Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по системе Занкова

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели урока:

1. Обогатить словарный запас детей.

2. Показать смысловые нюансы некоторых близких по значению слов.

3. Развивать читательское воображение с опорой на текст.

Оборудование:

  • учебник для 2 класса, I часть. Авт: Свиридова В.Ю., Чуракова Н.А. Литературное чтение.
  • карточка “Ф Н Т З А А И Я”
  • карточки со словами:

“ФАНТАЗИЯ”, “ВЫДУМКА”, “СОЧИНЕНИЕ”, “ЗАТЕЯ”, “ВООБРАЖЕНИЕ”, “МЕЧТА”;

“ФАНТАЗИРОВАТЬ”, “ВЫДУМЫВАТЬ”, “СОЧИНЯТЬ”, “ЗАТЕВАТЬ”, “ВООБРАЖАТЬ”, “МЕЧТАТЬ”;

“ФАНТАЗЁР”, “ВЫДУМЩИК”, “СОЧИНИТЕЛЬ”, “ЗАТЕЙНИК”, “МЕЧТАТЕЛЬ”, “ВООБРАЖАЛА”;

  • выставка рисунков детей по теме “ Моя Вообразилия”
  • магнитная доска с закрывающимися створками
  • магниты
  • портрет К.Д.Бальмонта
  • на доске – тема урока “ К. Бальмонт “У чудищ”
  • бусы

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы урока.

- Начинаем урок литературного чтения.

- Если вы из букв составите слово, то узнаете, чему будет посвящен урок.

Ф Н Т З А А И Я (ФАНТАЗИЯ)

III. Словарная работа.

- Подберите синонимы к слову “ФАНТАЗИЯ”. (ВЫДУМКА, ЗАТЕЯ, МЕЧТА, СОЧИНЕНИЕ, ВООБРАЖЕНИЕ)

- Образуйте от слова ФАНТАЗИЯ однокоренной глагол. (ФАНТАЗИРОВАТЬ)

- Подберите синонимы. (ВЫДУМЫВАТЬ, ЗАТЕВАТЬ, МЕЧТАТЬ, СОЧИНЯТЬ, ВООБРАЖАТЬ)

- Как называют человека, который любит фантазировать? (ФАНТАЗЁР, ВЫДУМЩИК, ЗАТЕЙНИК, МЕЧТАТЕЛЬ, СОЧИНИТЕЛЬ)

- Прочитайте слова и найдите лишнее слово (на обратной стороне доски):

МЕЧТАТЕЛЬ, ВЫДУМЩИК, ФАНТАЗЁР, ВООБРАЖАЛА, СОЧИНИТЕЛЬ, ЗАТЕЙНИК

- Объясните свой выбор.

(Воображала – человек, который много воображает о себе, гордец (гордячка))

IV. Знакомство с автором.

- Сочинителем, мечтателем, выдумщиком, фантазёром можно назвать Константина Дмитриевича

Бальмонта (на доске портрет).

Константин Дмитриевич Бальмонт – русский писатель. Он много ездил по родной стране с концертами и выступлениями о поэзии, но однажды ему навсегда пришлось покинуть Россию. Живя во Франции, он продолжал сочинять. Наибольшую популярность среди юных читателей имеет сборник поэта “Фейные сказки”, посвященный дочери Нинике.

V. Знакомство с произведением К. Бальмонта “У чудищ” .

- Сейчас мы познакомимся со стихотворением К. Бальмонта “У чудищ”, которое вошло в этот сборник.

Попробуйте предположить, о чём это стихотворение.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение и определите, совпали ли наши предположения.

К. Бальмонт

У чудищ

Я был в избушке на курьих ножках.
Там всё как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке.
Стянул у Старой две нитки бус.
Разгневал Ведьму, и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кащею.
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.

- Кто желает прочитать вслух?

- Какие чудища встретились при чтении произведения? (Баба-Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч)

- Подберите из стихотворения синонимы к слову “Баба-Яга”:

Яга

Старуха

Старая

Ведьма

- Почему рядом с Бабой-Ягой оказались мыши? (Они представители другого мира)

- А кто главный герой данного произведения? (Автор)

- Прочитайте первые две строфы, дайте характеристику главному герою.

хитрец (надел шапку-невидимку, перехитрил “строгую” Ягу)

хулиган (украл бусы)

насмешник (рылись в крошках, скрылся в дымке, посмеивается в ус)

- Прочитайте третью строфу, дополните характеристику главного героя.

смелый (рискует, когда приближается к Змею и к Кащею)

- Для чего герои сказок обычно отправляются в лес? (Спасают друзей...)

- А с какой целью исследует сказочные дебри автор?

поэт, фантазёр (смелый поэт) (собирает жемчуга для песен, замыслы, идеи, выведывает тайны)

- Как вы думаете, автор раньше встречался уже с этими чудищами? (У Бабы-Яги уже бывал. – “Там всё как прежде”)

- Как автор попал в сказку? (Сила воображения, избушка на курьих ножках – граница между нашим миром и волшебным)

VI. Итог.

- А мы можем попасть в сказку? (Человек, обладающий фантазией, может создавать самые немыслимые образы)

VII. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение по сказочным мотивам “В гостях у…” (героев выбираем по желанию)

Приложение 1