Психолого-педагогическое сопровождение учащихся на этапах поступления в школу и в период перехода в среднее звено

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Школьная адаптация - одна из первых ступенек на пути к успешному обучению, и не только. И недооценивать её так же, как и закладку фундамента дома, было бы опрометчиво.

Начнём с того, что на практике учителя сталкиваются с этим процессом в школе достаточно часто. Как минимум существует три адаптационных периода: в первом, пятом и десятом классах. Остановимся на первых двух.

В адаптационный период, приходящийся на первый класс, для ребёнка всё новое: начиная от коллектива, в котором он будет учиться, и заканчивая классно-урочной системой. Для решения этого вопроса проводится большая работа, как в предшкольный период так и в течение первого года обучения.

К сожалению, при переходе из начальной в среднюю школу вопросам адаптации уделяется гораздо меньше внимания. А ведь образовательная система в пятом классе ставит перед ребёнком не менее трудные задачи, чем в первом: надо приспособиться к кабинетной организации учебного процесса, различным стилям педагогической деятельности учителей, их личностным особенностям, самостоятельной организации учебной деятельности. И здесь на помощь учителю приходит психолог.

Под словом "адаптация" понимается приспособление организма к внешним условиям. Школьная адаптация представляет собой процесс формирования механизма приспособления ребёнка к требованиям и условиям обучения. Её результатом может стать как адекватный механизм, приводящий к адаптированности, обеспечивающей успешность последующей учебной деятельности, так и неадекватный механизм приспособления ребёнка к школе (нарушение учёбы и поведения, конфликтные отношения, психогенные заболевания и реакции, повышенный уровень тревожности, искажения в личностном развитии), приводящий к дезадаптированности ребёнка.

Первый класс школы - один из наиболее важных и трудных периодов в жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально - стрессовой ситуации: изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка.

Школа с первых же дней ставит перед ребёнком целый ряд задач, связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет комплекс новых факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей.

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.

В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в шесть или в семь лет? По какой программе обучать ребёнка? Справится ли он со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться? Как подготовить ребёнка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнётся с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и учителей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счёте, благополучие в его школьной и взрослой жизни.

Чтобы разъяснить все эти вопросы, ещё до поступления детей в школу психолог, совместно с учителями первых классов, проводит первое собрание для родителей будущих первоклассников.

А потом наступает первое сентября, и за школьные парты садятся вчерашние малыши. Первый день в школе - цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение ("Я уже школьник!"). Всё это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определённое время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, новому общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и поведения.

Приспособление (адаптация) ребёнка к школе происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий напряжения всех сил детского организма и детской психики. В начале школьного обучения почти у всех первоклассников наблюдается двигательное возбуждение или заторможенность, раздраженность, снижение аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость.

Это закономерные реакции организма ребёнка - изменение привычного образа жизни, которое постепенно проходит по мере привыкания к новым условиям.

Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учёбе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению.

Именно в этот период на помощь маленькому ученику приходит школьный психолог и учитель. В расписании уроков первоклассников стоят занятия с психологом. Основная форма их проведения - это игра. Подобранные и проводимые в определённой логике, игры помогают детям быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, развить навыки познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыки адекватного социального поведения школьников.

В задачи адаптационных занятий входит:

1. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищённости у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.

2. Создание доброжелательной атмосферы в классе, как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.

3. Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.

4. Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.

5. Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.

6. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.

7. Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы.

8. Знакомство педагога с особенностями детей данного класса.

Параллельно с адаптационными занятиями, с момента поступления ребёнка в школу, ведётся мониторинг умственного развития учащихся, используются психолого-педагогические диагностические методики, направленные на выявление группы школьников, испытывающих трудности в школьном обучении, общении с педагогами и сверстниками, самочувствии. Наибольший упор делается именно на первый класс, так как именно здесь закладываются все необходимые для успешного обучения предпосылки и формируются базовые навыки чтения, письма и счета.

Кроме сформированности предпосылок учебной деятельности и уровня развития интеллекта огромное значение для успешности обучения имеет наличие или отсутствие учебной мотивации. С этой целью проводится анкетирование детей с помощью "Анкеты для определения школьной мотивации", разработанной Н.Г. Лускановой и рисуночных тестов: "Нарисуй школу", "Что мне нравится в классе".

Диагностика даёт возможность сделать достаточно точное заключение об уровне умственного развития каждого ребёнка, пришедшего обучаться в школу, о его готовности к обучению, наличии или отсутствии у него учебной мотивации. Эти знания помогают осуществить индивидуальный подход к каждому ученику, адекватно применять всего арсенал педагогических подходов и приёмов.

К середине первого класса для большинства детей трудности адаптационного периода остаются позади: теперь они могут использовать имеющийся в их распоряжении запас интеллектуальных сил, эмоциональные ресурсы, способности для овладения различными видами деятельности. Учебная деятельность обладает большой привлекательностью в жизни первоклассников: они любопытны, ориентированы на "взрослые занятия". Им интересно и, если так можно выразиться, "психически комфортно" заниматься познанием.

Но к этому времени выделяется группа детей, не столь благополучно прошедших период адаптации. Какие-то аспекты новой социальной ситуации оказались чуждыми или недоступными для усвоения. Для многих "камнем преткновения" становится собственно учебная деятельность.

Эти дети - дезадаптированные школьники. Во втором полугодии первого класса ведётся работа по выявлению группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении или самочувствии в школьных ситуациях, и оказание им необходимой помощи.

Деятельность педагогов и психолога разворачивается в этот период в следующих направлениях:

  • Психолого-диагностическая работа уровня и содержания школьной адаптации первоклассников.
  • Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики с разработкой стратегии сопровождение каждого ребёнка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.
  • Проведение просветительской и консультативной работы с родителями.
  • Организация педагогической и социально-психологической помощи детям, испытывающим трудности в адаптации.

Такая работа может носить чрезвычайно разнообразный характер и по своему содержанию и по своим формам. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Совместные усилия учителей, родителей, врачей и школьного психолога способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной дезадаптации и трудностей обучения, а также повысить интерес к учебной деятельности и к школе в целом.

Ещё одним переходным периодом, который выдвигает специфические проблемы и требует особого внимания со стороны школьного психолога, является переход учащихся из начальной школы в среднюю.

Изменившиеся условия учения представляют более высокие требования и к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определённых учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности, способности к саморегуляции и т.п.

Однако этот уровень развития учащихся далеко не одинаков: у одних он соответствует условиям успешности их дальнейшего обучения, у других едва достигает допустимого предела.

Для пятиклассника первого сентября, также как и для первоклассника, зачастую новое всё: и здание школы, и дети в классе, и учителя, и даже обучение другое - предметное. Возникает ситуация новой системы образования. Интересно, но тревожно, хочется быть активным, умным, и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в группе своих одноклассников, чтобы каждый учитель оценил и увидел всё самое лучшее, что есть во мне, ведь я не хуже других.

Любой педагог и психолог подтвердит, что начало пятого класса - сложный период для ребёнка. По результатам психологического обследования, проведённого в Великомихайловской средней общеобразовательной школе, были выявлены проблемы, испытываемые пятиклассниками. Так, в большинстве случаев, сами дети указывают, что в школе стало сложнее, потому что:

  • очень много разных учителей (и их надо запомнить);
  • много новых кабинетов; которые неизвестно как расположены;
  • новые предметы;
  • новый классный руководитель;
  • в средней школе мы самые маленькие, а в начальной были уже большими.

Среди трудностей школьной жизни пятиклассников, по результатам родительского анкетирования, являются:

  • объём работы, как на уроке, так и дома;
  • необходимость самостоятельно находить и работать с дополнительной литературой;
  • темп работы.

Конечно, есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований норм и социальных отношений, но большинство учащихся 5-х классов, как показали результаты диагностики, подвержены дезадаптации, т.е. ребенок становится невнимательным, менее ответственным, тревожным, хуже учится по сравнению с начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы снижается, со своим высоким уровнем тревожности ребенок неадекватен в восприятии отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство неуверенности.

Успешность адаптации младшего подростка в большей степени зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от:

  • его способности к установлению межличностных отношений с педагогами;
  • навыков ориентации в пространстве школы;
  • навыков достойного поведения со своими одноклассниками и умения общаться с ними, дружить;
  • способности принимать и соблюдать классные и школьные правила жизни;
  • отношения к себе и положительного отношения к школьному миру.

Важно также, насколько психологические качества детей, их умения и особенности соответствуют требованиям конкретного учителя в связи с особенностями предметного обучения.

По данным психологов, ситуация адаптации вызывает у большей части пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также зачастую - появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это - возрастная проблема. Ребенок младшего подросткового возраста задумывается: "А что про меня подумают другие, и одноклассники, и учителя!" Поэтому иногда и способный ребенок не проявляет в должной мере свои возможности. Кстати, дети очень способные живут в быстром режиме, увлекаются шахматами, английским языком, информатикой, и, может быть, поэтому испытывают низкую физиологическую сопротивляемость стрессу. Родители, заботясь об образовании детей и их успешности в будущей жизни, кроме того, беспокоясь "как бы чего не случилось на улице, время такое сложное", предпочитают загружать свободное время ребенка образованием, хотя именно эти дети нуждаются в щадящем режиме и специальных навыках управления стрессом, и, может быть, - в особом внимании медиков.

Кроме того, проблемы и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь, родители, все больше и больше принуждая детей работать на оценку, провоцируют школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.

В начальной школе учащиеся всегда находятся в поле зрения педагога, который контролирует степень их готовности к очередному уроку, помогает урегулировать конфликтные ситуации с другими учителями (например, ребенок забыл физкультурную форму, не принес альбом). Учитель начальных классов находится в тесном контакте с родителями. Он внимательно следит за тем, чтобы вся необходимая информация была записана в дневник и доведена до их сведения. Теперь учащиеся, которые еще вчера были под постоянным контролем со стороны учителя и родителей, должны самостоятельно совмещать учебные и организационные стороны школьной жизни.

Некоторые дети в силу своих психологических особенностей не готовы к подобной самостоятельности, они испытывают растерянность, все время все путают и забывают, не могут сосредоточиться на учебе. Другие дети настолько привыкли к постоянному контролю со стороны взрослых, что неспособны самостоятельно организовать собственную школьную жизнь. Все это, естественно, ведет к снижению успеваемости.

Как и любой кризис, переход в среднюю школу имеет и свои положительные стороны. Новая учебная ситуация позволяет преодолеть сложившиеся в начальной школе стереотипы.

Многие старшеклассники вспоминают, что именно в пятом классе у них обнаружился интерес к тому или иному предмету, который не только способствовал повышению качества их обучения в целом, но и помог в дальнейшей профессиональной ориентации.

Очень важна для пятиклассника ситуация с новым классным руководителем. Ведь при переходе из младшей в среднюю школу дети особо нуждаются в установлении адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне их. Принятие и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм также осуществляется в первую очередь классным руководителем. У некоторых детей появляются сложности просто в информированности и организации школьной жизни, и здесь тоже очень важна поддержка классного руководителя. Компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к учащимся, к своим обязанностям, проявляющимся в поведении и общении с детьми, т.е. характер межличностного контакта - одно из главных условий успешной адаптации детей.

Библиографический список.

  1. Безруких М.М., Ефимова СП. Знаете ли вы своего ученика. - М.: Просвещение, 1991.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В. Работа психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998. .
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
  4. Гафуров И.М. Педагогический совет. Проблема преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднюю. - Санкт-Петербург.: Паритет, 2003.
  5. Рабочая книга школьного психолога. / Под ред. Дубровиной И.В. - М.: Сфера, 1998.
  6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Владос, 2001.
  7. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: Сфера, 1998.
  8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М.: Просвещение, 1996.
  9. Здравствуй школа. / Под ред. Пилинко Н.В. - М.: УЦ Перспектива, 2002.
  10. Фесюкова Л.Б. Год перед школой. - М.: ACT, 2000.