Подпрограмма "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширение его образовательной траектории"

Разделы: Администрирование школы


Срок реализации - 3 года (сентябрь 2008- май 2011)

Актуальность

Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса - важное звено системы управления школой. Современное образовательное учреждение нуждается в педагоге, сознательно стремящимся к повышению своей профессиональной компетенции, желающим быть  готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях.

Современное образование требует от человека все большего проявления самоорганизации, самостоятельности, самоактуализации (А. Маслоу). Концепция непрерывного образования провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его образа жизни в любом возрасте, основной задачей процесса образования.

Специфика труда учителя побуждает его пополнять знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах (курсовая подготовка в очной форме, семинары, изучение опыта коллег, мастер-классы, изучение методической литературы и т.п.).

Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им    самостоятельно     обдуманы и   пережиты. И если первичное восприятие знаний      может быть фронтальным   и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной, в том объёме и темпе, который необходим  каждой личности. А это возможно только в условии самостоятельной, самообразовательной деятельности в организации непрерывного образования педагогов.

Современный компетентностный подход, как и традиционно признаваемое педагогами положение о том, что "научить нельзя, можно только научиться самому", ставят акценты на развитие инициативы обучаемых и на объективно возрастающий объем самостоятельной работы педагогов. Это положение является основополагающим как контактного, так и для дистанционного образовательного процесса - альтернативы традиционной форме повышения квалификации.

Презентация.

Приложение.

По сравнению с традиционным, очным обучением дистанционное имеет целый ряд преимуществ:

  • свободный график обучения;
  • территориальная независимость;
  • индивидуальный темп обучения;
  • свободный выбор программ и курсов из предлагаемого перечня;
  • отсутствие личных ограничений и т.д.
  • углубление, расширение знаний;
  • повышение качества курсовой подготовки;
  • самореализация, саморефлексия личности;
  • свободный выбор учреждений осуществляющих переподготовку и повышение квалификации педагогов (дистанционное обучение).

К числу дидактических принципов, затрагиваемых компьютерными технологиями передачи информации и общения, в первую очередь следует отнести:

  • принцип активности;
  • принцип самостоятельности;
  • принцип сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы;
  • принцип мотивации;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип эффективности;
  • принцип доступности;

Новизна данного проекта  заключается в разработке программы непрерывного образования и педагогического роста учителей с помощью дистанционного обучения.

Основными принципами программы  являются:

  • личностно-ориентированный подход к учителю;
  • мотивация педагогических работников;
  •  гуманность и демократичность взаимоотношений  администрации и педагогов;
  • перманентное (непрерывное) отслеживание результатов труда учителя, их оценка и последующее повышение квалификации, что делает процесс практически непрерывным.

Стратегические цели подпрограммы:

  • формирование и осуществление стратегии непрерывного образования педагогов гимназии;
  • выработка правовых, экономических и организационных механизмов обеспечения непрерывного образования педагогов гимназии.

Стратегическая задача в рамках подпрограммы:

Формирование функциональной грамотности специалистов, комплексная поддержка развития и использование новых информационных технологий в образовательном пространстве гимназии.

Тактические задачи: 

  • формирование потребности в непрерывном образовании педагога;
  • расширение образовательных возможностей для педагогов;
  • создание системы профессионально- личностного самообразования педагогов в овладении  ими продуктивных, образовательных и информационных технологий;
  • повышение ИКТ компетентности педагогов,развитие возможностей внедрения информационных технологий в педагогической деятельности;

использование информационно-образовательной среды для сетевого профессионального взаимодействия;

Организация взаимодействия с центрами дистанционного обучения, университетскими центрами Интернет, региональными центрами Интернет-образования и т.д.

Сроки реализации

1 этап - подготовительный - август - декабрь 2008

2 этап - основной - январь 2009 - декабрь 2010

3 этап - заключительный - январь 2011 - май 2011

Содержание деятельности и методы реализации проекта

Этап Тактическая цель Мероприятие Сроки Ожидаемые результаты
Подготовительный Подготовить условия для внедрения дистанционного обучения педагогов Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов;

мониторинг материально-технических возможностей;

мониторинг функциональной готовности кадров для включения в дистанционное обучение;

мониторинг потребности повышения квалификации в дистанционной форме;

мониторинг образовательных запросов педагогов;

"График повышения квалификации в дистанционной форме до 2012 года";

Изучение нормативно-правовой базы по дистанционному обучению

сентябрь - декабрь 2008;

 

 

 

 

 

 

сентябрь - декабрь 2010

- создание нормативно-правововой базы;

- ведение мониторигов;

- создание графика повышения квалификации в дистанционной форме.

Формирование творческой группы педагогов в рамках МИЭП "Реализация дистанционных форм образования" для обучения в дистанционной форме.

Апробация дистанционной формы повышения квалификации творческой группой педагогов по теме "Использование ИКТ в образовательном процессе" (СОИПиПКК)

август 2008

 

 

сентябрь - декабрь 2008

Разработка механизмов стимулирования педагогов - участников дистанционного обучения  
Разработка нормативно - правовой базы гимназии:

- Разработка подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" в рамках Программы информатизации МОУ Гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска

Положение о дистанционном обучении педагогов Гимназии;

октябрь- ноябрь 2008
Основной Внедрение дистанционного обучения для профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории и реализация основных задач подпрограммы НМС: "Результаты апробации дистанционной формы повышения квалификации творческой группой педагогов по теме "Использование ИКТ в образовательном процессе"".

Круглый стол: "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории".

январь 2009

 

 

февраль 2009

-участие в дистанционных формах обучения:

2008 - 9 человек;

2009 - 10 человек;

2010 - 12 человек;

- будет сформирован раздел "Дистанционное обучение" в систематическом каталоге справочно-библиографического аппарата библиотеки гимназии;

- будет сформирован банк центров дистанционного обучения, университетских центров Интернет, региональных центров федерации Интернет-образования и т.д.;

- повышение профес-сиональной компетентности педагогов;

Реализация плана графика курсовой подготовки педагогических работников в дистанционной форме(согласно запросов педагогов). 2009, 2010 г.г.
НМС: Анализ реализации 1 и 2 этапов подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" сентябрь 2009
Коррекция затруднений в реализации подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории"
Формирование раздела "Дистанционное обучение" в систематическом каталоге справочно-библиографического аппарата библиотеки гимназии март 2009
Трансформация полученного педагогами опыта в свою педагогическую деятельность в течение всего периода
Оформление методической выставки "Дистанционное обучение" в библиотеке сентябрь - ноябрь 2009
формирование банка педагогической информации:

- о нормативно-правовой базе,

- об учреждениях, реализующих повышение квалификации педагогов в дистанционной форме

январь 2009 - декабрь 2010
Корректировка графика повышения квалификации педагогов гимназии в дистанционной форме обучения на 2011-2013 г.г. октябрь-ноябрь 2010
Изучение и распространение опыта на ПМГ и МО 2010
Внедрение системы стимулирования педагогов - участников дистанционного обучения в течение всего периода
Заключительный Переход системы дистанционно обучения педагогов из инновационного режима в режим функционирования Анализ итогов реализации подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" январь 2011 - включенность 40% педагогов в непрерывное образование;

-обобщение и распровстранение опыта на разных уровнях;

- Переход системы дистанционно обучения педагогов из инновационного

режима в режим функционирования;

- разработаны индивидуальные образовательной траектории с применением дистанционных форм обучения

Коррекция затруднений в реализации подпрограммы "Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории" январь - февраль 2011
Распространение и обобщение передового опыта по освоению дистанционных форм обучения:

-гимназическая научно-практическая конференция педагогов;

-городская научно-практическая конференция педагогов;

-областные педагогические чтения

 

 

апрель 2011

 

август 2011

ноябрь 2011

Внедрение дистанционного обучения в повседневную практику с сентября 2011 г.

Ресурсное обеспечение подпрограммы

нормативно-правовое сопровождение

  • Закон Российской Федерации "Об образовании";
  • Федеральный закон "Об утверждении Федеральной программы развития образования";
  • постановление Правительства РФ от 28.08.2001 № 630 "О Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)";
  • постановление Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 "О Федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)";
  • "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" на период до 2010г;
  • программа развития образования Сахалинской области на период до 2010г
  • Целевая программа информатизации образования "Создание единой информационно- образовательной среды Сахалинской области" на 2006-2010 гг;
  • Программа развития МОУ Гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска до 2010 г;
  • Программа информатизации МОУ Гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска;
  • Положение о дистанционном обучении педагогов.

методическое сопровождение

  • кадровое (обучение на дистанционных курсах, организация учебной и консультационной работы для педагогов гимназии, организация обмена опытом через участие в сетевых семинарах, конференциях, форумах);
  • информационное
  • мониторинг материально-технических возможностей, функциональной готовности кадров для включения в дистанционное обучение, потребности повышения квалификации в дистанционной форме, образовательных запросов педагогов
  • база данных об уровне профессиональной компетентности педагогов, "График курсовой подготовки до 2012 года";
  • формирование банка педагогической информации: о нормативно-правовой базе, об учреждениях, реализующих повышение квалификации педагогов в дистанционной форме.

материально-техническое сопровождение:

  • 2 кабинета информатики (24 компьютера), 20 компьютеров в учебных кабинетах, доступ к Интернету со всех компьютеров, локальная сеть

кадровое обеспечение

Группа Функции Состав
Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства.

Руководство деятельностью коллектива.

Директор гимназии Тулинова Е.Н.
Консультативная, научно-методическая Анализ ситуации и внесение корректив. Координация реализации подпрограммы.

Проведение семинаров, консультаций.

Подготовка методических рекомендаций.

Заместители директора по УВР: Ли И.А., Скоморохова Е.М.

Тьютор: Мороз А.Н., учитель информатики

Техническая Поддержка работы сети

Проведение консультаций

Сетевой администратор: Свидунович С.П.
Педагоги гимназии Участие в повышении профессиональной компетентности в дистанционной форме обучения в рамках подпрограммы Классные руководители,

Учителя

2008 - 2009 год - 15

Педагоги дополнительного образования.

Специалисты, сотрудничающие с гимназией Организация профессиональной помощи педагогам.

Диагностика

Методическое сопровождение обучения

Методисты СОИПиПКК, преподаватели и авторы дистанционных курсов

финансовое обеспечение

  • бюджетные средства
  • внебюджетные источники финансирования (спонсорская помощь, средства за аренду помещений, платные дополнительные услуги и др.)

Описание возможных рисков и компенсационных мер по их устранению

№ п/п риски Компенсационные меры
  большая часть педагогов не мотивирована на самостоятельную инициативную деятельность по повышению профессионального мастерства Семинары, круглые столы преимуществах использования альтернативных форм повышения квалификации.

Система поощрений.

  сложность освоения системы, большой объем информации, недостаточно понимают правила игры, установленные для такой деятельности (какова система контрольных, практических заданий, каков их объем и трудоемкость, как контролируется и оценивается преподавателем данного курса и т.д.); Работа координатора дистанционного обучения, обучающие семинары
  отсутствие дома компьютера или выхода в Интернет; Эффективное использование ресурсов гимназии.
  недостаточность свободного времени; Индивидуальная работа с каждым педагогом
  не знают и не используют методы рациональной, экономной и эффективной организации самообучения при адаптации к новой форме обучения; Тренинги, обучающие семинары
  платность обучения Частичная оплата за счет внебюджетных средств
  низкая ИКТ компетентность педагогов Предварительная курсовая подготовка по ИКТ

Ожидаемый результат

По нашему мнению, введение дистанционного обучения педагогов обеспечит:

  • разработку соответствующей нормативно-правовой базы;
  • выработку стратегии и механизмов обеспечения непрерывного образования педагогов гимназии;
  • расширение круга педагогов обучающихся без отрыва от производства (по дистанционной форме обучения) до 40% .
  • общий доступ к образовательным Интернет-ресурсам, Интернет-библиотеке с наглядно структурированным представлением информации.
  • поддержку традиционных методов курсовой подготовки новыми дистанционными технологиями обучения: дискуссии в режиме виртуальных семинаров, перепиской по электронной почте с координатором дистанционных курсов, чаты и т.д.;
  • повышение профессиональной компетентности педагогов;
  • взаимодействие с центрами дистанционного обучения, университетскими центрами Интернет, региональными центрами Интернет-образования и т.д.