Урок развития речи "Работаем над сочинением-рассуждением"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Познавательный аспект. Создать условия для закрепления знаний учащимся по выполнению элементов комплексного анализа текста и написанию творческой работы по предложенному тексту в связи с заданиями ЕГЭ по русскому языку части С.
  • Развивающий аспект. Способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах.
  • Воспитательный аспект. Создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив).

Тип урока: урок-практикум.

Методическое сопровождение урока: текст, схемы сочинения-рассуждения, карточки-информаторы, презентации.

Что должны знать? Основные этапы работы с текстом для создания сочинения

Что должны уметь? Выполнять различные элементы комплексного анализа, создавать отдельные композиционные части сочинения по заданному тексту.

Эпиграф

Умение видеть главное в огромной массе информации – показатель не только аналитического ума, но и мобильности в современном обществе.
А.И. Лукьянов

Ход урока

I. Организация учащихся

Учитель: Давайте поразмышляем над эпиграфом, записанным на доске. Как вы его понимаете? Как он связан с темой нашего урока? Сегодня для размышления мы возьмем тему, которая для вас, я думаю, знакома и близка.

II. Подготовка учащихся к активному усвоению знаний

Просмотр презентации “Мой Можайск” (Приложение 1)

1. Работа с текстом.

1) Летом 1593 года на пути в Москву посол германского императора Николай Варкович не был допущен сопровождавшими его русскими боярами-приставами в Можайск под тем предлогом, что для такого допуска не имелось указания Государя, да к тому же это у русских – священный город.

2) Несмотря на болезненное состояние Варковича и его желание остановиться на городском посаде, посольство немцев-католиков было размещено в загородной Ямской слободе.

3) Когда спросили одного из русских, почему Можайск считается священным, он ответил, что у них тут в крепостной церкви есть деревянный образ святителя Николая, которому делают приношения не одни жители Можайска, но и народ со всей страны ходит туда на богомолье; да и сам Великий князь каждый год жалует туда вклад Святому.

4) У кого заболит рука, нога или что-либо другое, тот человек, как бы ни жил он далеко, приходит в Можайск, прикасается к святителю Николаю и оттого выздоравливает.

5) Святой Николай стал спасителем бедствующих и погибающих.

6) “Святый Никола – помоги!” – была первая мысль и первый возглас попавшего в беду, вопль пострадавшего или даже шепот умирающего.

7) Как говорили, “Бог высоко, а Никола близко!”, может быть рядом.

8) Другой рассказал, как однажды Великий князь велел принести образ святителя Николая в город Москву, чтобы самому не ходить каждый раз далеко.

9) Вот вечером и поставили его в Москве в одной церкви, а на другой день он опять стоял на своем месте в крепостной церкви в Можайске.

10) Стефан Гейс, записавший рассказы, заметил: “Они говорили многое такого и подобного о святителе Николае, однако же, это – невозможное дело!”

11) Люди приходили-приезжали в Можайск, конечно, из разных городов: Москвы, Новгорода, Твери, Углича, Владимира, Костромы… 12)Но любой из этих городов сам красовался тогда, в 16 веке, чудесными монастырями, десятками, а то и сотнями деревянных и каменных замечательных церквей, – в общем каждый город имел святой облик. 13)Тем не менее, русский православный народ выделил названием “священный” только Можайск. 14)Перед нами, таким образом, особенный случай, уникальное для Руси историческое, культовое, градостроительное явление.

(Геннадий Мокеев)

Задание: проанализировать текст (класс делится на3 группы. Текст находится у каждой группы):

1 группа. Определить тип текста. В каких предложениях отражена основная мысль текста. Определите проблему текста. ( Ответ: тип текста – рассуждение. Основная мысль выражена в предложении №13. Основная проблема – проблема исторической памяти и веры)

2 группа. Определить стиль текста. Мотивируйте свой ответ. (Ответ: стиль – публицистический. Употребляются слова торжественной лексики, пословицы; используется обратный порядок слов, риторический вопрос, повторы слов)

2. После обсуждения ответов работаем(совместно) над графическим проектом. Даем понятие: “Графический проект текста – это отражение в схемах основных микротем текста и его основной мысли”.

Графический проект

III. Просмотр презентации “Композиция сочинения-рассуждения”

(Слайды 1–18) (Приложение 2)

Вывод:

1. При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.

2. В соответствии с заданием в экзаменационной работе целесообразно выделять несколько обязательных содержательных разделов:

– Общая характеристика темы и проблематики текста.
– Комментарий к одной из проблем.
– Характеристика позиции автора исходного текста по выбранной проблеме.
– Выражение собственной позиции, ее аргументация (2–3 аргумента).

3. Необходимо соблюдать композиционную соразмерность:

Основная часть
– Заключение (1/3 всего объема работы)
– Вступление (1/3 всего объема работы).

IV. Практическая работа

Учащиеся работают с карточками-информаторами и схемами:

1 группа. Написать начало сочинения. Определить проблему текста.
2 группа. Прокомментируйте заявленную автором проблему.
3 группа. Аргументируйте собственное мнение по проблеме.

Карточка-информатор
Начало сочинения

1. собственно определение темы текста;
2. формулировку основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор исходного текста;

1. лирическое размышление, связанное с темой текста или его проблематикой;
2. вступительная часть сочинения может быть связана также с идеей текста или основным выводом автора текста. В таком случае она приобретает вид “опрокинутого начала” (... Так завершается статья ... очерк ... рассказ).

Карточка-информатор
Комментарий проблемы

1. подумайте о том, насколько актуально то, о чем пишет автор;
2. кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
3. если это, возможно, коснитесь “истории вопроса”, т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы,
4. есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

Карточка-информатор
Как передать позицию автора?

1. Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую) ...По мнению автора,....
2. Публицист убежден в том, что...
3. Автор заставляет задуматься о...
4. Автор текста доказывает свою точку зрения...

Карточка – информатор
Аргументация собственного мнения

1. Следует четко сформулировать свое мнение по выдвинутой проблеме и обосновать его. Можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения,

2. Типы аргументов:

логические: факты, выводы науки (гипотезы, аксиомы и т.д.), статистика, законы природы или юридические, свидетельства очевидцев, данные экспериментов;
– ссылки на авторитеты: мнение известного человека, общественное мнение, правила этики;
– цитата-аргумент: литературный источник.

Карточка-информатор
Завершение сочинения

1. В этой части может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;
2. может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора;
3. может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Карточка-информатор
Заключительная часть сочинения-рассуждения:

1. концовка-вывод (сжатый в несколько строк итог всего сочинения);
2. концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения);
3. концовка-цитата (яркая цитата, содержащая в себе суть идеи сочинения).

V. Обсуждение написанных работ

VI. Рефлексия

Чему я сегодня научился на уроке? Над чем следует поработать дома?

VII. Домашнее задание

– Напишите сочинение по прочитанному тексту.

– Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента).

– Объём сочинения – не менее 150 слов.