Литературная гостиная "Земли родной минувшая судьба"

Разделы: Литература


Литературная гостиная - одна из форм современного урока литературы, основанного на обобщении и систематизации имеющихся гуманитарных знаний, посвящённого 150-летию со дня рождения А.П. Чехова, 65-летию Великой Победы, являющегося частью организации единого культурного пространства, процесса воспитания достойного гражданина и патриота России.

Предложенная форма организации образовательного процесса не является обязательной, она представляет собой определённую направляющую в деятельности преподавателя литературы общеобразовательного учреждения: школы, гимназии, лицея; может сопровождаться компьютерной презентацией, музыкальными и поэтическими произведениями по усмотрению учителя и учеников. Свобода и творчество по-прежнему остаются главными составляющими создания современного урока гуманитарного цикла.

Цель: подготовить учащихся к восприятию единого литературного и культурно-исторического процесса на основе изучения произведений выдающихся писателей-земляков: А.П.Чехова, В.А.Закруткина, М.А.Шолохова для дальнейшего гуманитарного развития, предполагающего продвижение от умения осмысленно читать художественное произведение к умению мыслить исторически и системно.

Задачи. В процессе подготовки и реализации замысла литературной гостиной учащиеся должны научиться:

  • самостоятельно изучать литературные произведения;
  • понимать замысел автора;
  • сопоставлять произведения, написанные в разное время;
  • различать последовательность и логику движения художественных идей, их смену от одного поколения писателей к другому;
  • понимать особую роль художественных произведений в формировании русской национальной культуры.

В процессе преподавания литературы как учебного предмета и подготовки к указанному мероприятию у учащихся необходимо воспитывать:

  • чувство патриотизма, гордости за Отечество, родной край, великую национальную литературу, утверждающую нравственные идеалы человечества;
  • развивать память, логическое мышление, внимание, способствовать формированию умения грамотно составлять устное высказывание.

Стержневой методологической идеей преподавания литературы в старших классах гуманитарной гимназии полного дня № 118 "Школа мудрости" Ворошиловского района г.Ростова-на-Дону является принятая методистами России и Европы мысль о необходимости сочетания эстетического и исторического анализа явлений литературы, когда критический разбор творчества каждого выдающегося писателя сопровождается историческим обозрением литературного процесса. Особая роль отводится изучению литературы родного края.

Не следует забывать, что реализация информационной, воспитательной и мировоззренческой функций программы возможна только в системе урочного и внеурочного преподавания.

Данное мероприятие (или, как принято говорить в нашей гимназии, - мИроприятие от словосочетания приятие мира) представлено в рамках интегрированного курса регионоведения, предполагающего детальное изучение истории и географии Донского края, основания и этапов развития города Ростова-на-Дону, музыки и изобразительного искусства нашей "малой родины". В целях зрелищности, занимательности и поддержания духа соревнования литературная гостиная проводится в форме чередования ряда фрагментов интеллектуальных игр: "Умники и умницы", "Брейн - ринг", "Своя игра". Вопросы и задания разработаны учителем русского языка и литературы Борзенковой Владиславы Борисовны. Литературная гостиная адресована обучающимся 9-11 классов, может сопровождаться музыкой ростовских композиторов, демонстрацией видеоматериалов.

Музыка. Участники выходят и рассаживаются полукругом.

Звучит музыкальная заставка.

Ведущий 1:

Продолжается жизнь.
И опять
начинается день.
Продолжается жизнь.
Приближается
время дождей.
Нарастающий ветер
колышет
большие хлеба.
Это -
ваша судьба.
Это -
общая наша
судьба...

Ведущий 2: Здравствуйте.

Ведущий 1: Добрый вечер.

В ближайшее время с вами программа "Город Р.".

Сегодня в выпуске:

"Вернуть нельзя, забыть невозможно": ростовские умники и умницы о романе Виталия Закруткина "Матерь человеческая".

Ведущий 2:

"Своя игра" старшеклассников в гимназии № 118 "Школа мудрости".

"Что? Где? Когда?" - генеральная репетиция команды интеллектуального резерва.

Ведущий 1: Игры разума в репортаже наших корреспондентов о литературно-историческом брейн-ринге.

А также: "Донские рассказы", "Судьба человека" М.А.Шолохова и одно из самых загадочных произведений А.П.Чехова "Степь".

Мелодия песни "Журавли" как фон к последующим словам ведущих.

Ведущий 1:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они,
Кто старше, кто моложе,
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не хотел сберечь,
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же:

Ведущий 2:

Эти строки Александра Твардовского - о Великой Отечественной войне, о нашей памяти, нашей совести. Многое исчезает навсегда, но не бесследно. Память - преодоление времени, преодоление смерти.

Невозможно строить будущее, забыв о прошлом с его порой тяжёлыми воспоминаниями. Потому, наверное, и звучит в сердце колокол нашей совести, нашей светлой памяти.

Игра "Умники и умницы"

Вопрос для участников первой группы: Почему В. Закруткин назвал свой роман "Матерь человеческая"?

Зелёная дорожка.

1. Почему Мария решила спасти Вернера Брахта?

2. Мария сравнивает двух людей, которые когда-то, как и все мы, были детьми. Они воспитывались в разных странах, поэтому будущее их различно. Как зовут детей и в чём отличие их жизненных дорог, по мнению Марии?

Жёлтая дорожка. Сожжённый хутор. Сгоревшие дома. Сгоревшие плодовые деревья: яблони, груши, вишни, сливы. Почти все деревья сгорели. Остались только...Какие деревья остались?

Красная дорожка. В найденном письме молодого политрука Славы Мария находит строки о невозможности беречь себя во время тяжких для Родины испытаний. Слава утверждает: "Мы сражаемся за:" За что, по мнению погибшего молодого человека сражалась наша страна? За что, по нашему мнению?

Вопрос для участников второй группы: Вспомните первые строки романа:"Эту женщину я не мог, не имел права забыть". Составьте небольшое устное сочинение "Мы не имеем права забыть".

Зелёная дорожка.

1. Как Мария объясняет то, что раненый немецкий солдат называет её мамой.

2. Что произошло в конце апреля с наполовину сожжённой яблоней возле дома?

Жёлтая дорожка. Почему, оставшись в одиночестве, Мария решила работать за всех, несмотря на приближающиеся холода.

Красная дорожка. Скольких детей спасла Мария и для кого она стала матерью?

Вопрос для участников первой группы: Почему В. Закруткин назвал свой роман "Матерь человеческая"?

Зелёная дорожка.

1. Почему Мария решила спасти Вернера Брахта?

2.Мария сравнивает двух людей, которые когда-то, как и все мы, были детьми. Они воспитывались в разных странах, поэтому будущее их различно. Как зовут детей и в чём отличие их жизненных дорог, по мнению Марии?

Жёлтая дорожка. Сожжённый хутор. Сгоревшие дома. Сгоревшие плодовые деревья: яблони, груши, вишни, сливы. Почти все деревья сгорели. Остались только...Какие деревья остались?

Красная дорожка. В найденном письме молодого политрука Славы Мария находит строки о невозможности беречь себя во время тяжких для Родины испытаний. Слава утверждает: "Мы сражаемся за:" За что, по мнению погибшего молодого человека сражалась наша страна? За что, по нашему мнению?

Вопрос для участников второй группы: Вспомните первые строки романа:"Эту женщину я не мог, не имел права забыть". "Мы не имеем права забыть".

Зелёная дорожка.

1. Как Мария объясняет то, что раненый немецкий солдат называет её мамой.

2. Что произошло в конце апреля с наполовину сожжённой яблоней возле дома?

Жёлтая дорожка. Почему, оставшись в одиночестве, Мария решила работать за всех, несмотря на приближающиеся холода.

Красная дорожка. Скольких детей спасла Мария и для кого она стала матерью?

Ведущий 1: Имя нашего земляка, уроженца города Таганрога, знаменитого писателя А.П.Чехова, известно не только в России, но и во всём мире.

Ведущий 2: А в этом году - в дань благодарности, признания и уважения -отмечается 150-летие со дня рождения писателя.

Ведущий 1: Чеховский фестиваль прошёл и в нашей гимназии.

Ведущий 2: Уважаемая публика! Представляем вашему вниманию фрагмент интеллектуального шоу "Что? Где? Когда?" и интеллектуальное подрастающее поколение!

Музыкальная заставка к игре "Что? Где? Когда?"

Что? Где? Когда?

Вопросы для 1 группы.

  1. Перед вами фрагмент рассказа А.П.Чехова. Подпишите его, пожалуйста.
  2. Имя Егор - старорусский вариант древнегреческого имени. У последнего есть русский вариант. Означают они, естественно, одно и то же. Назовите древнегреческое имя, его старорусский и русский варианты.
  3. Известно, что животные и птицы издают разные звуки. Воспроизведите крик одинокой степной птицы, который явственно слышит Егорушка.
  4. Блиц-опрос. Сколько лет Егорушке?

Подзаголовок повести "Степь"?

В каком году и в каком городе родился Антон Павлович Чехов?

5. Чёрный ящик. В нём то, что стоило три копейки пара.

Ответы на вопросы для 1 группы.

1.Любой псевдоним: Антоша Чехонте. Человек без селезёнки и т. д.

2.Георгий, Егор, Юрий.

3. Сплю-сплю.

4.Блиц-опрос: 9 лет.

История одной поездки.

1860 год, г.Таганрог.

5. Чёрный ящик. Пряник.

Вопросы для 2 группы.

  1. Блиц-опрос. Время действия в повести?
    Сколько лет отцу Христофору?
    На чём путешествует по степи Егорушка?
  2. Любимая поговорка Кузьмичова в ответ на предложенное угощение. "Что-то необыкновенное, широкое, размашистое и богатырское тянулось по степи вместо дороги".
  3. Какой герой объединяет произведение УНТ и раздумья Егорушки?
  4. Чёрный ящик. В будний, не праздничный день, не разрешалось есть такой хлеб.
    Но о.Христофор купил его, помятуя, что в доме болящий.
    Что в чёрном ящике?
  5. Назовите имя единственного счастливого человека в повести.

Ответы на вопросы для 2 группы.

  1. Июль, восьмой десяток, на бричке.
  2. Некогда нам с чаями да с сахарами.
  3. Илья Муромец.
  4. Деревянная ложка с крестиком.
  5. Константин Звонык. Из Ровного.

Ведущий 1: Знаете ли вы, что такое регионоведение?

Ведущий 2: Можно догадаться. Наука о регионе, его географии, истории, настоящем и будущем.

Ведущий 1: И о людях этого региона.

Ведущий 2: Конечно.

Ведущий 1: Думаю, нет человека, которому не было бы известно имя нашего замечательного земляка - Михаила Александровича Шолохова. Некоторые события его жизни и творчества, а также некоторые "Донские рассказы", рассказ "Судьба человека" - темы нашего следующего репортажа.

"Своя игра"

Правила игры. Игра проходит в два раунда.

Первый - три темы по шесть вопросов каждая. Среди вопросов - аукцион: возможная цена ограничена количеством баллов и стоимостью вопроса. "Кот в мешке" - возможность поддержать или разорить противников. Цифры в нашей игре означают не деньги, а баллы.

Второй раунд. Игроки имеют возможность самостоятельно делать ставки, которые принимаются заранее и не могут быть изменены. Раунд представляет собой ответы на вопрос ведущего.

В отличие от популярной телевизионной игры в нашем действе принимают участие пары игроков.

"Донские рассказы" Шолохова посвящены одной из самых сложных и трагических страниц нашей истории - гражданской войне. По словам Серафимовича, в произведении нет счастливых и благополучных историй, которых не может быть в гражданской войне.

Рассказ "Судьба человека" - произведение о Великой Отечественной войне. Произведение правдивое, трагическое в своей истине, произведение, которое проникнуто восхищением силой духа человека, верой в него.

Несколько вопросов участникам игры.

  • Какое из прочитанных произведений произвело на вас наибольшее впечатление и почему?
  • Какими предстают перед нами герои произведений?
  • Какой ценой можно сохранить человеческие качества в нечеловеческих условиях?

Темы.

  • М.А.Шолохов. Некоторые события жизни и творчества.
  • М.А.Шолохов. "Донские рассказы". "Родинка".
  • М.А.Шолохов. "Донские рассказы". "Жеребёнок".
  • М.А.Шолохов. "Судьба человека".

Темы

Вопросы

Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы Вопросы

Шолохов

1.1905-й год. Хутор Кружилин станица Вёшенская. Область 2.Где и когда Ш. работал грузчиком, чернорабочим, дело-производителем. 3.Московская группа молодых писателей и поэтов. 4.Неоконченный роман Шолохова 5.Вопрос-аукцион.

Кто вместе с Шолоховым номинировался на получение Нобелевской премии.

6.Первый опубликованный рассказ Ш.
"Родинка" 1.Сколько лет Кошевому Николаю, командиру эскадрона? 2. Вопрос-аукцион. Какой казачий обычай вспоминается Николаю. 3.Семь лет не видал родных куреней. Плен Германский. Врангель, Константинополь,лагерь в колючей проволоке, и - банда. 4.С каким животным постоянно сравнивается банда атамана? 5. "Кот в мешке".

Очерки и рассказы Шолохова военных лет.

6.Что старит Николая?
"Жеребёнок" 1. "Кот в мешке". Основная причина, которую называет эскадронный, чтобы уничтожить жеребёнка. 2. Жеребёнок ржал всё реже, всё тоньше был короткий режущий крик. И крик этот был до ужаса похож на крик: 3.Почему в рассказе "Жеребёнок" появляется плетёный половник? 4.Под этой станицей эскадрон Трофима ввязался в бой с казачьей сотней. Эскадронный никогда не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря. если бы: 6. Каюк - что это?

Шолохов

1.Область Войска Донского 2.В конце 1922 года в Москве 3."Молодая гвардия" 4. "Они сражались за Родину" 5.Вопрос-аукцион.

Константин Паустовский.

6. "Родинка", 1924 год.
"Родинка" 1. 18 лет 2. Вопрос-аукцион. Лет пяти-шести мальчика сажали на коня. 3.Отец Николая Кошевого, главарь банды. 4.С волком. 5. "Кот в мешке".

Очерки и рассказы Шолохова военных лет. "На Дону", "Наука ненависти", "Слово о Родине".

6.Что старит Николая?

Глаза и сутулая спина.

"Жеребёнок" 1. "Кот в мешке". Гляну на него, рука дрожит, рубить не могу. А всё через то, что вид у него домашний, а на войне подобное не полагается. Сердце из камня обращается в мочалку. 2. И крик этот был до ужаса похож на крик:ребёнка. 3.Эскадронный плетёт фасонистый половник по просьбе хозяйки квартиры. 4.Под станицей Усть-Хопёрской. Эскадронный никогда не решился бы переправлять эскадрон вплавь против монастыря. если б казаки не заняли колена, где течение слабее, а Дон шире и миролюбивей. 6.Каюк - это плоскодонная узкая лодка.

Второй раунд. Сделайте ваши ставки. Мы их запомним.

  1. Почему рассказ назван М.А.Шолоховым "Судьба человека"?
  2. Восстановите предложения из рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека".

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом : силы: Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот человек, человек : воли, выдюжит и около : плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё : на своём пути, если к этому : его : .

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы: Что-то ждёт их впереди? И хотелось бы думать, что этот человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

Ведущий 1:

Разве погибнуть
ты нам завещала,
Родина?
Жизнь
обещала,
любовь
обещала,
Родина.
Разве для смерти
рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты
нашей
смерти,
Родина?

Ведущий 2:

Пламя
ударило в небо!-
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала:
"Вставайте
на помощь..."
Родина.
Славы
никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я
или
Родина.

Ведущий 1:

Самое лучшее
и дорогое -
Родина.
Горе твое -
это наше
горе,
Родина.
Правда твоя -
это наша
правда,
Родина.
Слава твоя -
это наша
слава,
Родина!

Ведущий 1: Наша Родина -большая и малая,- наша память, совесть наша. В годовщину Великой Победы мы должны эти слова звучат особенно остро. Мы должны знать, помнить, быть достойными памяти тех, благодаря которым живём. Будем достойны их памяти!

Ведущий 2:

Вспомним всех поименно,
славу всем воздадим.
Это нужно -
не мертвым!
Это надо -
живым!