Урок окружающего мира по теме "Органы чувств - глаза" в 4-м классе, УМК "Школа-2100"

Разделы: Начальная школа


Ход урока

I. Обобщение по разделу "Человек и его строение"

На протяжении многих уроков мы с вами познавали тайны строении я нашего организма. Вы узнали как устроен организм человека, зачем нужна кожа, как человек двигается, для чего и как мы дышим, как удаляются ненужные вещества из организма, что такое кровь и какую функцию она выполняет.

Вопрос:

  • Может ли один орган выполнять задачу всего организма?
  • Что для этого нужно?
  • Какие системы органов вы знаете?

Сегодня мы продолжим познавать тайны нашего организма. Но сначала вы пройдёте небольшой тест, а потом проверите друг у друга(взаимопроверка) (тест на мультимедийной доске)

II. Определение темы и цели урока.

  • Назовите органы чувств. Почему органы чувств развиты у животных, а у растений их нет?
  • Приведите примеры каким животным какие органы чувств помогают.

Вопрос: А как они развиты у человека?

Проблемная ситуация

Проведение опыта.

Пятерым ученикам закрывают глаза, раздают различные предметы. Дети должны распознать предмет с закрытыми глазами.

Вопрос:

  • Какие органы чувств помогли определить предметы?
  • Почему не все предметы смогли определить?
  • Какой орган чувств нужен был в помощники?
  • Определите тему сегодняшнего урока.

На доске появляется запись темы урока.

Благодаря глазам мы получаем более 90% информации об окружающем мире. Человек полагается на зрение, больше чем на другие органы чувств. Глаза легко приспосабливаются к самой разной освещённости - от яркого солнечного света до почти полной темноты; улавливают они и различия между множеством оттенков того или иного цвета.

Мы просыпаемся и видим лица родных людей и улыбаемся. Мы выглядываем в окно и радуемся ясной погоде или огорчаемся проливному дождю.

Когда мы разговариваем с человеком, всматриваемся в его лицо и определяем настроение собеседника, говорит он правду или лукавит, а может что-то скрывает, уважает он тебя или презирает. Только зрение может помочь нам в этом. Ведь ещё В. Гюго сказал, что "глаза - это зеркало души". Народ очень давно придумал пословицы "Человека по глазам видно", "Глаза ушей вернее". Это говорит о многом.

Только представьте, что вы ничего не видите. Это ужасное чувство. Вы не увидите закат солнца, цвет утреннего неба, весенней травы и многое-многое другое.

Физкультминутка

Ваши глаза немного устали. Им нужно отдохнуть.

Представьте, что вы стоите близко к большим настенным часам, центр которых расположен прямо перед вашими глазами. Посмотрите сначала в центральную точку. Затем, не поворачивая головы бросьте взгляд на любую из цифр на циферблате, а затем так же быстро вернитесь в центр. Теперь бросьте взгляд на следующую цифру и вернитесь в центр.

III. Открытие нового знания

Как же устроены наши глаза, чтобы выполнять такую сложную функцию, в чём состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.

Учитель использует муляж глаза.

Внутренняя часть глаза - глазное яблоко, которое помещается в глазнице и имеет не совсем правильную шаровидную форму. Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками. Снаружи оно покрыто белой оболочкой, или склерой. Она самая толстая и обеспечивает глазному яблоку определенную форму. В склеру как бы врезано маленькое окошечко - роговица. Изнутри к склере прилегает вторая оболочка - сосудистая. Она снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащим красящее вещество. Часть сосудистой оболочки образует радужную оболочку. Она окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от пигмента. Когда его много, глаза приобретают карий или темно-карий цвет, когда его мало, глаза могут быть бирюзовыми, голубыми, зелеными В центре радужки есть небольшое отверстие - зрачок, который, суживаясь или расширяясь, пропускает больше или меньше света. Вы, наверное, не раз замечали, что при слабом освещении зрачки становятся широкими, а при ярком - узкими. Посмотрите друг на друга при разном освещении, и вы увидите, что величина зрачка меняется в зависимости от освещения. Радужка отделяется от сосудистой оболочки ресничным телом. В толще его находится ресничная мышца, на тонких упругих нитях которой подвешен хрусталик. При сокращении или расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму. Это свойство хрусталика позволяет четко видеть предметы как на близком, так и на далеком расстоянии. Проходя сквозь хрусталик, лучи света достигают сетчатки, внутренней оболочке глаза. Сетчатка имеет очень сложное строение. Самым важным местом сетчатки является так называемая центральная ямка, расположенная в центре желтого пятна. Это область наилучшего восприятия зрительных ощущений. В ней различают десять слоев клеток. Особенно важное значение имеют клетки, получившие название колбочек и палочек. В сетчатой оболочке колбочки и палочки расположены неравномерно. Колбочки - клетки, которые обеспечивают дневное и цветное зрение. Они возбуждаются при солнечном и ярком электрическом свете. Палочки обеспечивают сумеречное и ночное зрение.

Защитную функцию выполняют веки и слезная жидкость. Веки закрываются рефлекторно. При этом они предохраняют сетчатку от света, а роговицу и склеру - от вредных воздействий. При моргании происходит равномерное распределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему они не высыхают. Слезы увлажняют роговицу и способствуют сохранению ее прозрачности. Именно поэтому глаза так заманчиво блестят. Кроме того, слезы смывают с поверхности глаза, а иногда и век попавшие туда инородные тела - соринки, пыль и так далее.

Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого организма. Мелкие движения глаз играют важную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различать предметы. Глаз совершает повороты, перевод взора с одного предмета на другой, глаза сводятся к носу, когда предмет приближается. Движение глаз обеспечивают глазодвигательные мышцы.

Наши глаза способны воспринимать не только свет, но и цвет. Способность различать цвета позволяет лучше и полнее познавать окружающий мир.

Физкультминутка

Крепко зажмурьте газа и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.

VI. Закрепление знаний.

1. Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал о строении глаза, и выполним задания.

На доске изображение строения глаза.

- Перечислите части глаза. - Назовите самую объёмную часть. - Что примыкает сзади? - Чем защищён глаз спереди? - Что контролирует органы зрения?

2. Самостоятельное применение знаний

Покажите, на каком расстоянии от глаз нужно держать книгу. Почему. Какие проблемы со зрением связаны в связи с этим? Что ещё влияет на ухудшение зрения? Вы можете научно доказать, почему это происходит? (Проблемный вопрос можно оставить на дом)

Впереди у вас, ребята, долгая, интересная жизнь, и я желаю, чтобы ваши глаза помогали вам познавать красоту окружающего мира даже в то непростое время, которое мы живем. И чтобы сохранить зрение на долгие годы, надо выполнять ряд правил:

  • Нельзя читать или писать, близко наклонившись к тексту. Лучше всего соблюдать расстояние, равное полусогнутой руке (40-50 сантиметров).
  • Освещение должно быть достаточно ярким (не менее 60 ватт при искусственном освещении) без попадания прямого света в глаза.
  • Нельзя читать или писать лежа, особенно на боку, так как, когда ты находишься в этом положении, твои глаза располагаются на разном расстоянии от текста.
  • Во время работы за компьютером расстояние между твоими глазами и монитором должно быть не меньше 60 см.
  • Телевизор следует смотреть не ближе чем с расстояния, равного шестикратному размеру экрана по диагонали. То есть, если диагональ твоего телевизора 50 см, в идеале ты должна расположить диван или любимое кресло в трех метрах от него. При просмотре телевизора в комнате должно быть мягкое освещение, без прямого попадания света на экран и в глаза.
  • При длительной и напряженной работе каждые 40 минут давай глазам отдохнуть 3-4 минуты. Если у тебя проблемы со зрением, отдыхать нужно чаще - каждые 20 минут. В это время ты можешь смотреть вдаль; поморгать или сделать массаж для глаз.

Желательно, чтобы привычкой в жизни стали такие моменты:

  • никогда не щуриться;
  • не напрягать глаза, пытаясь разглядеть предметы: руководствоваться принципом - расслабление вернёт мне остроту зрения;
  • избегать длительной фиксации глаза на одном предмете, стараясь как можно чаще переводить взгляд;
  • моргать при любом удобном случае.

V. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Итак, наш урок подходит к концу.

  • "Посмотрите мне в глаза", - почему так говорят?
  • Прочитайте цели урока.
  • Достигли ли мы цели урока?
  • Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?
  • О чём хотелось бы узнать ещё?
  • Оцените свою работу на уроке.

Тест по теме "Человек и его здоровье"

1. Главный командир в организме -

    а) сердце;

    б) мозг;

    в) желудок;

    г) кишечник.

2. Какую работу выполняют мышцы в организме?

а) движение крови по всему организму;

б) передвижение пищи в желудок;

в) сгибание и разгибание конечностей;

г) скрепление костей скелета.

3. К какой системе органов относится гортань?

а) дыхательная;

б) пищеварительная;

в) выделительная;

г) нервная.

4. Какой орган не относится к дыхательной системе органов?

а) трахея;

б) пищевод;

в) бронхи;

г) носоглотка.

5. Какой орган не относится к пищеварительной системе?

    а) печень;

    б) пищевод;

    в) трахея;

    г) кишечник.

6. Что не является органом кровеносной системы?

а) сердце;

б) артерии;

в) пульс;

г) вены.

7. Какие органы не являются органами чувств?

а) ухо;

б) кожа;

в) язык;

г) зубы.