Результаты исследования "Оценка эффективности взаимодействия ДОУ с семьей по формированию оптимальных взаимоотношений"

Разделы: Работа с родителями


Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители? Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомышленниками? Как поддержать семью, имеющую ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

Вы знаете ответы на многие из этих вопросов, но в процессе работы семинара наверняка, отметили продемонстрированные нашими педагогами некоторые оригинальные, нестандартные формы и методы взаимодействия, которые помогают объединить усилия родителей и педагогов по воспитанию и развитию ребенка.

Николай Малофеев, директор института коррекционной педагогики РАО считает, что число “особенных” детей не будет снижаться. А, следовательно, услуги коррекционной педагогики будут востребованы в большей степени. Приоритетными направлениями при этом являются: оказание детям своевременной квалифицированной помощи, взаимопонимание между ДОУ и родителями “особенного ребенка”, обучение родителей элементарным приемам и методам взаимодействия с таким ребенком.

Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на развитие личности ребенка. Специалисты, включенные в данное взаимодействие, разрабатывают программный комплекс, одним из компонентов которого является контроль, оценка уровня удовлетворенности качеством предоставляемых услуг, информированности, включенности родителей в образовательный процесс. На базе нашего ДОУ был проведен ряд исследований по изучению данного вопроса. Исследование приводилось в 2006 году на начало разработки программы взаимодействия, и в 2008 году по истечении 3-лет реализации программы. Все исследования по эффективности взаимодействия ДОУ и семьи проводились с помощью разных методик (анкетирования, наблюдения, тестов, опросников), а также самоанализа педагогов, разработанного Л.Свирской (см. Приложение 1), по таким показателям, как:

  • использование навыков положительного общения;
  • предоставление членам семьи возможности делать выбор и принимать решения;
  • определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи;
  • уважение разнообразия и уникальности семей;
  • создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей.

С результатами исследований я хочу познакомить.

Исследование № 1. Какой процент ресурсов (времени, энергии и т.д.) тратят педагоги на детскую (работу с детьми) и “взрослую педагогику” (взаимодействие с родителями). В анкетировании принимали участие педагоги ДОУ. Результаты нас нисколько не удивили (2006 год – “детская педагогика” – 100%, “взрослая педагогика – 10%). Это традиционный взгляд на дошкольное образование. Но по истечении времени, опять же, направив свой профессиональный взгляд на сотрудничество с родителями, ситуация несколько изменилась (2008год – “детская педагогика” – 100%, “взрослая педагогика – 21%) .

Рисунок 1

Исследование № 2.В какой роли родитель присутствует в ДОУ?” В анкетировании и опросе принимали участие родители и педагоги ДОУ.

По результатам анкетирования определились 4 группы (роли):

  • “клиент” – родители, пользующиеся услугами, предоставляемыми ДОУ;
  • “сотрудник” – родитель помощник, работающий вместе с педагогом;
  • “приложение к ребенку” – не интересующийся делами, успехами ребенка, не участвующий в жизни ДОУ;
  • “скандалист” – недовольный, конфликтный родитель, позорящий сотрудников ДОУ.

На начальном этапе получился результат отрицательный, но перспективный (2006 год – “клиент” – 55%, “сотрудник” – 23%, “приложение к ребенку” – 18%, “скандалист” – 4%), поэтому в процессе реализации различных проектов, выстроенной системы взаимодействия с родителями, наметилась положительная тенденция (2008 год – “клиент” – 48%, “сотрудник” – 44%, “приложение к ребенку” – 8%, “скандалист” – 0%):

Рисунок 2

При этом педагоги стали отмечать, что родители-клиенты изменили свою позицию, стали “думающими клиентами” – это многое знающие, включающиеся в дискуссию клиенты.

Надо отметить, что жалобы, критика в адрес педагогов – уже оценивается не как обида или оскорбление, а как подарок. Подарок дешевый и эффективный способ совершенствования качества образовательного процесса. Это своего рода стратегия, сотрудничество с родителями.

Исследование № 3. Информированность родителей о деятельности ДОУ.

Рисунок 3

Родители стали отмечать, что в ДОУ:

  • своевременно и в достаточной степени представлена наглядная информация о жизни детей в ДОУ и группе;
  • воспитатели и специалисты регулярно информируют о том, как их ребенок живет в детском саду;
  • они имеют возможность получить конкретный совет или рекомендации по вопросам развития и воспитания своего ребенка.

Рисунок 4

Исследование № 4. Вовлеченность родителей в образовательный процесс ребенка.

Родители отмечают, что:

  • педагоги ДОУ предоставляют им возможность участвовать в занятиях, режимных моментах, играх в группе;
  • благодаря усилиям педагогов стали чувствовать себя достаточно просвещенными для продолжения игр и занятий с ребенком дома;
  • благодаря участию в совместных мероприятиях, родители знакомы друг с другом, могут свободно общаться друг с другом по любому интересующему вопросу не только касающихся воспитания ребенка, а также различных вопросов и проблем, связанных с воспитанием ребенка-инвалида.

Исследование № 5. Удовлетворенность родителей качеством предоставляемых ДОУ услуг.

Рисунок 5

Родители удовлетворены уровнем и содержанием образовательной работы с детьми в ДОУ и считают, что:

  • их ребенок с удовольствием посещают ДОУ;
  • сотрудники детского сада внимательно относятся к их ребенку;
  • в детском саду ребенок получает больше, чем, если бы он воспитывался дома;
  • благодаря контакту с воспитателями, они стали лучше разбираться в особенностях поведения своего ребенка, понимают его потребности.

Закончить хочется некоторыми высказываниями родителей детей, посещающих наш детский сад:

“…Воспитатели наших детей – профессионалы своего дела. Хочется сказать им огромное спасибо… Они пестовали наших детей, как своих…” (семья Якушевых).

“…Мои внуки идут с радостью в сад, потому что в этом садике педагогический коллектив так работает, что интересно детям каждый день, каждый час, каждую минуту…” (бабушка Саши и Славы).

“… “Солнышко”, наш детский сад,
самый лучший, говорят.
Добрый, теплый и уютный,
Любит всех своих ребят…

Наш любимый детский сад,
Ты достоин всех наград!
Ведь родители спокойны
За своих любимых чад”
        (мама Жерновской Полины)