Урок русского языка в 3-м классе "Имя существительное как часть речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Распознавать слова, которые относятся к имени существительному, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы, собственные и нарицательные.

2. Расширять словарный запас, работать над развитием речи.

3. Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
4. Формировать навыки грамотного и каллиграфического письма.

5. Воспитывать внимательность, наблюдательность

6. Воспитывать любовь к Родине, чувства патриотизма.

Оборудование: домики из белого картона, березка, диск с песней “с чего начинается Родина”, плакат в виде контура РФ и надписью Россия, березовые листочки из бумаги с надписями (подышим, отведаем, полакомимся).

ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

Назовите страну, где мы живем.

Чем является для нас Россия?

Вспомните из уроков истории, как раньше называлась наша страна?

2. Минутка чистописания:

ор рл ре рос Рр Р___ия Род _на Рус_

(Вставить нужные буквы)

Проверим. Сколько букв и сколько звуков в слове Русь?

Задайте вопросы к этим словам. Какие это части речи?

Что обозначает Имя существительное?

Почему написали с большой буквы?

Вывод: (дети делают самостоятельно).

Работа по теме урока

1. Послушайте стихотворение. Выпишите имена существительные:

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем!
И березки у дороги,
По которой мы идем.

Какие выписали имена существительные?

Поставьте существительные в начальную форму.

Назовите имена собственные, имена нарицательные.

Какие существительные относятся к именам собственным?

Какие существительные относятся к именам нарицательным?

Какие еще признаки имен существительных вы знаете?

Какие существительные относятся к одушевленным?

Какие существительные относятся к неодушевленным?

ВЫВОД: (дети делают самостоятельно).

2. Прочитайте предложение: Росла на поляне русская береза.

Какое оно по цели высказывания? Какие еще вы знаете предложения по цели высказывания?

Вывод:

По цели всегда различай предложения:
В повествовательном – сообщение,
Вопрос в вопросительном – дашь ответ?
А в побудительном – просьба, совет.

А по интонации, какие бывают предложения? Приведите примеры.

3. Какое дерево является символом нашей Родины? (Русская березка)

Какие стихи знаете о березе? Кто автор?

А сейчас мы сделаем синтаксический разбор написанного предложения. (Один учащийся у доски)

Найдите имена существительные. Задайте вопросы. Поставьте в начальную форму. Что обозначают имена существительные?

Физминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В стороны руки, ими помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – это они сидят.

4. О русской березке много сложено песен и стихов.

Автор учебника предлагает нам поработать над словом береза.

(Разобрать по составу). (С.38, упр. 17)

Какое внесли значение суффиксы к и оньк?

Назовите березу ласково.

Составьте словосочетания, используя слова:

Береза русский

Березка белый

Березонька кудрявый

5. Работа над пополнением словарного запаса.

Россия… как из песни слово.
Березок юная листва.
Кругом поля, леса и реки,
Раздолье. Русская душа!

Найдите словосочетание со словом листва.

Что такое листва? Почему юная?

Назовите синонимы (молодая, нежная).

Найдите словосочетание со словом душа.

Что такое душа? (Состояние внутреннего мира человека)

Как понимаете - русская душа? (Добрая, открытая, гостеприимная)

Задайте вопрос к слову листва, душа. Какие это части речи?

6. Многозначные слова.

Я прочту стишок, а вы отгадайте о каких ключах идет речь?

Шел я с сумкой за плечом.
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну,
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду, как домой я попаду?

О каких же ключах идет речь?

Ключ – какая часть речи?

7. Работа по развитию речи.

а) Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы:

мед душистый

запах лесной

ягоды земляники

б) Проверка

в) Представьте, что мы в лесу… Составьте рассказ “В родном лесу”, используя записанные словосочетания и слова на этих березовых листочках (подышим, отведаем, полакомимся)

г) Назовите имена существительные в данных словосочетаниях.

8. Музыкальная пауза. (Звучит тихо песня)

Для нас Россия - это наш большой дом. Домом можно назвать и поселок, где мы живем. Как называется он? Как напишем? Почему? А кто знает, сколько лет нашему району? Чтобы узнать, нужно отгадать загадку:

Первая цифра - так вкусна, из двух бубликов она,

Вторая цифра – этот, ну такой хорошенький, но не значит ничегошеньки. (80 лет)

Домом можно назвать и нашу школу, и наш класс.

9. На уроке истории мы узнали о символах нашей страны.

Назовите их. (Флаг, гимн)

Флаг (гимн) – какие части речи?

Фонетический разбор слова флаг.

ИТОГ УРОКА

1. На парте у каждого лежит маленький домик.

Ребята, если вам урок понравился - нужно раскрасить домик красным цветом, если не очень или совсем не понравился – синим.

А теперь, я ваши домики наклею вот на этот плакат. (Плакат в виде контура РФ и надписью Россия)

2. Что же мы можем рассказать про имя существительное?

3.

Ну вот пришел теперь черед
Сыграть в игру “наоборот”
Скажу я слово высоко, а ты ответишь – низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь
Скажу я слово трус, ответишь ты – храбрец,
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай – конец.

Благодарю за урок!