Урок изобразительного искусства в 6-м классе "Афиша цирка" (программа В.С. Кузина)

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

дидактические:

1) расширить понятие об основных видах графики;

2) познакомить с работой художника-графика в области плаката;

3) учить понимать назначение и художественный язык плаката;

4) учить использовать художественные средства выразительности: ограниченное количество локальных цветов, свойства контрастности, уравновешивание цвета, изображения и шрифта;

5) развивать технику работы масляной пастелью.

развивающие:

1) развивать чувство цветовой гармонии;

2) развивать творческое воображение.

воспитательные:

1) воспитывать бережное отношение к культурно-историческому наследию;

2) создавать условия эстетического развития учащихся.

Оборудование:

Для учителя:

1) плакаты-репродукции;

2) изображения цирковых артистов;

3) динамические пособия;

4) презентация (Приложение 1).

Для учащихся:

1) бумага;

2) графические материалы;

3) раздаточный материал: силуэты цирковых артистов, шрифт.

Видеоряд:

Фрагмент мультфильма “Ну-погоди!”

Музыкальный ряд:

Записи торжественных бравурных маршей.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя, рассказ о плакате.

Плакат – (от фр. “placard” – объявление, афиша). Вид графики, лаконичное, броское изображение с кратким пояснительным текстом. выполняется в агитационных, информационных, политических, рекламных, или учебных целях. Содержание плаката должно пониматься однозначно. Плакат рассчитан на то, чтобы вызывать у всех одинаковую у всех реакцию. С плакатом мы встречаемся очень часто, ведь как раз его специфика и заключается в том, что он отражает текущие события. И хотя плакат – вид графики, функции его сходны с функциями монументального искусства. Он, как и другие виды монументального искусства, обращён одновременно ко многим людям. Вступая в общение со зрителем, плакат напоминает о каких-то важных событиях для общества, страны, призывает людей откликнуться на идеи, провозглашаемые художником.

У плаката, как у хорошего оратора, “речь” должна быть яркой, предельно выразительной, краткой. Плакат должен приковывать взгляды, порой даже в экстремальных условиях нашей стремительной жизни.

В потоке информации, среди бесчисленных надписей, вывесок, опознавательных знаков рекламных щитов, светящихся витрин – плакат должен найти путь к уму и сердцу зрителя.

Часто одного беглого взгляда, иногда даже из окна движущегося транспорта, достаточно, чтобы смысл, содержание плаката сразу раскрылись. Плакат только тогда выполнит свою функцию, когда его зримый образ соответствует заложенным идеям, глубоко отражает их смысл. Язык плаката предельно лаконичен и скуп. Изображение составляет с текстом единое целое.

Давайте рассмотрим лучшее произведения плакатного искусства, чтобы полнее понять его специфику. Посмотрите на плакат Д. Моора “Помоги!”. (Рисунок 1)

Это было давно. В двадцатых годах прошлого века голодало Поволжье. И страна помогала. Помогал и плакат. Он шел по стенам, по заборам не одним листом, Он кричал “Помоги!” во много голосов, ступал белыми рядами из черноты прямо к нам за помощью.

И тревожит глаз черно-белое полотно, и сжимает сердце под напором горя, и задумывается разум, что делать, чтобы помочь в ответ на призыв плаката.

Как видите, сначала плакат захватывает зрительное внимание, а через него обращается к уму и сердцу. Здесь изображение спаяно воедино с текстом, в данном случае с одним словом. Белая тень Человека-Голода восклицает всем своим бесплотным высохшим существом, начиная от вскинутых рук – костей, через “восклицательный знак” тела вплоть до огромных ног, бредущих в черном бесплодном пространстве не родившей Земли: “Помоги!”.

Очень эмоциональны и запоминаемы известные вам плакаты “Ты записался добровольцем?” (Рисунок 2) и “Родина-Мать зовёт!” (Рисунок 3).

В последнее время широкое распространение получили экологические, кинорекламные, театральные, спортивные плакаты

(Показ слайдов)

II. Объявление темы урока

1) Сегодня на уроке мы окунёмся в очень интересный и любимый вами мир циркового искусства.

(Звучат позывные “Цирк, цирк, цирк!)

(Демонстрируется фрагмент мультфильма “Ну, погоди!” 11 выпуск)

Урок называется “Афиша цирка”

(Название вывешивается на доску)

Давайте обратимся к истории и посмотрим, какие же афиши интриговали зрителя и приглашали на представления.

(Показ примеров цирковых афиш) (Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6)

Во время демонстрации слайдов обратить внимание на ограниченное количество локальных цветов, силуэтные изображения, контраст, небольшое количество текста, т.е. все те признаки, присущие плакату и акцентировать внимание на композиции.

2) Рассказ о композиции.

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции – создание художественного образа.

Композиция – (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции.

Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывая корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.

Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник, и т.д.).

(Демонстрация композиционных схем)

1. (Рисунок 7)

2. (Рисунок 8)

3. (Рисунок 9)

4. (Рисунок 10)

5. (Рисунок 11)

Конечно, не стоит преувеличивать значение композиционных схем. Художник, воплощая замысел, опирается прежде всего на своё образно-зрительное представление о будущей картине.

С чего же начинается работа над композицией? Даже если попробовать разместить на листе всего одну точку, то уже встаёт проблема, как её расположить наилучшим образом. Впечатление меняется в зависимости от перемещения точки на плоскости.

Упражнение

Разместить фигуры цирковых артистов на листе, отталкиваясь от общепринятых схем. (Рисунок 12)

Упражнение выполняется на доске и индивидуально каждым учащимся на рабочем месте, используя раздаточный материал.

Поиск оригинального композиционного решения, использование средств художественной выразительности, наиболее подходящих для воплощения замысла художника, составляют основы выразительности композиции. Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, весёлого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного.

Контраст – как универсальное средство помогает создать яркое и выразительное произведение. Леонардо да Винчи в “трактате о живописи” говорил о необходимости использовать контрасты величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с тонким), фактур, материалов, объёма, плоскости, и др.

Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на тёмном фоне и, наоборот, тёмный – на светлом.

Этот приём мы и будем использовать в нашей работе на уроке.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей. Важная роль в композиции отводится фону или среде, в которой происходит действие. Окружение героев имеет огромное значение для раскрытия содержания картины. Единства впечатления, цельности композиции можно достигнуть, если найти необходимые средства для воплощения замысла, в том числе и наиболее типичный интерьер.

Наш плакат цирковой, а цирк – это праздник, свет, шум, аплодисменты, радость, веселье и смех. Поэтому техника масляной пастели как нельзя лучше подходит к нашей работе. Материал очень фактурный, мягкий, яркий, сочный и выразительный. Масляной пастелью можно создать ощущение льющегося света, игры теней, переходов от светлого к тёмному.

(Показ фонов для афиш в технике масляной пастели)

(Рисунок 13)

(Рисунок 14)

3) Шрифт.

Для того, чтобы плакат донёс до зрителя информацию нужен краткий лаконичный текст. Текст может быть выполнен различным шрифтом.

(Показ видов букв “весёлая каллиграфия”)

(Рисунок 15)

(Рисунок 16)

Упражнение

На имеющихся фоновых заставках прикрепить надпись “Цирк” в различном расположении (сверху, снизу, по диагонали, по дуге, и т.д.).

(Рисунок 17)

(Рисунок 18)

III. Специфические средства плаката

  • Ограниченное количество локальных цветов
  • Уравновешивание цвета изображения и шрифта
  • Плоскостное изображение
  • Общепонятные символы
  • Силуэты, контуры
  • Эффектные сопоставления образов
  • Сатирические образы

IV. Порядок работы на уроке

  1. Составить композицию (простой карандаш)
  2. Выполнить фон (масляная пастель)
  3. Обвести силуэты цирковых артистов и затонировать (масляная пастель)
  4. Обвести шрифт, затонировать (масляная пастель)
  5. Выполнить рамку.

V. Целевые обходы учителя

  1. Контроль за организацией рабочего места
  2. Контроль за правильностью выполнения приёмов работы
  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
  4. Контроль за объёмом и качеством выполненной работы.

VI. Итог урока

  1. Выставка работ учащихся
  2. Беседа с учащимися по вопросам:
    • Какие краски вы использовали для передачи атмосферы цирка?
    • Использовали ли вы в своей работе эффект контрастов?
    • Какой плакат наиболее выразителен?
    • В каком плакате текст связан воедино с изображением?
    • Выполняют ли ваши плакаты функцию, которая на них возложена? Захотите ли вы посмотреть цирковое представление

    VII. Заключительное слово учителя

Плакатное искусство только с первого взгляда кажется простым, доступным каждому. Наверное, поэтому мы не запоминаем современных плакатов, хотя встречаемся с ними почти каждый день. Только эмоциональное, осмысленное художественное произведение этого жанра воздействует на людей, призывает их к действию, понятно многим людям. Ваши лучшие работы показывают, что вы любите цирк и эти эмоции помогли вам создать выразительные произведения.