Организация управленческой деятельности дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Сегодня наша страна не хуже и не лучше прежней - просто она другая. Она - часть нового, стремительно меняющегося мира. Этот динамичный мир предъявляет новые требования ко всем сферам нашей жизни. И воспитание детей не исключение. Поэтому, прежде всего, перед руководителями дошкольных образовательных учреждений возникает вопрос, о создании условий для творческого развития ребёнка, о работе воспитателей и специалистов, а также о существовании отношений между сотрудниками, детьми, и родителями. Следовательно, определяется основополагающее направление организации управленческой деятельности на принципах сотрудничества и кооперации всего коллектива.

В ГДОУ № 477 СО РАН 12 групп: четыре группы для детей ясельного возраст, восемь групп для детей дошкольного возраста, в том числе две логопедические. Учреждение рассчитано на 204 воспитанника.

Воспитательно - образовательная деятельность осуществляется на принципах коммуникативно-познавательной деятельности. Сегодняшняя тактика общения -сотрудничество. Основополагающим ориентиром является Концепция дошкольного воспитания, в которой определен принципиально новый, личностно-ориентированный подход к ребёнку и Закон РФ "Об образовании".

Успешное функционирование и практическое управление работой ГДОУ неразрывно связано с составлением организационно - распорядительных, кадровых, финансово - хозяйст венных, методических и других документов. Единый порядок в организации и ведении делопроизводства; разработка нормативно - методических документов; ведение справочно - информационной работы по документам; внедрение новых информационных технологий в работе с документами являются необходимыми в рациональной организации документационного обеспечения управленческой деятельности.

Па первый план в управлении также выступает и культура планирования деятельности ДОУ:

  • организация работы администрации и педагогов в одном информационном поле (обмен информацией при планировании деятельности, учёт результатов диагностики по всем видам деятельности дошкольника);
  • соблюдение норм, стандартов, рассматриваемых в качестве ежедневного механизма контроля качества образования дошкольников;
  • обоснование допустимой нормы отклонений от стандартов по видам деятельности дошкольника (превышение образовательного Госстандарта);
  • наличие обратной связи (обработка текущей информации о процессах воспитательно-образовательной работы в целях отслеживания промежуточного результата, позволяющего своевременно скорректировать деятельность педагогов);
  • наличие точной количественной меры для анализа деятельности педагогов (определение параметров, по которым будут оцениваться результаты образования; определение воспитательных возможностей каждого ребёнка в зоне его потенциального развития, т.е. характеристика мыслительных операций, объём знаний, понятий, умений; развитие творческого потенциала в рамках педагогической и психологической диагностики).

Для обеспечения качества образовательной работы в управлении по организации деятельности педагогического коллектива должна преобладать совместно-взаимодействующую модель, так как в современном дошкольном учреждении

руководитель и педагоги - достойные и равноправные партнёры. Именно такой характер взаимодействия обеспечит успех всей работы. На рисунке I представлена схема организации управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения ГДОУ №477 СО РАН.

Ещё не так давно понятия бизнес и дошкольное образование казалось далёкими друг от друга и практически несовместимыми. Но времена изменились, и многие заведующие стали задумываться о том, как заработать деньги для своего дошкольного учреждения, как улучшить материальное положение своих сотрудников.

Наиболее проработанный путь в настоящее время - это оказание платных дополнительных образовательных услуг. В соответствии с запросами родителей в настоящее время в ГДОУ действуют дополнительные платные образовательные услуги с учётом требований по охране труда и безопасности здоровья детей, которые ведут воспитатели ГДОУ:

  • Театральная студия "Ириска";
  • Обучение английскому языку;
  • Танцевальная студия "Сибирячок";
  • Студия изобразительного искусства "Волшебная кисточка";
  • Спортивная "Весёлые дельфинята".

По каждой услуге собран и оформлен пакет документов со всеми требованиями, которые вошли в Положение о платных дополнительных образовательных услугах. Положение было принято на педагогическом совете. Таким образом, данный путь позволил повысить заработную плату педагогов, привлечь внебюджетные средства, укрепить материально - техническую базу ГДОУ, поднять имидж учреждения, а в конечном итоге сохранить квалифицированные кадры.

В современных условиях возросла роль научного управления дошкольным учреждением. Это связано с развитием вариативности содержания дошкольного образования; с расширением научных знаний в области воспитания, обучения детей и управления этими процессами; с включением в систему непрерывного образования дошкольного; с повышением требований к уровню квалификации педагогических кадров; с усилением роли субъективного фактора в системе дошкольного образования.

Без целенаправленного и научно обоснованного управления сегодня невозможно обеспечить благоприятные условия для творческой работы коллектива. Современный руководитель должен обладать высоким профессионализмом, педагогической компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, политической культурой, высокой нравственностью, личным примером, стремлением к демократическому стилю руководства. Руководитель должен находить общий язык с молодыми и пожилыми людьми, детьми и родителями, работниками разных профессий, людьми разного социального статуса, семейного положения.

Современное дошкольное учреждение должно иметь:

  • чётко определённые приоритеты, собственную философию, своё видение будущего;
  • уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;
  • разнообразные качественные образовательные услуги;
  • оригинальную систему учебно - воспитательной работы, развивающей творческие способности, совершенствующей психические функции, формирующей здоровый образ жизни;
  • связь с учреждениями здравоохранения, дополнительного образования, разными социальными институтами;
  • яркие, узнаваемые своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;
  • систему целевой подачи информации потребителям о своём потенциале, успехах и предполагаемых образовательных услугах.

Одной из важных особенностей развития дошкольной образовательной системы являются инновационные механизмы развития:

  • создание творческой атмосферы, мотивацию в педагогическом коллективе интереса к новшествам;
  • создание социокультурных и материальных условий для принятия и действия разнообразных нововведений;
  • инициирование разнообразных нововведений и механизмов их поддержки:
  • интеграцию наиболее перспективных нововведений и продуктивных проектов.

Высокий коэффициент внедрения инноваций в воспитательно-образовательный процесс могут быть использованы как средство привлечения дополнительного финансирования. Ещё одним из источников дополнительного финансирования являются гранты разнообразных благотворительных отечественных и зарубежных организаций. Гранты являются средством реализации инновационной деятельности. Участие в конкурсе на получение гранта поднимет престиж профессии воспитателя.

В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" важно создать условия для организации и проведения инновационной деятельности в педагогическом коллективе, оценить творческий потенциал каждого педагога и помочь реализовать его, перевести внедрение инноваций в регулярный режим.

Развивающееся дошкольное учреждение это - детский сад, в котором ребёнок реализует своё право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, способностями и возможностями; педагог развивает свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме; гуманные отношения партнёрского сотрудничества, уважение и доверие становятся нормой жизни членов коллектива; педагог даёт возможность ребёнку быть самим собой, организует разнообразную учебно-познавательную деятельность, создаёт условия для сохранения здорового ребёнка.

Расширение сферы управленческой деятельности будет возможным при обучении искусству предпринимательства. Современный руководитель должен владеть искусством управления финансами, уметь их разумно вкладывать в различные проекты, обеспечивать прибыль. Разумеется, такое возможно при отлаженной системе управления образовательным учреждением, развитом профессиональном педагогическом самоуправлении и активной деятельности попечительского совета.

Успешно реализовать идеи современной парадигмы образования поможет программа развития дошкольного учреждения, в которой чётко будут обозначены пути развития профессионально значимых личностных качеств и путей улучшения финансово-экономического состояния учреждения. Руководители дошкольного учреждения должны научиться коллективной рефлексии и коллективному мышлению, чутко реагировать на события происходящей жизни. Уметь максимально приспосабливаться к любым изменениям в социальной, образовательной, законодательной сферах путём корректировки планов, очерёдности решения насущных задач, переходить на новые методы работы, её организации и контроля. Не бояться новых веяний, искать и находить новые нестандартные решения извечных проблем.

Эффективными правилами, которыми необходимо руководствоваться:

  • не будьте похожи на других;
  • пусть цели вдохновляют;
  • сосредотачивайтесь на социальных запросах родителей;
  • выберите лучшую корпоративную философию: "Чистота, качество, сервис";
  • стремитесь к положительным эмоциям.

Список литературы:

  1. Алямовская В. Будьте стратегами, "Обруч" № 4, 2005г.
  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ, Москва, Творческий центр, 2005г.
  3. Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам, Москва, 2006-2007г.
  4. Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением часть 1, часть 2, Москва, ЦГЛ, 2004г.
  5. Казакова И.Н. Привлечение внебюджетных средств В ДОУ, Москва, Творческий центр, 2006г.
  6. Маркова Н.А., Ципина Т.Н. Совершенствование профессиональной деятельности руководителей ДОУ, Управление образованием, 2007г.
  7. Поздняк Л. В., Лященко Н.Н. Управление дошкольным образованием, Москва, АКАДЕМА, 2000г.
  8. Поздняк Л.В. Управление дошкольным образовательным учреждением как социально-педагогической системой, "Основы педагогического менеджмента", № 4, 2006г.
  9. Тараданова И.И. Стратегия, "Обруч", № 6, 2006г.