Разработка занятия на тему "Народные художественные промыслы. Керамика. Чаша"

Разделы: МХК и ИЗО


Изделие: чаша, выполненная из соленого теста.

Цель:

  • познакомить воспитанников с традиционными народными промыслами России: керамикой;
  • рассказать о месте декоративного искусства в жизни общества;
  • выполнить изделие из соленого теста, нанести декоративную роспись.

Задачи:

  • продолжать знакомить с народным художественным промыслом керамика.
  • совершенствовать знания о декоративном искусстве в жизни общества;
  • формировать представление о приемах стилизации природных форм в бытовых вещах;
  • развивать конструктивность, целесообразность, вариативность мышления.
  • формировать умения и навыки работы с соленым тестом на основе приемов лепки из глины.
  • учить приемам лепки из соленого теста: жгутовка, раскатка пласта, вытягивание.
  • развивать творческое воображение, фантазию.

Оборудование:

  • Для педагога: соленое тесто, доска для лепки, стеки, гуашь, кисти, педагогический рисунок, домашние заготовки, таблица, наглядные пособия.
  • Для воспитанников: соленое тесто, доски для лепки, стеки, гуашь, кисти.

Ход занятия

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

2. Проверка рабочего места.

II. Содержание занятия.

1. Сообщение темы.

Педагог: Тема нашего урока: "Чаша, выполненная из соленого теста". Мы продолжаем знакомство с традиционными народными промыслами России. На занятии мы познакомимся с таким видом народного промысла, как керамика, нам предстоит изготовить чаши из соленого теста, украшенные декоративной росписью.

Беседа по теме занятия.

Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с таким видом художественного творчества, как керамика. Это изделие, выполненное из глины и обожженное при высокой температуре. Так как работа с глиной очень длинный процесс, мы с вами изготовим чашу из соленого теста. У нас получится изделие, напоминающее керамику.

С незапамятных времен, люди лепили все необходимые в быту предметы из глины. Но такие предметы были не долговечны. Очень хрупкие. Которые боятся влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Со временем люди заметили, что почва, которая содержит глину, в месте горения костра становится твердой, как камень, и не размывается дождями. Это и надоумило людей обжигать глиняные изделия в костре. Эти изделия и получили название керамика. Высокого развития искусство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции, Китае. Многие музеи мира украшает посуда, изготовленная древними мастерами. В наше время утрачены многие секреты, которыми владели древние мастера. Современные мастера до сих пор еще не сумели раскрыть тайну приготовления глазури, которая покрывает две большие вазы, обнаруженные при раскопках китайскими археологами. Когда в найденные вазы налили воду, глазурь тут же потемнела и изменила цвет. Стоило только вылить воду, как сосуды вновь обрели свою первоначальную белизну. Эти удивительные вазы были сделаны китайскими мастерами более тысячи лет назад. Но до сих пор не утратили своих удивительных свойств. Славилась керамикой и Древняя Русь. В мастерских изготавливались чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины- календари. Каждый календарь представлял собой кувшин, на котором штампиками наносили определенные знаки в прямоугольнике, отведенном каждому месяцу. В сам же кувшин-календарь заливалась освященная вода, ею крапили поля во время молебна.

3. Планирование работы.

Используйте при работе технологические карты и наглядный материал.

4. Практическая часть. Выполнение изделия по намеченному плану.

Соблюдаем правила безопасности с инструментами.

Я покажу вам два приема лепки.

Упражнение "Жгутовка" (Приложение рис.1)

Возьмем небольшой кусочек теста, скатаем из него шарик, затем, расплющив шарик, сделаем ровный по толщине диск - дно для чаши. Следующий этап: несколько небольших кусочков теста, хорошенько разомнем и раскатаем из них небольшие по толщине колбаски. Лепим из этих колбасок цилиндр, укладывая их по спирали на дно. Для удобства по краю желательно нанести сетку, на которую и укладывается колбаска. Затем немного смачиваем водой для лучшего склеивания. Внутреннюю и внешнюю стороны можно загладить, а можно оставить, как есть. Обязательно нужно проследить, чтобы прилегающие друг к другу колбаски были хорошо слеплены и плотно соединены друг к дружке, иначе при обсушке они могут развалиться.

Перерыв 10 минут.

Упражнение "Вытягивание" (Приложение рис. 2)

Возьмите кусок теста размером с кулак, сделайте из него что-то вроде конуса и большим пальцем сделайте вмятину в дне конуса. Затем постепенно, осторожно увеличивайте эту ямку до тех пор, пока стенки изделия не будут одинаковой толщины. Подравняйте верхний край изделия. Получилось что-то вроде чаши.

Теперь наши чаши готовки к обжигу, если нет возможности обжечь изделие, то оно сушиться естественным путем. Готовое изделие мы можем украсить любой декоративной росписью.

III. Итог занятия

1. Обсуждение работ.

2. Чему научились, что нового узнали на занятии.

3. Уборка рабочего места.