Урок математики в малокомплектном классе коррекционном классе школы VIII вида

Разделы: Начальная школа


Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации

Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков

Цели по содержанию:

  • образовательная: 5 класс - способствовать осознанию и закреплению знаний об округлении двузначных и трехзначных чисел до десятков и сотен; 3 класс- способствовать закреплению навыков вычитания числа 9 из чисел второго десятка;
  • коррекционная: способствовать коррекции мышления на основе аналитической деятельности
  • развивающая: способствовать формированию умения понимать последовательность действий по технологической карте (плану)
  • воспитательная: способствовать формированию положительных качеств личности учащихся (трудолюбия, настойчивости)

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Метод: репродуктивный

Средства обучения: индивидуальные технологические карты ( по картам); карточки с заданием

5 класс 3 класс
Тема: Округление чисел до десятков, сотен

Решение составной задачи на нахождение суммы

Тема: Вычитание числа 9 из чисел второго десятка.

Решение простой арифметической задачи на нахождение суммы

Ход урока

Структура Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг. момент Приветствует. Определяет отсутствующих.Определяет готовность учащихся к работе, создает ситуацию успеха.

Психологический настрой: (Приложение № 1) Посмотрите внимательно на изображения солнца на доске (даны 3 изображения солнца :

а) спокойное выражение

б) улыбающееся

в) недовольное

Какое солнце вам понравилось больше? Вы выбрали улыбающееся солнце. Мне нравится ваш настрой на работу. К этим рисункам мы вернемся в конце урока.

Проверяют готовность рабочего места.
Разминка для глаз:

На доске таблица из разноцветных кружков, расположенных в три ряда по 8 кружков в каждом с буквами. (Приложение № 5)

Задание:

Учитель указкой водит по таблице, учащиеся следят за кончиком указки, следя только глазами, не поворачивая шеи, громко называя буквы. (10-15 сек.)

5 класс 3 класс 5 класс 3 класс
Целеполагание и мотивация Предлагает определить цели урока.

Нацеливает на самоконтроль с целью выявления уровня усвоения системы знаний по теме " Округление чисел до десятков, сотен".

Определяет цели урока

Мотивирует деятельность учащихся.

Объясняет, как пойдет урок.

Определяют цели.

Знать: правила округления 2-3 -значных чисел до десятков и сотен.

Уметь: производить округление 2-3-значных чисел до десятков и сотен.

Определяют цели при помощи учителя.

Знать: приемы работы с таблицей сложения 1-10.

Учиться уметь: понимать последовательность действий по технологической карте (плану) вычитания числа 9 с переходом через разряд.

Актуализация знаний и умений. Проверка домашнего задания:.

Округлить до десятков 2-значные и 3-значные числа до сотен и выбрать правильный ответ из 3 ответов правого столбика:

31 50,30,40

46 40,50,60

153 50,200,100

284 100,280 ,300

715 700,600, 750

(Приложение № 3)

Проверка домашнего задания.

Выбрать правильный ответ, написанный в одной из 3 геометрических фигур:

19-3-6= 9 8 7

15-5-4= 7 6 8

12-2-7= 4 3 5

14-4-5= 6 7 5

Вспоминают правила округления чисел до десятков и сотен

На столе у каждого ученика памятка "Как округлить число до десятков и сотен"

Вспоминают состав чисел первого десятка

Табличка "Состав числа 9"

- Вставьте пропущенные числа:

9=1+: 9=5+:

9=2+: 9=6+:

9=3+: 9=7+:

9=4+: 9=8+:

Динамическая физминутка:

Бегун -бежит,
Пловец -плывет,
А летчик водит самолет,
Шофер баранку крутит так,
А я пешком хожу вот так !

       
4. Систематизация и обобщение знаний и умений Объясняет, как пройдет устный счет. Он проходит с записью ответов в карточках.

Направляет самостоятельную деятельность учащихся.

Наблюдает, советует.

Предлагает работу с текстом:

Стр. 46 учебника

№ 17

Решение примеров по образцу, данному в учебнике

Проверка самостоятельно по по карточке. (Приложение № 4)

Образец:

9+2=11

11-9= 2

9+2= 9+3=

9+7= 9+6=

9+8= 9+4=

9+3= 9+9=

Работа с карточками:

( Приложение № 2) "Кот Матроскин зашифровал любимое слово. Узнаете его, прочитав по первым буквам названий картинок ---------------------------

"Каштанка, потерявшись, со слезами бежала по длинной улице и смотрела на номера домов: 26, 37, 49, 110,123, 148. Задание:

Округлите 2-значные число до десятков, а 3-значные числа до сотен"

Работают в карточках:

Проверяют, подходя по одному к столу учителя и беря карточки с ответом

Работа в тетрадях

Сверяются по карточке

Форма работы: парная (взаимопроверка)

5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации Предлагает работу с текстом учебника

Работа над составной задачей на нахождение суммы

Стр. 54 № 113

Составьте составную задачу по краткой записи и решите ее.

1-300 кг яблок

2- на 100кг меньше

  Работают с текстом устно.

Составляют краткую запись задачи

Слабым учащимся даются подсказки-схемы краткой записи задачи, где вставляют пропущенные числа:

Один ученик работает у доски

1-300 кг яблок

2- на 100кг меньше

Решение простой задачи на нахождение остатка.

Запись на доске:

На ветке сидело 15 воробьев, улетело 9 воробьев. Сколько воробьев осталось?

6. Упражнения пальчиковой гимнастики.

1) Пружинящие отведения ладони правой руки левой рукой

2) Пружинящие отведения соединенных вместе ладоней, пальцы врозь. Сначала надавливать правой ладонью на левую, а затем наоборот.

3) Повороты кистей внутрь и наружу.

4) И.п.- удерживать горизонтально карандаш между мизинцем и указательным пальцами: 1-сгибая безымянный и средний, переместить пальцы под карандашом вперед; 2- выполнить то же в обратном направлении . После того как упражнение будет разучено, можно приступить к выполнению других его вариантов.

5) И.п.- руки перед грудью, ладони обращены к груди, пальцы сцеплены. Пружинящими движениями разгибать руки вперед, ладони направить вперед.

6) Напряженные разгибания пальцев и сжимание кисти в кулак.

       
7. Проверка уровня обученности Делает выводы о работе учащихся.

Ставит оценки.

Делает выводы о работе учащихся.

Ставит оценки

Делают выводы о работе совместно с учителем. Делают выводы о работе совместно с учителем.
8. Домашнее задание Страница 43 , устно Страница 31, № 14 устно. Повторить состав числа 9. Страница 43

Прочитать, пересказать своими словами правило об округлении чисел до десятков и сотен и привести свои примеры.

Страница 31, № 14

Повторить состав числа 96

9= 9=

9= 9=

9= 9=

9= 9=

9. Рефлексия (подведение итогов урока) Предлагает учащимся определить уровень достижения целей

- Как округлить числа до десятков, до сотен ?

Правильно ли округлены числа до десятков, сотен ?

Примеры даны на зрительных метках, расположенных на стенах класса:

(Приложение № 6)

Предлагает учащимся определить уровень достижения целей

- Как вычесть число 9 из чисел: 11, 14, 17 ?

(Приложение № 7)

Для слабоуспевающих учащихся -карточки (Приложение № 8)

Определяют уровень достижения своих результатов.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют уровень достижения своих результатов.

Отвечают на вопросы учителя.

 Индивидуальная карта
5 класс
Округление трехзначных чисел до десятков и сотен

1 шаг Вспомни что такое двузначные числа? Это числа, состоящие из двух цифр. Например, 27, в нем 7 единиц, 2 десятка.

Что такое трехзначные числа? Это числа, состоящие из 3-х цифр. Например , 123 , в нем 3 единицы, 2 десятка, 1 сотня.

2 шаг Вспомните правило округления. Учебник, на стр. 43

Посмотри памятку на парте. (приложение № 3)

Решение составной задачи на нахождение суммы

1 шаг Внимательно прочитай про себя задачу первый раз, не понял , прочитай про себя еще один раз.
2 шаг Подумай, о чем говорится в задаче.

Что известно, а что неизвестно в задаче?

Задача простая или составная? Вспомни, простые задачи решаются в 1 действие. А составные задачи решаются в 2, 3 действия

3 шаг Прочитай вопрос задачи. Это главный вопрос задачи.
4 шаг Чтобы ответить на главный вопрос задачи, что нужно узнать? Каким действием найдем? Почему вычитанием? Докажи.
5 шаг Для краткой записи какие слова возьмем из условия задачи ?
6 шаг Что найдем первым действием ? К 1 действию задачи какое пояснение напишем?
7 шаг Что можно узнать, ответив на второй вопрос? Ответили на главный вопрос задачи?
8 шаг Запиши полный ответ , глядя на главный вопрос задачи.

Индивидуальная карта
3 класс

1 шаг Вспомните состав чисел первого десятка

Возьмите памятки:

- Впишите недостающие числа.

9=1+: 9=5+:

9=2+: 9=6+:

9=3+: 9=7+:

9=4+: 9=8+:

2 шаг - Как решить пример 7+9 ?

Число 9 разложим на сумму двух слагаемых 3 и 6. Так удобнее складывать:

К 7 +3 - это 10, к 10 +6 = 16

3 шаг - Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проведите взаимопроверку домашнего задания, опираясь на карточки , где домашнее задание выполнено правильно . Ошибки в тетрадях исправляйте простым карандашом.

Оцените работу:

  • 1-2 ошибки - "4"
  • 3-5 ошибок - "3"
  • Больше 6 ошибок поставьте: - (минус)
4 шаг Решение примеров стр. 46 № 17

Решай по образцу:

9+2= 11

11-9= 2

Если трудно, сверяйся с карточкой. (Приложение № 4)

5 шаг Решение простой задачи.

Внимательно прочитай задачу несколько раз.

- О ком задача?

-Сколько сидело?

-А сколько улетело?

-Что значит улетело? Это стало больше или меньше?

-Что нужно узнать в задаче? Каким действием находим остаток?

-Выбери слова для краткой записи задачи

-Запиши решение задачи

-Запиши ответ задачи.

-Сверьте друг с другом решение задачи

 Индивидуальная карточка для ученика 5 класса Алеши В.

Мальчик не может работать с классом из-за здоровья.

Алеше задания:

  • Раскрась те фигуры, из которых составлена большая фигура.
  • Найди две одинаковые машинки и одинаково раскрась. (Приложение № 9)
  • Когда Алеша устает, то он занимается с небольшими цветными пазлами .
  • Задание: собрать домик, разобрать по цвету пазлы в небольшие кучки.