Урок информатики в 3-м классе по программе "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Цели: сформировать представления о понятиях "алгоритм", "программа действий", способность к чтению и составлению простейших программ, заданных алгоритмов.

Задачи:

  • ввести понятия "алгоритм", научить составлению выполнения алгоритма. Научить поиску ошибок и исправлению алгоритма.
  • развитие алгоритмического мышления, внимания и интереса к предмету.
  • воспитание умения работать самостоятельно, аккуратности, организованности и дисциплинированности в процессе работы.

Предварительная работа.

  • Принести 1 листок в клетку.
  • Принести мяч.
  • Принести 2 конфеты в бумажной обёртке.

Ход урока

Повторение.

Проверка домашнего задания. № 28 в тетради.

Ответ: С О З Ж К.

Игра по предыдущей теме.

"Бывает - не бывает"

Игра "Следующее слово" (с мячом).

Учитель кидает ученику мяч, называя слово, а ученик возвращает, называя следующее по смыслу и порядку слово.

(январь- февраль, 346-347:)

Постановка целей и задач урока.

Учиться составлять алгоритм и исправлять его, если нашли ошибки.

Работа по учебнику (А.В. Горячев, К.И. Горина "Информатика в играх и задачах" 3класс 1 часть).

С. 47 задание 29 (самостоятельно)

Проверка.

Итак, у нашего Буратино было задание - закопать червонцы. Но чтобы его выполнить, он произвёл много действий, которые шли в строгом порядке, т.е. по определённому плану. Такой порядок называют очень красивым словом.

- Кто знает это слово? (алгоритм)

Каждый алгоритм имеет название, который объясняет его цель и задачу.

- Как называется алгоритм Буратино?

(Закопай червонцы)..

И кроме того, в конце алгоритма нужно поставить команду "стоп", которая скажет, что алгоритм закончился.

Ответ.

Выкопай ямку.

Положи в ямку деньги

Засыпь землёй

Полей водой.

Скажи: "Крекс, фекс, пекс".

Стоп.

Игра "Выполни действия".

Учитель объясняет детям, что он на время становится роботом.

Робот-это машина, он во всём слушается человека и выполняет то, что ему говорят. Давайте зададим ему задание, а он его выполнит. Но команды надо давать правильные и в правильном порядке, иначе робот запутается.

Итак, в конце концов должна получится последовательность команд.

"Съешь конфетку"

Возьми конфету

Разверни конфету

Съешь конфету

Выбрось фантик в мусорное ведро

Стоп.

Следующим заданием для робота пусть будет:

"Нарисуй на доске солнышко"

Подойди к доске.

Возьми мел.

Нарисуй солнышко.

Положи мел на место.

Стоп.

Далее роботом становится кто-нибудь из учеников. Предложите роботу стереть нарисованное на доске солнышко.

"Сотри с доски"

Встань с места

Подойди к доске

Возьми тряпку

Сотри солнышко

Положи тряпку на место

Дойди до своей парты

Сядь на место

Стоп

С.47 № 30 (самостоятельно)

Аналогично прошлой игре дети пробуют самостоятельно составить алгоритм "Съешь яблоко"

"Съешь яблоко"

Возьми яблоко

Помой его

Съешь его

Огрызок выбрось в мусорное ведро.

(Оценить три работы)

Теперь мы с вами научились составлять алгоритм, а сейчас потренируемся в его выполнении, как это делает робот или компьютер. А они, как известно, выполняют только то, что говорят, или пишут.

Игра "Зарядка" (физпауза)

Учитель поднимает детей на ноги и просит выполнить следующие упражнения.

Поднимите вверх правую руку (опустите)

Закройте левый глаз (откройте)

Повернитесь налево (обратно)

Наклонитесь вниз (выпрямитесь)

Попрыгайте 5 раз (стоп)

Посмотрите налево (направо)

Присядьте вниз (встаньте).

С.48 №31 в тетради.

Просто выполняют готовый алгоритм.

Графический диктант.

Рисуют по клеточкам и получается робот.

Игра "И мы"

Учитель объясняет правила игры: "я буду рассказывать вам, что со мной приключилось. Когда я сделаю паузу во время рассказа, вы должны сказать: "и мы", там где это надо.

С.;48 № 33

Пробуя выполнить заданный алгоритм, ученики обнаруживают, что раскрашивать нечего, т.е. надо сначала нарисовать воздушный шарик.

Проверка:

Сейчас мы с вами видели, что мало написать какой-то алгоритм. Нужно обязательно его проверить, т.к. в нём могут быть ошибки. Для этого нужно выполнить алгоритм или хотя бы представить как ты его выполнишь.

С.49 № 34

Ответ: Красная Шапочка забыла налить воды в вазу (№2).

С.49 №35

В алгоритме "лишнее" действие - "Вымой конфету" (его вычеркнуть)

С.49 № 36

Ответ: команда "Открой дверь" должна следовать после команды "Попрощайся с гостем".

С.49 № 37

Дети мысленно представляют себе процесс приготовления яичницы и говорят по очереди действия. (6, 2, 9, 8, 5, 1, 7, 4, 3, 10).

Игра "Чепуха"

Итог.

- чему учились на уроке?

(составлять алгоритм и исправлять в нём ошибки).

Домашнее задание.

С.50 № 38