Урок "Деепричастие как часть речи"

Разделы: Русский язык


Цель: формирование лингвистической грамотности как качества цельной личности.

Учебно-воспитательные задачи:

  • дать учащимся представление о деепричастии как части речи; формировать умение находить слова данной части речи в тексте; расширить речевую компетентность учеников;
  • развитие речевых навыков, навыков правильного употребления деепричастий; развитие внимания, логического мышления;
  • формирование у школьников представлений о нравственных, эстетических ценностях на основе комплексного анализа текста; воспитание чуткого отношения к окружающим.

I. Организационный момент.

II. Ход урока.

1. Пятиминутка

Доброта – единственное одеяние, которое никогда не ветшает.

  1. Как вы понимаете эти слова?
  2. Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.
  3. Замените выражение “одеяние, которое никогда не ветшает” словосочетанием, соответствующим модели (прич. + сущ.).
  4. Выполните разбор данного словосочетания.

2. Вспомним изученное по теме “Причастие как часть речи”

  1. Какая часть речи называется причастием?
  2. Назовите морфологические и синтаксические признаки причастия.
  3. Что называется причастным оборотом?

III. Объяснение нового материала.

1. Сравните два предложения:

Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернулся в узел и стал глядеть в море.

Уж вполз высоко в горы, там лёг в сыром ущелье, свернувшись в узел и глядя в море. М. Горький

  • Назовите глаголы, встречающиеся в первом предложении. (Вполз, лёг, свернулся, стал глядеть)
  • Что обозначают эти слова? (Действия, признаки, одинаковые по важности)
  • Назовём глаголы второго предложения. (Вполз, лёг)
  • Можно ли отнести к глаголам слова свернувшись и глядя? Почему?
  • На какие вопросы отвечают эти слова?
  • От слов какой части речи они образованы?
  • Что они обозначают?
  • Как изменяются глаголы?
  • Попробуйте изменить слова свернувшись и глядя. (Они не изменяются)
  • Какая часть речи не изменяется? (Наречие)
  • Какой вывод следует сделать?

Перед нами слова, которые совмещают в себе признаки двух частей речи – глагола и наречия. Такие слова называются деепричастиями.

Тема сегодняшнего урока Деепричастие как часть речи (записывается тема урока).

Сегодня мы познакомимся с деепричастием как частью речи, научимся видеть различия между деепричастиями и глаголами, находить деепричастия в тексте.

3. Работа с термином

- Деепричастие. Из каких двух частей состоит данное слово?

- Обратимся к этимологическому словарю.

Деепричастие произошло от двух слов дее (от деяти в значении делать) + причастие (причастность). Термин был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века.

- Работа с опорной таблицей. Cхема

4. Подведём итог

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав? как? каким образом?

Морфологические признаки – объединение в одном слове свойств глагола и наречия.

Синтаксическая роль – в предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

От глаголов уважать, расположиться, сыграть, стучать образовать деепричастия, выделить суффиксы.

5. Работа с текстом

Старый повар

Почти двести лет назад на окраине Вены в маленьком доме умирал слепой старик – бывший повар графини Тун. Он ослеп от жара печей. Всё убранство комнаты составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, посуда, покрытая трещинами и клавесин – единственное богатство его дочери Марии.

Когда Мария, умыв умирающего, надела на него чистую рубаху, он сказал: “Я никогда не любил священников, но мне нужно перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедовать умирающего. Тебе никто не откажет”.

Мария, накинув платок, побежала через сад и остановилась на улице. Долго она ждала прохожего. Наконец, она вернулась. Вместе с ней в комнату вошёл очень молодой, маленький, худой человек. Он сел, подвинув к кровати табурет, и сказал: “Говорите! Может, властью, данной мне от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души”.

И старик рассказал о том, как когда-то, когда его жена Марта тяжело заболела, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами, поить горячим красным вином, он украл из сервиза графини золотое блюдо и, разбив его, продал. “Мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я научил её не трогать ни пылинки с чужого стола. Если бы я знал, что золото не поможет Марте, разве я мог украсть!” “То, что вы совершили, не грех и не является кражей, - сказал незнакомец, - а наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю”.

Тогда старик, неожиданно улыбнувшись, сказал: “Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот сад весной. Но я понимаю, что это невозможно…”

Подойдя к клавесину, незнакомец сел на табурет. “Слушайте и смотрите, - сказал он”.

Звучит музыка (Моцарт “Фантазия”), на экране появляется визуальный ряд.

Незнакомец перестал играть, как будто заколдованный собственной музыкой.

Старик, сильно задыхаясь, сказал: “Я видел всё так ясно, как много лет назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!”

Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт.

По К. Г. Паустовскому

Клавесин * - старинный струнный щипковый клавишный музыкальный инструмент.

Поразмышляем над прочитанным

  1. Почему старику важно исповедоваться первому встречному?
  2. Имеет ли место в данном случае разговор о милосердии? Кто проявляет милосердие по отношению к ближнему?
  3. Донн Джон сказал: “Быть милосердным значит делать всё, что в наших силах”. Как связаны эти слова с рассказом Паустовского?

Словарная работа

Учащиеся записывают слова милосердие, человеколюбие, благородство, знакомятся с их лексическим значением, составляют словосочетание, соответствующее модели (дееприч. + сущ.).

Работа с текстом

  1. Докажите, что перед нами текст.
  2. Какого он стиля?
  3. К какому типу речи относится данный текст? Аргументируйте свой ответ.
  4. Какова основная мысль?
  5. Выпишите из текста деепричастия, выделите суффиксы.
  6. Учащимся предлагается записать следующее предложение: Подойдя к клавесину, незнакомец сел на табурет.
  7. Как вы думаете, как называется конструкция (подойдя к клавесину)? Аргументируйте свой ответ.
  8. Выпишите из текста другие предложения с деепричастными оборотами.

Рефлексия

Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне особенно понравилось…
Я могу похвалить себя за …

Домашнее задание: § 141 (теория), записать 7 пословиц, в которых используются деепричастия.

Приложение 1

Приложение 2