Урок по литературе "Своя игра по произведениям А.С. Пушкина"

Разделы: Литература


Цели:

  • Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение знаний, умений и навыков в практической деятельности.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение общению.

Советы организаторам «Своей игры»:

В «Своей игре» по творчеству А.С. Пушкина могут участвовать как три человека, так и команды. Программа включает в себя не только произведения, которые изучаются в школе, но и те, которые могут быть предложены в качестве внеклассного чтения.

Ведущий инструктируется о  правилах и порядке оценки конкурсов. В игре два тура. В туре  участникам предлагается по 5 вопросов (по цене от 10 – до 50 баллов) по шести темам, всего 30 вопросов. В случае правильного ответа,  стоимость вопроса плюсуется к результату команды или участника, в противном случае эта сумма вычитается. Некоторые вопросы обозначены знаками «Кот в мешке» и «Аукцион». Если Вы услышите кошачье мяуканье, вы должны будете передать вопрос любой команде. Если вам достался «Аукцион», в игру вступает команда, предложившая за вопрос наибольшее количество баллов. Имя победителя определит финальный вопрос. За право ответить на него команды должны будут предложить  любое количество набранных баллов. В случае правильного ответа, эти баллы приплюсовываются  к общей сумме. Жюри ведет подсчет правильных ответов и фиксирует результаты в таблицах подсчета. Подводя итоги, ведущий называет правильный ответ, если на него не ответили учащиеся. Ведущий должен обладать грамотной речью, хорошей, четкой дикцией, умением наладить контакт с аудиторией, знанием творчества А.С. Пушкина.

Художественное оформление производится, исходя из возможностей и фантазии организаторов игры. Желательно за несколько дней до игры организовать книжную выставку произведений поэта и предложить список необходимой литературы.

Сценарий «Своей игры»:

Ведущий: Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня  мы проводим «Свою игру» по произведениям А.С. Пушкина. Итак, мы начинаем игру.

Перед вами планшеты с  вопросами первого тура:

Ищите женщину.

10. «Она была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик». (Марья Гавриловна «Метель»)

20. Она, «одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле». (Дуня «Станционный смотритель»)

30.  Она «набелена была по уши… фальшивые локоны, гораздо  светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, рукава торчали, как фижмы  у мадам Помпадур, талия была «перетянута как буква икс». (Лиза Муромская «Барышня-крестьянка»)

40. Eй было …. «17 лет от роду. Еще ребенком лишилась она матери.  Она была воспитана по-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками,  шила золотом и не знала грамоты». (Наталья Гавриловна Ржевская «Арап Петра Великого»)

50. «Никогда столь маленькое тело не заключало в себе столь много душевной деятельности. Она вмешивалась во все, знала все, хлопотала обо всем. Хитрым и вкрадчивым умом умела она приобрести любовь своих господ и ненависть всего дома, которым управляла самовластно». (Карлица Ласточка «Арап Петра Великого»)

Сильный пол.

10. «Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину - и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика». (Самсон Вырин  «Станционный смотритель»)

20. «Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав”. (Иван Петрович Белкин  «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)

30.  «Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу.» (Сильвио «Выстрел»)

40. « Ему было двадцать семь лет от роду; он был высок и строен, и не одна красавица заглядывалась на него с чувством более лестным, нежели простое любопытство». (Ибрагим «Арап Петра Великого»)

50. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». (Владимир «Дубровский»)

Пишите письма.

10. «…получили они от него полусумасшедшее письмо. Он объявлял им, что нога его не будет в их доме, и просил забыть о несчастном, для которого смерть остается единою надеждою». (Владимир «Метель»)

20. Адрес, по которому он писал письма, был таков:  «Акулине Петровне Курочкиной в Москве, напротив Алексеевского монастыря, в доме медника Савельева, а вас покорнейше прошу доставить письмо сие А. Н. Р». (Алексей Берестов «Барышня-крестьянка»)

30. «Сегодня бал у ***ского посланника. Графиня там будет. Мы останемся часов до двух. Вот вам случай увидеть меня наедине. …. Приходите в половине двенадцатого». (Лиза «Пиковая дама»)

40. «Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя, и пастух Родя помер около Миколина дня». (Орина Егоровна Бузырева «Дубровский»)

50. «Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!» (Евгений Онегин  «Евгений Онегин»)

Где эта улица?  Где этот дом?

10. «…кругом.
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
 Печь с лежанкой изразцовой». («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

20. «Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг». («Дубровский»)

30. «Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц, старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден был я проводить мою молодость». («Капитанская дочка»)

40. «Вошел в комнату, я тотчас узнал картинки, изображающие историю блудного сына; стол и кровать стояли на прежних местах; но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение». («Станционный смотритель»)

50.  «Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, между которыми шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась бурая корова». («История села Горюхина»)

К  барьеру, господа!

10. «Долго мы не могли сделать друг другу  никакого вреда; наконец, приметя,  что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное.  Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего  ко мне по нагорной тропинке.......  В это самое время меня  сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал  и  лишился чувств». («Капитанская дочка»)

20. «Вот пистолеты уж блеснули,
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полок сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще». («Евгений Онегин»)

30. «Мне должно было стрелять первому: но волнение злобы во  мне было  столь сильно, что я не  понадеялся на  верность руки,  и чтобы  дать себе время остыть, уступал ему первый выстрел;  противник мой не соглашался.  Положили  бросить  жребий:  первый  нумер достался ему, вечному любимцу счастия. Он  прицелился и прострелил мне фуражку.  Очередь была  за мною. Жизнь его наконец была в  моих руках; я глядел на него жадно, стараясь уловить  хотя одну тень беспокойства... Он стоял  под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки». («Выстрел»)

40. Вопрос-Аукцион
«Когда Делорж копьем своим тяжелым
Пробил мне шлем и мимо проскакал,
А я с открытой головой пришпорил
Эмира моего, помчался вихрем
И бросил графа на двадцать шагов,
Как маленького пажа». («Скупой рыцарь»)

50. Кто же был убит в комнате женщины?
«Ты прямо в сердце ткнул — небось не мимо,
И кровь нейдет из треугольной ранки,
А уж не дышит — каково?». (Дон Карлос «Каменный гость»)

«У природы нет плохой погоды»

10. «Вот идет он к синему морю,
Видит, на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют».
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

20. «В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь». («Евгений Онегин»)

30. Над омраченным Петроградом.
Осенний ветер тучи гнал,
Дышало небо влажным хладом,
Нева шумела. Бился вал.
О пристань набережной стройной,
Как челобитчик беспокойный». («Езерский»)

40. «Серенькие тучи покрывали небо, холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев». («Станционный смотритель»)

50. «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею». («Метель»)

Перед вами планшеты с вопросами второго тура:

Крылатые выражения

10. «Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я...» («Евгений Онегин»)

20. «Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

30.  «Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок». («Сказка о золотом петушке»)

40. «Еще одно, последнее сказанье —
И летопись окончена моя». ( «Борис Годунов») 

50. «Все говорят: нет правды на земле.
Но правды нет — и выше». («Моцарт и Сальери»)

Одежда

10. «Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?» («Евгений Онегин»)

20. «милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платьице, сидела перед окном и читала его письмо». («Барышня-крестьянка»)

30. «Клочки светло-зеленого и красного сукна и ветхой холстины кой-где висели на нем, как на шесте, а кости ног бились в больших ботфортах, как пестики в ступах». (Петр Петрович Курилкин «Гробовщик»)

40. « Старики проснулись и вышли в гостиную. Гаврила Гаврилович в колпаке и байковой куртке, Прасковья Петровна в шлафорке на вате». («Метель»)

50. «на нем был оборванный армяк и татарские шаровары». («Капитанская дочка»)

Советы

10. «Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

20. «Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку.
Иль перечти «Женитьбу Фигаро»». («Моцарт и Сальери»)

30. «Но жена не рукавица:
С белой ручки не стряхнешь
Да за пояс не заткнешь.
Услужу тебе советом —
Слушай: обо всем об этом
Пораздумай ты путем,
Не раскаяться б потом». («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

40. «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». («Капитанская дочка»)

50. «Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет». («Евгений Онегин»)

«Приметы, сны, гаданья»

10. Пушкин тайком покинул Михайловское и отправился в путь. Почему он вернулся назад? (Он встретил попа, а заяц перебежал дорогу. По мнению суеверного поэта, это были  дурные приметы)

20. Какой вещий сон видит Руслан? (Пир у князя Владимира с сидящими за столом убитым Рогдаем и Ратмиром, а  Фарлаф ведет Людмилу).

30.  Кто в результате гадания должен был получить мужа по имени Агафон? (Татьяна Ларина)

40. Какой сон видит Гринев на постоялом дворе? Что сбылось из этого сновидения?

(Своё возвращение домой, болезнь отца, который превращается в мужика. Тот оказывается  посаженным отцом.  Петруше надо поцеловать у него руку и попросить  благословения. Мужик размахивает топором, и комната наполняется трупами. В действительности будут казни. Петруша  откажется от целования руки. Пугачев благословит влюбленных и предложит себя в посаженные отцы.)

50. В пьесе «Борис Годунов» Григорий видит вещий сон. Исполнится ли он? (Трижды ему снится сон о его падении с башни под смех народа. Это будущая гибель Гришки Отрепьева).

«Слова, слова, слова……..»

10. В стихотворении «Пророк» Пушкин употребил слово «глагол». В каком значении он его употребляет? (Слово, речь)

20. Кто такой «шестикрылый Серафим»? (Ангел, посланник Бога. Обычно изображался в обличье человека с крыльями)

30. «Кот в мешке»
«Недуг, которому причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра.
Что такое «хандра»? (Разочарование, старость души)

40. В стихотворении «Когда за городом задумчив я брожу» есть такое выражение, используемое  поэтом при описании кладбища, - «праздные урны». Что означает слово «праздные»? (пустые)

50. Какое значение имело во времена Пушкина слово истукан? (статуя)

«В мире афоризмов»

10. «Еще одно последние сказанье..». (.. и летопись окончена моя»)

20. «Служенье муз не терпит суеты..». («.. прекрасное должно быть величаво»)

30. «Гений и злодейство..». («..две вещи несовместные…»)

40. «Как уст румяных без улыбки..». («.. без грамматической ошибки я речи русской не люблю»)

50. «Да, жалок тот». («… в ком совесть не чиста»)

Финал.

Какую дату поставил А.С. Пушкин под «Капитанской дочкой»?

(19 октября 1836 года)

Подведение итогов. Вручение призов, грамот.

Список литературы:

  1. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 16 томах. М., «Художественная литература»
  2. Е.В. Абрамовских Рецепция незавершенной прозы А.С.Пушкина в русской литературе XIX века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук / Урал. гос. ун-т им. Горького. — Екатеринбург, 2000.
  3. Г.П. Макогоненко. Творчество А.С. Пушкина в 30-е годы. Л., «Художественная литература».
  4. В.Г. Маранцман Изучение творчества А.С.Пушкина в школе. На пути к А.С. Пушкину: Пособие для учителя и учащихся: В 2-х частях. — М.: Владос, 1999
  5. Современное прочтение Пушкина: Межвуз. сб. науч. тр. — Иваново, 1999. - 169 с.
  6. Б.В. Томашевский. Пушкин. Работы разных лет. М., «Книга», 1990 г.
  7. И. Фейнберг. Незавершённые работы Пушкина. Москва, «Художественная литература», 1979 г.
  8. Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. М., «Просвещение», 1988 г.