запах был у розы?
    (Ароматный, благоухающий, восхитительный).
  2. Как называются слова, сходные в главном значении, но выражающие различные оттенки этого значения? (Синонимы)

3. Обращаем внимание на тему занятия: Слайд 2.
- как вы думаете, почему урок, посвящённый синонимам, назван «жемчужное ожерелье» … (Выслушиваем мнение учеников).
 Предлагаю послушать легенду (Индивидуальное задание: легенду рассказывает ученик)
- В давние-давние времена жил один волшебник. Он собирал со всего света слова, близкие по значению, превращал их в жемчужины, сам обращался орлом, надевал жемчужное ожерелье на шею и летал под облаками. Но однажды налетел сильный ветер, сорвал с орла ожерелье, и жемчужины разлетелись по миру.
Вот с тех пор люди собирают разбросанные по всему свету слова-жемчужины, с помощью которых избегают неоправданного повторения слов. Эти слова, употреблённые рядом, один за другим, помогают нарисовать предмет или картину достаточно полно, ярко. ( Немного перефразированный свадебный тост)
Оценим выступление: жетон (4 или 5 )

Уточняем, как дети понимают высказывание
К. С. Аксакова, взятое в качестве эпиграфа:
«Слово есть воссоздание внутри себя мира»

4. Определяем цели урока: Слайд 3.

  1. обучение пониманию художественного слова в процессе анализа текстов;
  2.  развитие познавательной потребности школьника, формирование его творческих способностей, развитие речи, внимания, воображения;
  3. воспитание внимания к синонимическому богатству русского языка .

5. Лингвистический эксперимент (групповая работа) Текст необходимо распечатать
(Может быть осуществлён диффиринцирующий подход: право ответа предоставить слабому ученику. Варианты ответов у всех получаются разные.)

Учитель: Перед вами листочки, на которых записан ряд слов с общим значением «красный, цвета крови» и их словарные толкования. Внимательно прочитайте их, обратите внимание на отличительные особенности каждого значения.
- А теперь, учитывая данные определения, попробуйте угадать, какое слово из приведённого ряда использовал в каждом случае писатель.
Красный - цвета крови, один из основных цветов спектра.
Пунцовый - ярко-красный
Пурпурный - цвета пурпура, ценной краски тёмно-красного цвета, употреблявшегося в древности для окрашивания тканей.
Карминный - цвета краски кармина, ярко-красный.
Алый - светло – красный.
Кровавый - цвета крови, напоминающий кровь.
Рубиновый - цвета рубина, драгоценного камня.

1. В старинном графине колебалось пламя вина. (М. Горький.)
2. Фасады домов пылали листья дикого винограда. (Ф. Гладков.)
3.Кардинал в сутане стоял во весь рост – тоже спиной к молящимся.
(К. Паустовский.)
4. Пот выступал у него на лбу. Всё лицо становилось влажным и .
(П Нилин.)
5. Она начала краснеть, уши её стали . (А.Н.Толстой.)
6. Восток бледнел, полоса зари лежала на краю сизой тучи, неподвижно застывшей на горизонте. (М.Горький.)
7. Поэму он намеревался издать в чёрной обёртке с заглавными буквами цвета. (И.Тургенев.)

 Проверим. Слайд 4.

(Можно проверить при помощи интерактивной доски)

Учитель: Конечно, вы почувствовали, что далеко не всегда можно сразу выбрать подходящий синоним. Немало различных обстоятельств приходится учитывать каждый раз.
А теперь давайте разберём первый пример – «пламя вина». Слово «красный» здесь не подходит, поскольку красное вино – это составное название вина; этим прилагательным нельзя передать образность. Кровавый несёт зловещую окраску. А в тексте её нет. Алый для данного случая тоже не подходит, так как вино красное, да ещё в гранёном графине, где цвет должен усилиться. Вино в графине напоминает драгоценный камень рубин. Образность достигнута. А слово кровавый подходит только к тургеневскому тексту, где речь идёт о «зловещем образе», который стремится придать своей книге герой повествования.
Оценим работу группы на данном этапе6 учитель подходит к группам и прислушивается к обсуждению, чтобы затем оценить: жетоны

6. Работа в парах. Текст (необходимо распечатать) у каждого на парте.

Вот как раскрывает А.Грин сущность подлинно алого цвета и тем самым объясняет, почему именно этот цвет нужен был для парусов.
Задание: подчеркните синонимы к слову «красный». Слайд 5.
 Роясь в лёгком сопротивлении шёлка, он различал цвета: красный, бледный розовый и розовый тёмный; густые закипи вишнёвых, оранжевых и мрачно-рыжих тонов; здесь были оттенки всех сил и значений, различные в своём мнимом родстве, подобно словам «очаровательно» - «прекрасно»- «великолепно» - «совершенно»; в складках таились намёки, недоступные языку зрения, но истинно алый цвет долго не представлялся глазам нашего капитана… Наконец, один цвет привлёк обезоруженное внимание нашего покупателя… Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя. Полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. В нём не было смешанных оттенков огня, лепестков мрака, игры фиолетовых или лиловых намёков; не было также ни синевы, ни тени, ничего, что вызывает сомнение. Он рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения.
Учитель: Грей отвергает смешанные оттенки огня, лепестков мрака, игру фиолетовых или лиловых намёков, синеву и тень – всё, что «вызывает сомнение». Он ищет и находит именно алый цвет – чистый, полный благородного веселья и царственности, гордый, рдеющий, как улыбка. «прелестью духовного отражения» Можно сказать, что в приведённом отрывке раскрывается «символика цвета» в её словесном выражении. (А.И. Горшков. Русская словесность. стр. 46)
Оценим:

7. Индивидуальное задание: Сообщение ученика: Слайд 6.
 « Слово о русском художнике В.Д. Поленове и его картине «Золотая осень»
Русский художник В.Д. Поленов любил изображать на своих картинах осень и т.д.
Оценим:

8. Музыкальная пауза Слайд 7.
 (Встаём в хоровод, улыбаемся друг другу. Движемся в такт музыки.)
После музыкальной паузы
Учитель: Как художник берёт не просто семь цветов радуги, но и бесчисленные их оттенки, как музыкант пользуется не только основными звуками гаммы, но и их переливами, полутонами, так и писатель «играет» на оттенках и нюансах синонимов. Причём синонимические богатства русского языка не облегчают, а усложняют в этом случае писательский труд, потому что, чем больше близких по значению слов, тем труднее в каждом конкретном случае выбрать то единственное, самое точное, которое в контексте будет наилучшим.

9. Работа с текстом (на парте у каждого ученика)
-Выделите слова, которые помогают И.А.Бунину передать цвет и его
оттенки.
Солнце нынче опускалось в слепящее золото. Океан всё штилел. Всюду вокруг нас, по матово-стальным медленно перекатывающимся волнам, тоже текло, переливалось, блистало золото. Мы поднялись с верхней палубы ещё выше, на мостик. Океан за это мгновение стал уже весь млечно-стальной с голубым налётом, и по этой безграничной млечности пошли от заката (ставшего менее слепящим, оранжево-золотым) оранжевые глянцы, меж тем как небо на горизонте стало гелиотроповым, а вдоль бортов медленно изгибалась, как лилово-синие удавы, мёртвая волна
 Мы поспешили на самую высшую точку, на капитанскую рубку: солнце уже успело скрыться, восточное небо стало фиолетовым, а западное позеленело и пошло по зелёному огненно-оранжевыми полосами, над нами же, в бездонной глубине, ткани облаков, легчайшие, как дамасский газ, окрасились в нежно-малиновый цвет.
 А через мгновение всё изменилось: восточный небосклон стал сине-лиловым, море под ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на небосклоне закатном. Когда же, с быстро набегающим вечером, превратилось в фиолетовое и западное море, эти полосы раскалились, как тёмно-рдяное железо в горне.

-Вы видите, что насыщение текста цветовыми синонимами помогает передать и наглядно представить изменчивую картину заката солнца на море. В этом отрывке очень много слов. Особенно прилагательных, которые и позволяют языковыми средствами нарисовать живую природу, окружающий и восхищающий человека мир.
-Какое же прилагательное «зелёный» или «лиловый» имел ввиду автор? Постарайтесь определить, а для этого нужно ещё раз прочитать текст, пристально вглядываясь в каждое прилагательное.
- Прочитаем продолжение…
Возвращаясь с кормы к обеду, ахнул: луна – зелёная! Посмотрел из столовой в окно, выходящее на бак: да, зелёная! Нежно-зелёная на гелиотроповом небе, среди пепельных облаков, над зелёным блеском океана! («Воды многие»)
- И.А. Бунин Стремился запечатлеть реалию или ситуацию в её переменном состоянии в восприятии конкретного лица?

10. Словарная работа: Слайд 8.
Гелиотроповый
Гелиотроп:

  • Растение с лиловыми душистыми цветками.
  •  Тёмно-зелёный минерал с ярко-красными крапинками

11.Работа с текстом (на парте у каждого ученика) ( Работа в группах )
 
Задание: Выразительное чтение по ролям

Учитель: определите стиль речи. Почему писатель использует разные синонимы? (Текст у каждого ученика на парте)
Особой экспрессивностью отличаются стилистические синонимы: рот – уста (устар.), лицо – рожа (прост.), актер – лицедей (устар.), жилище – жилье (разг.) и т.д.

В романе Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» читаем:
«– Умерла Клавдия Ивановна, – сообщил заказчик.
– Ну, царство небесное, – согласился Безенчук. – Преставилась, значит, старушка... Старушки, они всегда преставляются... Или Богу душу отдают – это смотря какая старушка. Ваша, например, маленькая и в теле – значит, преставилась. А, например, которая покрупнее да похудее – та, считается, Богу душу отдает...
– То есть как это считается? У кого это считается?
– У нас и считается. У мастеров. Вот вы, например, мужчина видный, возвышенного роста, хотя и худой. Вы, считается, ежели, не дай Бог, помрете, что в ящик сыграли. А который человек торговый, бывшей купеческой гильдии, тот, значит, приказал долго жить. А если кто чином поменьше, дворник, например, или кто из крестьян, про того говорят: перекинулся или ноги протянул. Но самые могучие когда помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то считается, что дуба дают. Так про них и говорят: «А наш-то, слышал, дуба дал».

Потрясенный этой странной классификацией человеческих смертей, Ипполит Матвеевич спросил: – Ну а когда ты помрешь, как про тебя мастера скажут? – Я – человек маленький. Скажут: «гигнулся Безенчук». А больше ничего не скажут» (И.Ильф, Е.Петров. Двенадцать стульев. М.: Художественная литература, 1975. С. 18).

Учитель: По точному определению П.О.Афанасьева: «синонимы служат для уточнения слов в речи, для раскрытия содержания речи с какой-либо иной, новой стороны, наконец, - для перенесения речи из одного стилистического строя в другой.
Оценим работу
12. Подведение итогов:
 Творческая работа. (К данному виду работы готовились дома)
(иллюстрация к картине В.Д. Поленова была распечатана)
 –Используя синонимы к слову «синий», напишите миниатюру: Бесконечные синие дали …
Синонимы к слову синий и его оттенки: лазурный, бирюзовый, лазоревый, васильковый, ультрамариновый, индиговый, небесно-синий, иззелена-синий, радужносиний и т.д.

«На своей картине В.Д.Поленов изобразил бесконечные синие дали. Лазоревые облака плывут вдаль. Васильковые тучки отражаются в иззелена- синих водах реки. Ультрамарином сверкают на солнце пушистые нежные хлопья.» (Байгужинов Мейрам, ученик 9 класса).

  • -проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее;
  • -максимум участия школьников в оценке своей работы.

13. Рефлексия:
1. С помощью синонимов постарайтесь передать ваше настроение.
2. Оставило ли занятие след в вашей душе?
Напутствие: Слайд 9.
- Слово – одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными.

(Если будет время, можно закончить занятие такими словами: - Закончить наш урок я хочу одной притчей:
Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и сказал:
- Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь», но радости в моей жизни нет.
 Мудрец положил перед юношей ложку, кружку, свечу и попросил:
- Назови, что ты выбираешь из них.
 Ложку, ответил юноша.
- Произнеси это пять раз
-Я выбираю ложку,- послушно повторил юноша пять раз
- Вот видишь, - сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз, она не станет твоей. Надо…
Что же надо? ( Надо протянуть руку и взять ложку.)
Напутствие: вот и вам сегодня надо «взять» полученные знания и применить их на практике. Совершить действие. Слово – одежда ваших мыслей. Пусть же ваши слова будут всегда красивыми и ясными, а мысли – добрыми и разумными. Презентация  

Список использованной литературы
1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996.
2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. – 2-е издание, исправленное и дополненное. –М., 1998.
3. Журналы «Русская словесность» 2007г., № 6, 7.
4. Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка: Учебное пособие для студентов пед. Университетов по спец№2101 «Русский язык и литература». М., 1998.
5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: "Высшая школа", 1974.
6. СИНОНИМЫ И ИХ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ//Издательский дом «Первое сентября». https://rus.1sept.ru/2001/20/5_7.htm

Ссылки на графические объекты
Слайд 1
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0c/Rosa_Ave_Maria_1.jpg/300px- - роза.
Слайд5 http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/b/ba/1961_alye_parusa.jpg - постер фильма «Алые паруса».
Слайд 6 http://www.centre.smr.ru/images/pics/pic0240/pic0240_200.jpg - картина В. Д. Поленова «Золотая осень».
http://vasily-polenov.ru/imgs/main-foto.jpg - В. Д. Поленов.
Слайд 7 http://content.foto.mail.ru/mail/sllon7/5743/i-5749.jpg -  закат.
Слайд 9 http://s17.rimg.info/bb793e09ad902ea2b2eb8d2fb33c3bb4.gif - смайлик.
Фон презентации http://officeimages.microsoft.com/i/1049/TR/30005/30005980.gif