Урок-семинар в 10-м классе "Производная и её применение"

Разделы: Математика


Оборудование: Компьютер, проектор.

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Производная".

План урока.

Презентация.

  1. Вступительное слово учителя (слайд 1)
  2. История возникновения понятия производной (слайд 2)
  3. Определение производной (Слайды 3,4,5)
  4. Геометрический смысл производной (слайд 6)
  5. Задание: составить уравнение касательной к параболе , которая:
    а) проходит через точку пересечения графика функции с осью ординат;
    б) параллельна прямой у=4х - 3 (слайд 7)
  6. Физический смысл производной (слайд 8)
  7. Выполнение заданий, связанных с геометрическим и физическим смыслом производной (слайд 9)
  8. Непрерывность функций
    а) определение (слайд 10)
    б) свойства непрерывных функций (слайд 11)
  9. Исследование функции на монотонность с помощью производной (слайды 12,13)
  10. Критические (стационарные) точки функций (слайды 14, 15)
  11. Применение производной к исследованию функций на экстремумы (слайды 15,16)
  12. Задание: исследовать на экстремумы функцию
  13. Задачи по картинкам (слайд 18), ответить на вопросы по графикам:
    1. Какой знак имеет производная функции у = в некоторой т.А (рис.1) (слайд 18)
    2. Какой знак имеет производная функции у = в некоторой т.А (рис.2) (слайд 18)
    3. Назвать промежуток убывания функции на рис.4. (слайд 18)
    4. Назовите промежуток возрастания функции на рис.4 (слайд 18)
    5. Представьте себе, что это график производной функции. Что вы можете сказать о монотонности самой функции?
    6. Посмотрите на рис.5. Назовите точки, в которых производная равна 0. Почему? (слайд 18)
  14. Задание. Исследовать функцию и построить ее график.
  15. Роль второй производной при построении графика функции (на примере функции у= )
  16. Нахождение наибольшего и наименьшего значений функции на отрезке и интервале (слайд 19)
  17. Игра "Верно - неверно" (слайд 20)
  18. Подведение итогов семинар

Использованная литература:

  1. Учебники "Алгебра и начала анализа" под редакциями Колмогорова А.Н. и Мордковича А.Г.
  2. Крамор В.С. "Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа".
  3. Гусев В.А., Мордкович А.Г. "Математика. Справочные материалы".
  4. Энциклопедический словарь юного математика.
  5. Журналы "Математика в школе" № 4, 5, 1999г.