Создание здоровьесберегающего пространства коррекционного детского дома как условие повышения эффективности воспитательного процесса

Разделы: Общепедагогические технологии


"Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей
зависит их духовная жизнь, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы".
В.А. Сухомлинский

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения. В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" сформулированы основные направления комплексной организации здоровьесберегающего процесса в образовательных учреждениях. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Здоровьесбережение стало атрибутом воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности педагогов, медицинских работников, социальных педагогов, психологов, дефектологов, педагогов дополнительного образования, нацеленной на формирование культуры здоровья воспитанников.

Анализ официальных документов, теоретических источников по исследуемой проблеме показывает, что современный подросток должен обладать знаниями о человеческом организме, быть компетентным в области сохранения своего здоровья, знать о влиянии физической культуры и здорового образа жизни на предупреждение и развитие заболеваний, владеть способами сохранения своего здоровья, осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья - то есть, обладать высоким уровнем культуры здоровья. Одним из путей достижения такого уровня является формирование здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении.

Вопросы сохранения и укрепления здоровья исследовались во все периоды становления и развития образования, здоровьесбережение являлось и является атрибутом функционирования любого образовательного учреждения. В работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Ф. Лосева и других ученых представлена основа понятия "здоровьесбережение".

Общетеоретические аспекты здоровьесбережения раскрыты в исследованиях И.И. Брехмана, Э.В. Сойко, В.А. Щеглова.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах отечественных и зарубежных ученых: Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, Д.Локка, М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского.

Валеолого-педагогические аспекты рассматриваемой проблемы нашли широкое освещение в работах И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, М.Г. Колесниковой, Н.И. Куинджи, Л.Г. Татарниковой.

Серьезное внимание проблемам сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения уделено в работах B.C. Быкова, Л.М. Куликова, С.С. Коровина, А.Я. Наина, С.Г. Серикова, П.П.

Вместе с тем следует отметить, что несмотря на повышенный интерес к исследуемой проблеме, недостаточное внимание уделяется ее педагогическим аспектам, в основном рассматриваются медико-гигиенические вопросы и имеет место однозначность подходов к здоровьесбережению.

На I Всероссийской научно-практической конференции "Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждениях Российской Федерации" (2007г.) были определены перспективные направления охраны здоровья и развития физической культуры детей. Анализ введения новшеств в систему общего образования за последние пять лет показал, что использование здоровьесберегающих технологий вышло на третье место, уступая лишь профильному обучению и ЕГЭ. А так как в компетенцию учреждения нашего типа не входит профильное обучение и ЕГЭ, тогда для нас на первый план встает создание здоровьесберегающего пространства для воспитанников и педагогов.

Стратегическим вектором развития образовательной системы по данной проблеме должен стать тезис "От здоровьесберегающего к здоровьеформирующему образованию". И педагогическая практика подтверждает, что в системе образования сформировалась определенная система здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности. Наряду с созданием безопасных условий воспитания, соблюдения требований СанПИНа, рациональной организацией воспитательного процесса и соблюдением соответствия учебной и физической нагрузки с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, необходимо целенаправленно формировать культуру здоровья посредством всех видов воспитательно-образовательной деятельности.

Для достижения таких результатов в образовательном учреждении должны быть созданы следующие условия:

Кадровые: обеспечение учреждения квалифицированными специалистами (педагогами, психологами, медиками) в области здоровьесберегательной деятельности, повышение культуры управления и стратегической ориентации у администрации на здоровьеформирующее образование и воспитание.

Организационные: создание здоровьесберегающей среды и положительного психологического климата; изменения в содержании вариативной части воспитательных индивидуально-методических тем с целью введения здоровьесберегающей направленности; расширение воспитательной здоровьеформирующей деятельности; корректировка циклограмм жизнедеятельности воспитанников; проведениерегулярных физкультурно-оздоровительных мероприятий, диспансеризации, диагностики здоровья вновь прибывших воспитанников, организации правильного рационального питания, двигательной активности, введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Учебно-методические: разработка и обеспечение образовательного учреждения программами, пособиями, дидактическими и спортивно-оздоровительными материалами.

Материально-технические: соблюдение требований СанПИНа по наличию оборудованных спортивных (тренажерных) залов и площадок, специального инвентаря и приборов для диагностики и самоконтроля состояния здоровья; специальные кабинеты и оформление образовательного учреждения с учетом требований эргономики и дизайна.

Первостепенной проблемой здоровьесбережения в образовательных учреждениях остается здоровье и самих педагогов, их социальный статус. Здоровье должно стать значимым приоритетом педагога в системе его личностных и профессиональных ценностей. Эта сложная и кропотливая работа, которая пока недостаточно разработана в российской системе образования, но ее результатом может стать профессиональное долголетие.

Важным моментом в развитии здоровьесбережения воспитанников и педагогов является контроль и оценка качества. Для этого разработаны критерии и показатели деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению всех видов здоровья.

Анализируя накопленный опыт организации реабилитационной работы с детьми-сиротами, становится очевидным, что на современном этапе развития учреждения создание здоровьесберегающей модели детского дома является одним из способов совершенствования системы комплексного сопровождению воспитанников.

Определив структуру здоровьесберегающей модели детского дома (Приложение 1), были разработаны основные блоки (программ и подпрограмм) здоровьесберегающей деятельности учреждения, определены мониторинговые процедуры проекта, выработаны управленческие механизмы реализации.

Система комплексного сопровождения способствует снижению уровня заболеваемости воспитанников и педагогов, созданию благоприятного психологического климата в коллективе, активному внедрению здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Литература.

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс контроль в школе и дома. - М., 2005. - 176 с.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школа и компьютер. - М., 2007. - 9 с.
  3. К здоровьеформирующему образованию. Д.Г. Кропотин - Ж-л "Внешкольник", 2009 №1. - 46 с.
  4. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. - М., 2002.
  5. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996. - 95 с.