Урок литературного чтения в 3-м классе "Русская народная сказка «Никита Кожемяка»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

образовательные

а) на уровне знаний: актуализировать знания детей о сказке, как о жанре устного народного творчества, пополнять словарный запас детей;

б) на уровне умений и навыков: отрабатывать умение правильного чтения.

развивающие:

умение мыслить, делать умозаключения;

воспитательные:

через художественную привлекательность формировать стремление быть сильным, мужественным, добрым, как русские богатыри.

Оборудование: учебники, картина “ Богатыри”, книги о богатырях, костюм детский новогодний.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Актуализация знаний.

- Назовите какой жанр устного народного творчества мы сейчас изучаем в разделе “ И кот учёный свои мне сказки говорил”.

- Назовите отличительные черты сказок от других литературных произведений.

  • В сказках есть зачин
  • Встречаются устаревшие слова
  • Устойчивые выражения
  • Волшебные цифры
  • Волшебство
  • Животные разговаривают

- По какому признаку можно все сказки разделить на две группы?

- Почему и для чего создавались сказки? (Воплощение мечты, ожидание чуда, справедливости, счастья)

Сказка-произведение о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

С давних времен на Руси любили в долгие зимние вечера или непогоду собираться вместе. Плели корзины, сети, мастерили разные вещи – посуду, верёвки или вязали и слушали сказителя-рассказчика сказок про богатырей, защищавших Русь от врагов, которых было немало.

Богатырь – объяснение значения слова по толковому словарю.

Во 2-м классе мы читали про одного известного богатыря. Вспомните как звали богатыря, который сражался под городом Черниговым с басурманскими врагами. (Илья Муромец)

С давних времён народ бережно относится и использует свои материалы, чтобы показать мощь, красоту и стать: скульпторы – камень, художники – краски.

Какой художник прославляет богатырей земли русской, могучих защитников?

Обращение к картине “Богатыри”.

Хочу напомнить из каких древне- русских городов эти молодцы: Добрыня - из Рязани, Илья – из Мурома, Алёша – из Ростова. (На карте отметить эти города)

Как вы понимаете, что разговор ведётся о богатырях неспроста.

Ваши предположения.

3. Новый материал.

Тема урока “Русская народная сказка “Никита – Кожемяка”.

Что бы вы хотели сегодня узнать ещё о богатырях?

а) Работа с учебником по иллюстрации.

Стр.199. Обратите внимание, как иллюстрировал эту сказку художник.

Кто в центре?

Как удалось художнику показать, что это богатырь?

Обратите внимание на солнце и облака.

Почему перед нами настоящий богатырь?

б) Чтение 1 абзаца учителем.

Словарная работа: поборы, “по красной девке”.

Почему никто не сражался со змеем, а все отдавали ему девушек?

Как царевна стала его женой?

Как об этом узнали родители?

Что мы узнали о Никите?

в) Чтение 2 абзаца.

Найдите ответ почему Никиту звали Кожемякой?

Для чего мнут кожи?

Ваши предположения - почему у Никиты затряслись руки?

Почему дрогнуло его сердце и он прослезился?

Понятно ли, почему он обмотался пенькой? (Показать пеньку)

г) Чтение 3абзаца.

Почему змей запёрся сначала?

Где проходила битва?

Чем закончилась битва со змеем?

Расскажите, как изменилось поведение змея?

Какую иллюстрацию можно нарисовать?

д) Чтение 4 абзаца.

“соха” плуг, деревянное приспособление для обработки земли.

Как Никита и змей делили землю?

Как называется теперь эта борозда?

Какой Никита?

Почему дело его святое?

Можно ли назвать его богатырём?

Почему?

По каким признакам эта сказка богатырская?

Обратите внимание снова на иллюстрацию.

Найдите слова к этому моменту.

4. Прочитаем сказку ещё раз. Обратите внимание на старинную лексику.

Сказка эта народная, претерпела многие изменения, но понятен ли вам замысел того автора? Какая главная мысль?

Главная мысль: русский народ непобедим, потому что есть богатыри на земле русской. Не дадут в обиду слабых, защитят жён, детей.

Можно ли в наше время быть богатырями?

Героика тех времён привлекательна. Можно почитать книги (выставка книг), послушать музыку.

Можно почувствовать себя богатырём имея качества человеческие и костюм соответствующий. (Предложить примерить детский новогодний костюм богатыря)

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание.

7. Итог урока, отметки за урок.