Здоровый образ жизни как основа нравственного совершенствования личности. Урок-мастерская

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цель урока: Формирование гармонически развитой личности через физическую культуру

I.  Индуктор

"Упал на льду не с лошади, а с лошадью: большая разница для моего наезднического самолюбия".
Из письма А.С. Пушкина П.А. Вяземскому.

"Неудача, переносимая с мужеством", для А.С. Пушкина являла собой "великое и благородное" зрелище.

Физические испытания уравнивались с нравственными: "Любые трудности и удары судьбы должно было переносить мужественно, не падая духом, не теряя собственного достоинства. Физические упражнения не просто укрепляют здоровье, но способствуют формированию личности".

Ребятам предлагается осмыслить и сделать вывод о сути этого эпиграфа.

II. Индуктор

В процессе обсуждения показать четыре фотографии с наездниками для сравнения с выводами.

Сделать акцент на Кавалергарде Русской армии 19 века - образец физического и нравственного совершенства.

Деконструкция.

Разбить учащихся на группы с помощью текста №1, №2, №3.

По тексту карточек дать задание: "Зачем дворянину нужна была физическая сила и закалка?".

Обсуждая текст, ребята записывают ответы на карточках.

III. Афиширование.

Карточки наклеиваются на доске вокруг изображения Кавлергарда.

IV. Реконструкция.

1. Продолжить работу в группах с текстами №1, №2, №3 о девочках.

Каждая группа отвечает на вопрос: "Почему, по мнению старших, физические страдания воспитывают силу духа?"

2. После обсуждения и ответа на вопрос пяти учащимся в каждой группе предлагается выполнить по одному упражнению в течение 10 секунд, уточнив пульс до и после упражнения.

3. Затем поменять упражнение группам и предложить выполнить их с мыслью о предстоящем нравственном подвиге, о необходимости применить физическую силу для исполнения нравственного долга, о том, что храбрость и выносливость невозможны без физической силы и ловкости.

V. Афиширование.

Объявить результаты и объяснить причины значительного увеличения частоты пульса, происшедших в результате физических усилий, которые были обусловлены нравственной задачей.

VI. Разрыв.

Показать ребятам три рисунка изображающих фигуру человека.

Дать характеристику каждому и ответить на вопрос: Каков, по-вашему, человек слева, и каков справа? Почему вы так считаете?

Далее идет показ серии фотографий представителей профессий, где неукоснительно требуется хорошее здоровье, сила, выносливость, красота, мужество, сила духа.

После просмотра видеоматериала ребята отвечают на вопрос: Кто я?

VII. Домашнее задание.

  • Показать картину В.И. Сурикова "Переход Суворова через Альпы".
  • Предложить ребятам подготовить рассказ о Суворове.
  • Ответить на вопрос: Какое значение придавали наши предки занятиям физическими упражнениями? Почему?
  • Привести примеры нравственного подвига из современной жизни.

Презентация.